Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (Анализ управления оборотными средствами предприятия (на примере ООО «Бренд»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления оборотными средствами предприятия

1.1 Управление оборотными средствами предприятия: цели и содержание

1.2 Показатели оборачиваемости оборотных средств

1.3 Источники формирования оборотных средств

Глава 2. Анализ управления оборотными средствами предприятия (на примере ООО «Бренд»)

2.1 Состав и структура оборотных средств предприятия ООО «Бренд»

2.2 Источники формирования оборотных средств ООО «Бренд»

2.3 Оценка показателей оборачиваемости оборотных средств предприятия

Глава 3. Основные направления совершенствования управления оборотными средствами ООО «Бренд»

3.1 Пути оптимизации управления оборотными средствами

3.2 Совершенствование структуры оборотных средств

3.3 Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия

Заключение

Список использованных источников

Исследуем динамику оборотных средств ООО «Бренд» (таблица 4).

Таблица 4 Динамика оборотных средств ООО «Бренд» в 2013–2015 гг.

Видысредств

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Запасы

-579

+3766

-6,5

+45,4

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

-2070

+1875

-20,0

+31,4

готовая продукция и товары для перепродажи

-3218

+1913

-59,5

+87,5

расходы будущих периодов

+50

+45

-

+90,0

прочие запасы и затраты

+80

-67

-

-83,8

НДС по приобретенным ценностям

+1359

+571

+52,1

+14,4

Дебиторская задолженность (числе платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

+3846

+7105

+294,9

+138,0

Краткосрочные финансовые вложения

-315

-

-

-

Денежные средства

+1033

-1034

+647,9

-98,8

Итого

+7420

+10393

+56,6

+50,6

Как видим, оборотные средства в абсолютном выражении увеличились в 2015 г. на 10393 тыс. руб. или на 50,6%. При этом, в 2014 г. они росли быстрее на 6,0%. В 2015 г. произошло увеличение почти по всем статьям структуры оборотных средств, при этом наибольшее увеличение наблюдается по статье «Дебиторская задолженность» – на 7105 тыс. руб. или на 138,0%. В 2015 г. произошло снижение прочих затрат и запасов на 83,8%, а денежных средств на 98,8%.

2.2 Источники формирования оборотных средств ООО «Бренд»

Рассмотрим структуру источников формирования оборотных средств на ООО «Бренд», которая дана в таблице 5.

Таблица 5- Структура источников формирования оборотных средств на ООО «Бренд» в 2013–2015 гг., тыс. руб.

Источник

оборотных

средств

Наличие средств, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Собственный капитал

-2507

-11569

-8540

-9062

+3029

-

-

Заемный капитал

15625

32107

39471

+16482

+7364

+105,5

+22,9

Итого

13118

20538

30931

+7420

+10393

+56,6

+50,6


Как видим у предприятия отсутствуют собственные средства, оно является убыточным. В 2015 г. убытки достигли максимальной величины – 11569 тыс. руб., в 2015 г. они сократились на 3029 тыс. руб., но предприятие остается полностью зависимым от заемных источников капитала. Заемный капитал в 2014 г. рос значительно быстрее, чем в 2015 г. – 105,5% против 22,9%.

Выясним, за счет чего у предприятия отсутствуют собственные средства (таблица 6).

Таблица 6 Структура собственного капитала ООО «Бренд» в 2013–2015 гг.

Источникоборотныхсредств

Наличие средств, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Уставный капитал

10

94

94

+84

0

Нераспределенная прибыль

-2517

-11663

-8634

-9146

+3029

Итого

-2507

-11569

-8540

-9062

+3029

Данные таблицы 6 показывают, что размер уставного капитала вырос в 2014 г. на 84 тыс. руб., в 2015 г. он остался без изменений. Отсутствие собственных средств объясняется убыточной деятельностью предприятия. В 2013 г. непокрытый убыток составил 2517 тыс. руб., в 2014 г. он вырос на 9146 тыс. руб., в 2015 г. произошло сокращение убытка на 3029 тыс. руб., но предприятие осталось убыточным

Теперь проведем анализ структуры заемного капитала ООО «Бренд» (таблица 7).

Таблица 7- Структура заемного капитала ООО «Бренд» в 2013–2015 гг.

Источниккапитала

Наличие средств, тыс. руб.

Удельный вес, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Долгосрочные обязательства

-

1754

1691

'-

5,5

4,3

в т.ч. отложенные налоговые обязательства

458

927

1,4

2,3

Прочие долгосрочные обязательства

1296

764

4,0

1,9

Краткосрочные обязательства в т.ч.

15625

30353

37780

100,0

94,5

95,7

Кредиторская задолженность

15625

30353

37780

100,0

94,5

95,7

в том числе:

поставщикам и подрядчикам

15312

28617

37030

98,0

89,1

93,8

задолженность перед персоналом организации

190

109

265

1,2

0,3

0,7

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

134

108

0,4

0,3

задолженность по налогам и сборам

21

1414

274

0,1

4,4

0,7

прочие кредиторы

102

79

103

0,6

0,2

0,3

Итого

15625

32107

39471

100,0

100,0

100,0


Из таблицы 7 видно, что в структуре заемного капитала в 2013 г. отсутствовали долгосрочные обязательства. В 2014 г. доля долгосрочных обязательств составила 5,5%, что на 1,2% больше, чем в 2015 г.

При этом в структуре краткосрочных обязательств на протяжении всего периода преобладала кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, достигнув в 2015 г. 95,7%, что на 4,3% меньше показателя 2013 г.

Исследуем динамику заемного капитала ООО «Бренд» (таблица 8).

