Файл: Физические и юридические лица. Общее понятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Виды юридических лиц.

Действующим законодательством, в достаточной степени определяются все существующие виды юридических лиц. Но для того, чтобы дать четкое определение, необходимо выявить основные моменты, которые характеризуют каждый вид, а также определить его место в системе юридических лиц. Для этого, необходимо в первую очередь классифицировать юридические лица, путем использования определенных критериев.

К первому признаку (или критерию) с учетом которого необходимо провести классификацию юридических лиц, можно назвать форму собственности. В зависимости от формы собственности, появляется возможность выявить государственные и негосударственные юридические лица. Основным отличием, которое отграничивает государственное юридическое лицо от негосударственного, является то, что оно в своей деятельности преследует государственные интересы. К таким организациям можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а так же некоторые учреждения.

В качестве второго критерия, применяемого в классификации, можно выявить цели деятельности юридического лица. Определенная часть юридических лиц, ставит своей целью извлечение прибыли. Соответственно, такие организации, относятся к коммерческим организациям. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут быть созданы в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации, не ставят перед собой задачу заниматься предпринимательской деятельностью. Но такие организации, могут ей заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения целей и задач уставной деятельности. Юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а так же в других формах предусмотренных законом.

Последующим критерием, влияющим на классификацию, можно назвать состав учредителей юридического лица. К примеру, учредителями акционерного общества, могут быть граждане и (или) юридические лица, которые приняли решение о его учреждении. Государственные органы, а также органы местного самоуправления, не могут выступать учредителями общества, если другое не установлено федеральными законами. Такое общество, не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, которое в свою очередь состоит из одного лица.


Обществом с ограниченной ответственностью, может быть признано учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество. Учредителями потребительского общества, могут являться граждане, которые достигли 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Учредителями союза потребительских обществ, могут являться потребительские общества, которые были созданы в соответствии с настоящим Законом. Они должны быть зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Российской Федерации. Учредителями некоммерческой организации, в зависимости от ее организационно-правовых форм, могут быть граждане и (или) юридические лица. Некоммерческая организация, может быть учреждена одним лицом. Исключение составляют учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных организаций, предусмотренных федеральным законом. Учредителями общественного объединения, могут быть физические лица, а также юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание.

В Гражданском кодексе РФ, общие положения, которые касаются наименования и местонахождения юридического лица, определены статьей 54. Норма статьи гласит: Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования любых некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий, и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций, в обязательном порядке должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Любое юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его пользования. Любое лицо, которое неправомерно использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование, обязано сразу же прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки.

2.4. Возникновение юридического лица.

Одним из немаловажных факторов при создании юридического лица, является процесс по его созданию. К примеру, в зависимости от характера участия государственных органов в создании той или иной организации (предприятия), по традиции выделяют четыре основных способа возникновения юридических лиц. Рассмотрим подробнее:


1) Распорядительный способ возникновения юридических лиц. Такой способ существовал сравнительно недавно, во времена СССР. Посредством такого способа, было создано большинство государственных предприятий и учреждений. Он заключается в том, что юридическое лицо возникает на основе распоряжения его учредителя. Это происходит без специальной государственной регистрации. В настоящее время, статья 51 ГК РФ, указывает на то, что: юридическое лицо, подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

2) Явочный способ. Суть данного способа, заключается в том, что здесь не требуется специальной государственной регистрации. Юридическое лицо в свою очередь, создается в следствии волеизъявления его учредителей. Такой способ в РФ не применяется. Это связано с тем, что статья 51 Гражданского Кодекса РФ, запрещает образование юридического лица без специальной регистрации.

3) Разрешительный способ образования юридического лица. Посредством такого способа, создание юридического лица, требует разрешение компетентного органа. В бывшем СССР, посредством такого способа, создавались кооперативные организации. Не редки случаи, когда такие разрешения не выдавались. Причиной тому была нецелесообразность. По действующем законодательству РФ, данный момент специально оговорен: Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Государственная регистрация коммерческих организаций, равно как и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной. Такой иск может направить в суд федеральный антимонопольный орган (территориального органа в пределах его компетенции). Должностные лица, которые зарегистрировали коммерческие организации или их объединения (союзы или ассоциации) без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) по действующему законодательству, несут административную ответственность.

4) Нормативно-явочный способ. Это способ, который не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. Орган, который проводит государственную регистрацию, лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации (предприятия), а также соблюден ли установленный порядок ее образования. После такой процедуры, юридическое лицо обязательно регистрируется.


2.5. Прекращение деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации. Рассмотрим более подробно ликвидацию юридического лица.

Ликвидации юридического лица - влечет за собой его прекращение. Такое прекращение, происходит без перехода прав и обязанностей, в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица, может быть как добровольной, так и принудительной. Юридическое лицо, может добровольно быть ликвидировано по решению по решению его учредителей (участников), или же органа юридического лица, которое уполномочено на то учредительными документами. Также, это может произойти в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда. Это происходит вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона, и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Также это может произойти в случаях, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, которая запрещена законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями. Для того, чтобы осуществить принудительную ликвидации юридического лица, необходимы весьма веские основания.

Для ряда юридических лиц, законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Согласно таким правилам, юридическое лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Процесс признание юридического лица банкротом посредством суда, влечет его ликвидацию. Хозяйственные общества и унитарные предприятия, могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.


Порядок ликвидации любого юридического лица, четко прописан в нормах действующего законодательства. Он включает в себя несколько этапов. К первому этапу можно отнести тот момент, когда учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора), а также определяют порядок и сроки ликвидации. На втором этапе, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данный срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. К третьему этапу, можно отнести оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса. Такой баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. На последующем (четвертом) этапе, ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Порядок и очередность выплат, закон предусматривает такую:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;