Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Глава 2. Анализ правовых аспектов расходования средств федерального бюджета по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации
2.1. Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8 % населения страны[8]. 25 октября 2017 г. для России вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 г. В целях приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией, проводится работа по разработке и внедрению правовых норм, обеспечивающих реализацию прав инвалидов в различных сферах. Одним из направлений социальной политики, проводимой в Российской Федерации, является реабилитация инвалидов (детей-инвалидов) и обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[9] Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации[10].
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [11] медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев[12], разрабатываемых и утверждаемых в порядке[13], определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Эффективное правовое регулирование в социальной сфере крайне необходимо, так как его отсутствие приводит к социальной нестабильности в обществе. На практике встает вопрос об использовании инноваций в процессе производства технических средств реабилитации и обеспечения ими инвалидов. В этой связи предлагается минимизировать существующие административные процедуры, заменить избыточные и крайне не эффективные административные механизмы государственного контроля рыночными механизмами.
Правовая регламентация указанной деятельности имеет не только теоретическое, но и существенное практическое значение. В настоящее время государство гарантирует данным группам лиц за счет средств федерального бюджета получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных соответствующим федеральным перечнем[14]. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу, являются: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как отмечено в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», эффективность функционирования системы реабилитации инвалидов остается низкой, нормативные правовые акты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг. Правовые, организационные и финансовые механизмы обеспечения техническими средствами реабилитации нередко приводят к приобретению инвалидами изделий низкого качества, которые нуждаются в частом ремонте или замене, не учитывают особые потребности инвалидов, ограничивают их мобильность, не обеспечивая эффективной реабилитации, при этом способствуют неоправданному росту бюджетных расходов на эти цели[15].
В настоящее время осуществление расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами[16].
Действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации[17]
Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи – процедура, осуществляемая с целью оказания инвалидам специализированного вида медико-технической помощи по обеспечению техническими средствами для коррекции и компенсации дефектов.
Государственная услуга предоставляется отделом Управления социальной защиты населения по месту жительства потребителя.
Административные процедуры предоставления услуги:
1) Отдел социальной защиты населения со дня принятия письменного заявления и документов от потребителей формирует макет дела на бумажном носителе, сформированный из представленных документов;
2) регистрация документов дел в журнале;
3) составление потребности;
4) отправка потребности в Управление социальной защиты населения.
Государственная услуга предоставляется в следующие сроки:
1) сроки оказания государственной услуги с момента сдачи потребителем необходимых документов в уполномоченный орган – не более 10 рабочих дней;
2) максимально допустимое время ожидания до получения государственной услуги, оказываемой на месте в день обращения потребителя – не более 30 минут;
3) максимально допустимое время обслуживания получателя государственной услуги, оказываемой на месте в день обращения потребителя – не более 15 минут.
Этапы оказания государственной услуги следующие.
При поступлении макетов дел на обязательные гигиенические средства в уполномоченный орган в срок не более 10 дней производится: регистрация документов дел в журнале «регистрации граждан», рассмотрение документов, принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) специальных социальных услуг потребителю.
При поступлении макетов дел на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи в уполномоченный орган в срок не более 10 дней производится: регистрация документов дел в журнале «регистрации граждан», рассмотрение документов, принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) специальных социальных услуг потребителю.
Прием документов осуществляется непосредственно специалистом отделения уполномоченной организации, после чего заявление о регистрации с приложенными к нему документами регистрируется в журнале. Потребителю выдается отрывной талон с указанием даты регистрации и получения потребителем государственной услуги, фамилии и инициалов лица, принявшего документы.
Для получения услуги потребители представляют в отделение уполномоченной организации следующие документы:
- заявление установленного образца с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, номер социального индивидуального кода (при наличии индивидуальный идентификационный номер);
- копию выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- копию документа, удостоверяющего личность, а для несовершеннолетних детей-инвалидов – копию свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность одного из родителей (опекунов, попечителей);
- для участников и инвалидов Великой Отечественной войны – копию удостоверения установленного образца, копию заключения медицинской организации по месту жительства о необходимости предоставления протезно-ортопедической помощи.
- для лиц, приравненных по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – копию пенсионного удостоверения с отметкой о праве на льготы;
- для инвалидов первой, второй, третьей групп – копию пенсионного удостоверения;
- для инвалидов от трудового увечья или профессионального заболевания, полученного по вине работодателя, в случаях прекращения деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица – копию акта о несчастном случае и документ о прекращении деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица;
- справка об инвалидности.
Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются потребителю.
Таблица 1
Алгоритм оказания протезно-ортопедической помощи
1 |
№ действия (хода, потока |
1 |
2 |
3 |
2 |
Наименование СФЕ |
Отдел социальной защиты населения |
Отдел социальной защиты населения |
Управление социальной защиты населения |
3 |
Наименование действия (процесса, процедуры, операции) и их описание |
Прием заявления с пакетом документов |
Рассмотрение документов |
1) Работа с поставщиками |
4 |
Форма завершения (данные, документ, организационно- |
Талон о регистрации поступившего документа с указанием регистрационного номера, даты и времени, фамилии инициалов лица и должность принявшего документ |
Вынос решения на оказания специальных социальных услуг; представление потребности в управление координации занятости и социальных программ |
Предоставление потребителю протезно-ортопедической помощи |
5 |
Сроки исполнения |
45 минут |
10 дней |
По мере поступления |
6 |
Номер следующего действия |
2 |
3 |
Схемы, отражающие взаимосвязь между логической последовательностью административных действий в процессе оказания государственной услуги приведены в Приложении 1.
Государственная услуга предоставляется бесплатно.
2.2. Проблемы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
Мониторинг ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации указывает на устойчивую тенденцию нарастания претензий к качеству протезно-ортопедических изделий. В числе основных из них называются следующие претензии:
– непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов;
– длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации;
– недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида;
– низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие[18].
Как отмечалось Конституционным судом Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, гарантируется каждому социальное обеспечение в случае инвалидности. Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения[19]. В настоящее время задача, на наш взгляд, состоит не просто в защите интересов и прав инвалидов, а в создании такой правовой модели, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон – инвалидов, государственных органов, бизнеса.
Выводы
Основные проблемы действующей системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следующие: непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов; длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации; недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида; низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.