Таблица 8- Динамика заемного капитала ООО «Бренд» в 2013–2015 гг.

Источниккапитала

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Долгосрочные обязательства

+1754

-63

-

-3,6

в т.ч. Отложенные налоговые обязательства

+458

+469

-

+102,4

Прочие долгосрочные обязательства

+1296

-532

-

-41,0

Краткосрочные обязательства в т.ч.

+14728

+7427

+94,3

+24,5

Кредиторская задолженность

+14728

+7427

+94,3

+24,5

в том числе:

поставщикам и подрядчикам

+13305

+8413

+86,9

+29,4

задолженность перед персоналом организации

-81

+156

-42,6

+143,1

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

+134

-26

-

-19,4

задолженность по налогам и сборам

+1393

-1140

+6633,3

-80,6

прочие кредиторы

-23

+24

-22,5

+30,4

Итого

+16482

+7364

+105,5

+22,9

Из таблицы 8 видно, что в 2014 гг. заемные средства росли быстрее, чем в 2015 г. – 105,5% против 22,9%, за счет роста задолженности поставщикам и подрядчикам на 86,9% и задолженности по налогам и сборам на 6633,3%, при этом темп прироста кредиторской задолженности составил в 2014 г. 94,3%, что на 69,8% выше показателя 2015 г. Возникшие в 2014 г. долгосрочные обязательства в 2015 г. снизились на 3,6%.


2.3 Оценка показателей оборачиваемости оборотных средств предприятия

Рассчитаем средние остатки всех оборотных средств:

2013 г. = (3494+13118)/2 = 8306 тыс. руб.;

2014 г. = (13118+20538)/2 = 16828 тыс. руб.;

2015 г. = (20538+30931)/2 = 25734,5 тыс. руб.

Длительность оборота оборотных средств в днях на предприятии на ООО «Бренд» составляет:

2013 г.= 8306*360/19140=156,2 дня

2014 г.= 16828*360 /22015=275,2 дня

2015 г.=25734,5 *360/52119 =177,8 дня.

Ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств составляет:

2013 г. = 146,3 – 156,2 =-9,9 дня;

2014 г. = 156,2 – 275,2 = -119,0 дня;

2015 г. = 275,2 – 177,8 = +97,4 дня.

Количество оборотов оборотных средств на предприятии ООО «Бренд» составляет:

2013 г.= 19140/8306 = 2,3 оборота

2014 г.= 22015/16828 = 0,8 оборота

2015 г.= 52119/25734,5 = 2,0 оборота

Коэффициент закрепления оборотных средств рассчитывается так:

2013 г.=8306/19140=0,43

2014 г.=16828/22015=0,42

2015 г.=25734,5/52119=0,50

Показатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Бренд» приведены в таблице 9.

Таблица 9- Анализ оборачиваемости оборотных средств и их использование на ООО «Бренд»

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Выручка от реализации продукции, работ и услуг, млн. руб.

19140

22015

52119

Средние остатки всех оборотных средств, млн. руб.

8306

16828

25734,5

Оборачиваемость в днях

156,2

275,2

177,8

Ускорение (+), замедление (–) оборачиваемости, дни

-9,9

-119,0

+97,4

Количество оборотов

2,3

0,8

2,0

Коэффициент закрепления оборотных средств

0,43

0,42

0,50

Исходя из рассчитанных показателей можно сделать вывод, что в 2015 г. оборачиваемость всех оборотных средств по сравнению с 2013 г. замедлилась 21,6 дня. Однако в 2014 г. оборотные средства совершали кругооборот за 275,2 дня, т.е. имело место замедление оборачиваемости на 119,0 дней по сравнению с 2013 г. В 2015 г. ситуация с оборачиваемостью улучшилась по сравнению с 2014 г. – наблюдается ускорение оборачиваемости на 97,4 дня по сравнению с 2014 годом.

Наибольшее количество оборотов оборотные средства совершили в 2013 году – 2,3 оборота, что на 0,3 оборота больше, чем в 2015 г. и на 1,5 больше, чем в 2014 г., что также свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, удельный вес оборотных активов ООО «Бренд» снизился в 2013–2015 гг. с 100,0% до и 93,3%, при этом доля запасов снизилась на 28,7%, НДС по приобретенным ценностям – на 5,2%, удельный вес дебиторской задолженности увеличился в 2015 г. до 39,6%, что свидетельствует о снижении оборачиваемости. Отсутствие краткосрочных финансовых вложений в 2014–2015 гг., снижение доли денежных средств до 0,04% также свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных средств. У предприятия отсутствуют собственные средства, оно является


убыточным и полностью зависимым от заемных источников капитала. Оценка оборачиваемости показала, что в 2015 г. оборачиваемость всех оборотных средств по сравнению с 2013 г. замедлилась 21,6 дня, наибольшее количество оборотов оборотные средства совершили в 2013 году – 2,3 оборота, что на 0,3 оборота больше, чем в 2015 г. и на 1,5 больше, чем в 2014 г., что также свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных средств.

Глава 3. Основные направления совершенствования управления оборотными средствами ООО «Бренд»

3.1 Пути оптимизации управления оборотными средствами

С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его ликвидность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса. Если денежные средств, дебиторская задолженность и производственно-материальные запасы поддерживаются на относительно низких уровнях, то вероятность неплатежеспособности или нехватки средств для осуществления рентабельности деятельности велика. Можно сформулировать следующий простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска; таким образом, нужно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

При низком уровне оборотного капитала производственная деятельность не поддерживается должным образом, отсюда – возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне оборотного капитала прибыль становится максимальной. Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли.