Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Совершенствование организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, само восприятие надзора за законностью осуществления ОРД в качестве структурного элемента прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования изначально умаляет его роль и степень значимости в системе мер борьбы с преступностью и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Данное обстоятельство, на наш взгляд, также негативно влияет на работу прокуроров по обеспечению эффективности и надлежащего качества надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, поскольку служит препятствием признанию его в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

В случаях возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или же с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов. Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществляются по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД. Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований и порядок рассмотрения прокурором постановлений органов, осуществляющих ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий[28].

Согласно ст. 14 Закона об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан, затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, а также об осуществлении слухового контроля при проведении оперативно-розыскных мероприятий, о проведении оперативного эксперимента осуществляется Генеральным прокурором, а также прокурорами по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются прокурором незамедлительно. Прокурору представляется мотивированное постановление органа, осуществляющего ОРД, с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан.

Прокурор вправе потребовать представить ему также иные материалы, касающиеся основания для проведения оперативно- розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.


По результатам рассмотрения представленных материалов прокурор санкционирует проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем делается отметка в постановлении. Санкционированное прокурором постановление заверяется печатью и выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

При отказе прокурора в даче санкции на проведение оперативно- розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу к вышестоящему прокурору[29].

При осуществлении надзора за этим видом деятельности прокуроры призваны постоянно иметь в виду такое важное обстоятельство: какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба ОРД (а она, в отличие от следственного аппарата, действительно, неплохо оснащена), она никогда не может обойтись без содействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе. Поэтому любой случай, когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощников» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречается), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.

Осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и непростое. Понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и приемов. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им в достаточной мере использовать материалы этой деятельности, влиять на тактику и методику ее проведения. Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка использования следователями материалов и выводов, к которым пришли оперативно- розыскные органы и службы, а поэтому к ним надо относиться критически.

Прокурор, в свою очередь, обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам. Если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнут сомнения в их объективности или применении недозволенных приемов и методов, он обязан доложить об этом прокурору, который должен проверить соблюдение законности при производстве ОРД.


Независимо от того, кто из должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления — следователь или сотрудник органа дознания, оперативно-розыскной службы, прокурор не только вправе, но и обязан реагировать на нарушения закона и принимать меры к их устранению, от кого бы они ни исходили. Ведущая роль во взаимодействии правоохранительных органов должна принадлежать только прокуратуре.

Лишь прокурор, проявляя абсолютную непредвзятость и действуя исключительно в общегосударственных (а не узковедомственных) интересах, может выступать в качестве непосредственного руководителя (координатора) совместной деятельности правоохранительных органов, включая субъектов ОРД, в борьбе с преступностью.

Глава 3.Совершенствование организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Знание закономерностей организационной работы способствует поиску новых способов совершенствования прокурорской деятельности по обеспечению законности в ОРД, поскольку наукой признано, что отсутствие понимания сущности организаций и закономерностей их развития приводит к невозможности управления ими и не позволяет эффективно использовать их потенциалы, осваивать современные технологии их деятельности.

По мнению А.Ф. Смирнова, игнорирование закономерностей развития организации и управления привело к тому, что в современный период органы прокуратуры стали отставать от предъявляемых к ним требований со стороны граждан и государства.

Следует признать, что данная мысль, высказанная еще в 2004 г., не утратила своей актуальности и сегодня. При этом возникает вопрос о том, какие именно закономерности развития организации и управления нужно учитывать при осуществлении прокурорско-надзорной деятельности, а также чем может быть обусловлена необходимость использования той или иной закономерности. Наибольший интерес в контексте рассматриваемого вопроса представляет закон синергии, в соответствии с которым любая сложная динамическая система старается получить наивысший эффект за счет своей целостности: стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов.


Признание и возможность применения закона синергии в теории прокурорского надзора подтверждается позицией Т.А. Ашурбекова, В.П. Рябцева и других, которые, определяя факторы, подлежащие учету в целях оптимального выделения приоритетов прокурор, состоящий, в частности, в определении того, способствует ли исполнение определенного, конкретного функционального мероприятия решению других задач, достижению их общих или конкретных целей[30].

Полагаем, что закон синергии нашел свое отражение в таком принципе организации и деятельности органов прокуратуры РФ, как единство и централизация ее системы (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Закрепление данного принципа в указанном Федеральном законе демонстрирует стремление получить наибольший эффект от работы различных органов прокуратуры благодаря объединению их в единую централизованную систему. Признание действия закона синергии в организации прокурорского надзора вообще и надзора за исполнением законов в ОРД в частности позволяет нам прийти к выводу о зависимости эффективности прокурорско-надзорной деятельности от ее организованности.

Практическая ценность закона синергии при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД заключается в возможности установления такой организации работы, при которой налаживается оптимальное взаимодействие отдельных структурных подразделений или сотрудников органов прокуратуры при осуществлении своих функций. Очевидно, что любая разрозненность в деятельности структурных единиц будет снижать эффективность работы прокуратуры в целом. В то же время заорганизованность и дублирование причиняют вред и признаются сегодня актуальными проблемами организационного характера.

Подчеркивая важность объединения различных элементов в систему для достижения общей цели, обусловленного получением большего совокупного эффекта (закон синергии), мы согласимся с высказыванием А.Ф. Смирнова о том, что основным содержанием функций, полномочий, взаимоотношений, представляющих собой взаимосвязи элементов структуры, является их взаимодействие.

В связи с этим полагаем, что взаимодействие как основной вопрос организации является ключом к пониманию способов воплощения закона синергии в прокурорско-надзорной деятельности.

Считаем, что внутреннее взаимодействие выступает в качестве обязательного условия (элемента) организации внутрисистемных видов деятельности прокуратуры, а также является обязательным элементом содержания организации внешнефункциональных видов деятельности прокуратуры, поскольку без взаимодействия прокуратуры с органами власти, контролирующими органами, судами, правоохранительными органами ее эффективная деятельность фактически невозможна, А.Ф. Смирнов приходит к выводу о том, что при взаимодействии складываются не отдельные результаты деятельности субъектов взаимодействия, а применяемые ими формы и методы работы, которые в своей совокупности дают некий общий результат.


Осознание глубины этого высказывания позволяет нам понять, что под «проявлением силы взаимодействия», выраженном в «некоем общем результате» имеется в виду не что иное, как закон синергии. Очевидно, что закон синергии проявляется именно во взаимодействии, которое может быть как внутренним, так и внешним. При внутреннем взаимодействии уполномоченные прокуроры совместно осуществляют надзорную деятельность, обмениваются информацией между собой и прокурорами, специализирующимися на иных видах прокурорской деятельности.

При внешнем взаимодействии уполномоченные прокуроры применяют различные формы и методы работы совместно с поднадзорными оперативно-разыскными органами и иными органами, не являющимися объектами надзора, например судами. К выводу о возможности совершенствования прокурорской деятельности посредством, указывая на необходимость взаимодействия органов прокуратуры с другими органами государственной власти и внедрения инновационных подходов к организации работы при условии создания оптимальной организационной структуры[31].

Этой же позиции, по сути, придерживаются Е.Л. Никитин и И.В. Литвинова, поддерживающие идею участия уполномоченного прокурора в процедуре получения судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан[32]. При этом предполагается установление взаимодействия уполномоченных прокуроров с оперативно-розыскными органами и судом.

Таким образом, совершенствование организации прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД должно основываться на использовании закономерностей развития организаций и разработках новых способов взаимодействия.

Заключение

Прокуратура уполномочена осуществлять надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории РФ. Также прокуратура России выполняет и иные функции, установленные федеральными законами

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором определено содержание оперативно-розыскной деятельности и закреплена система гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В современных условиях прокуратура также должна осуществлять надзор за исполнением законов в сфере ОРД при выполнении обязанностей оперативно-розыскными органами для достижения задач ОРД. В этом случае речь идет о побуждении оперативно-розыскных органов к активным действиям средствами прокурорского надзора, когда под воздействием со стороны органов прокуратуры оперативно-розыскные органы изменяют интенсивность и качество своей работы и достигают определенных результатов деятельности. Таким образом, эффективность и полнота решения задач оперативно-розыскной деятельности, помимо средств ведомственного контроля, должна активно стимулироваться применением средств прокурорского надзора.