Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ тенденций развития спортивно оздоровительной индустрии в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие или нехватка такого образования среди молодого поколения объясняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это недостаток материально–технической базы. Оснащенность спортивных объектов не соответствует современным требованиям для занятий спортом высших достижений и массовым спортом. Именно поэтому происходит ухудшение качества учебно-тренировочного процесса, отставание в развитии и внедрении инновационных технологий.

Во вторых, очень важная проблема - это недостаточно эффективная система детско-юношеского спорта. Массовое развитие детско–юношеского спорта началось с 1960–1980 годов в СССР. После Олимпиады в Москве основное развитие получили объекты направленные на общефизическую подготовку и активный отдых. Такими сооружениями стали спортивно-оздоровительные комплексы.

По данным на 1 января 1973 года, для всех категорий граждан, в СССР насчитывалось 3 062 стадиона, 51 734 спортзала, 1 057 плавательных бассейнов [11]. С распадом СССР спортсмены лишились многих крупных спортивных сооружений, соответствующие в тот момент самым современным требованиям.

Например это такие, спортивные комплексы как "Раубичи" (Беларусь спортивный комплекс для биатлона), спортивный конькобежный комплекс "Медео" (Казахстан) и многие другие.

Несомненно это отрицательно сказалось и на детско–юношеском спорте, где ранее была создана многопрофильная инфраструктура, эффективно решающая задачи по подготовке резерва для всех видов спорта и вносившая весомый вклад в массовую адаптацию нового поколения.

С 1991 года многие институты социализации молодежи, такие как внешкольные формы самореализации, осуществляющие формирование досуга в области культуры и спорта, либо были закрыты, либо результативность и интенсивность их деятельности решительно снизилась.

К середине 1998г. в России функционировало 4635 спортивных школ различных типов, а за первое десятилетие XXI века эта цифра уже снизилась до 3071 учреждения, что на 20% меньше, по сравнению с 1991 годом. К ним относятся: специализированные детско– юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы–интернаты спортивного профиля (ШИСП) [12].

С принятием в 1999 г. первого Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», были установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения в России.


Впервые было узаконено разделение спорта на любительский (массовый) и профессиональный. В первую очередь, для поддержания развития спорта, государство принимало следующие меры [5]:

  • обеспечение ежегодного финансирования различных мероприятий, в том числе подготовка спортсменов к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям;
  • строительство и содержание спортивных сооружений; увеличение количества детских и юношеских спортивных школ;
  • строительство новых баз и центров для подготовки сборных команд России по различным видам спорта и т. д.

И хотя, в 2004 году в стране функционировало более 220 тысяч спортивных сооружений (спортивных залов, плавательных бассейнов, плоскостных спортивных сооружений и т.д.), что на 22 тысячи больше, чем в 1998 году, это не решило проблему вовлечения большего числа населения к занятиям спортом [24].

По данным опросов (опрошено 1 600 человек в 42 регионах России), проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), среди старшего поколения регулярно тренируются около 16% населения, среди молодежи – 40%. Среди молодого поколения 34,5% – это школьники, посещающие занятия по физкультуре в рамках учебного процесса [29].

Принятие в 2009 году государственной программы по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, позволило к 2016 году увеличить количество тренирующихся среди молодого поколения до 57%, но при этом появилась проблема нехватки спортивных объектов.

Целью постановления является создание условий для укрепления здоровья населения путем усовершенствования инфраструктуры спорта, привлечения внимания к массовому и профессиональному спорту в равной степени и заинтересование различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом [29].

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в России на 2011/2013 года, соответственно, число спортивных сооружений составляло: плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля) - 133602/140650; спортивные залы - 74284/70067; плавательные бассейны - 4467/4774.

В третьих, следует обратить внимание на ухудшение здоровья и физической подготовки населения. В 2008 году 60% детей и подростков имели проблемы со здоровьем. Решить данные проблемы может основание многофункционального спортивного комплекса (МСК). Дальнейшее развитие детско-юношеских спортивных школ должно идти не только по пути возрастания количества учреждений, но и в увеличении функциональности данных объектов.


За последние двадцать лет происходит непрерывное изменение структурной организации спортивных объектов: возникают спортивно–оздоровительные центры, аквапарки, развлекательные центры и т.п. Прослеживается тенденция внедрения общественных и досуговых функций в предметно-пространственную среду спортивных центров. Их сочетание в общем пространстве городской среды, адаптация под его современные требования, служат бесспорным преимуществом перед монофункциональными объектами.

Проанализировав мировой опыт проектирования МСК, можно выделить ряд основных характерных функций [3]:

  • спортивная (массовый спорт и спорт высших достижений); • досуговая (аквапарк, фитнесс, кинотеатр);
  • культурная (выставочные залы);
  • жилая (гостиница для временного проживания во время соревнований);
  • обществено-деловая (кафе, оздоровительный центр, магазины) [17].

Исходя из всего вышеперечисленного, главной целью спортивных комплексов является создание условий для проведения физкультурнооздоровительной и досуговой жизни населения.

Спорт – это эффективное средство предотвращения асоциального поведения в молодежной среде. Занимаясь физической культурой младшее поколение не только улучшит свое здоровье и физическую подготовку, но и будет обеспечено более увлекательным и обширным досугом.

В той же мере, спортивно-оздоровительные комплексы привлекут внимание к здоровому образу жизни и удовлетворят разнообразные потребности населения. При проектировании объекта следует предусмотреть экономичность и мобильность всех элементов и их доступность для людей с ограниченными возможностями.

2.2. Ключевые тенденции развития индустрии спорта

Всеобщая глобализация мировой индустрии спорта. Профессиональный спорт окончательно перестал быть уделом только стран Северной Америки и Европы, современная география спорта значительно шире. В мировой индустрии спорта появились новые сильные игроки, а на рынок спортивных событий вышли новые страны. Вот лишь некоторые факты в подтверждение этого тезиса. Олимпийские игры (летние и зимние) уже состоялись или предстоят в Китае (2008 и 2022), России (2014), Бразилии (2016), Южной Корее (2018). Чемпионаты мира по футболу один за другим проходят в новых странах (ЮАР-2010, Бразилия-2014, Россия-2018, Катар-2022). Азербайджан провел Европейские игры (2015) и этап автогонок «Формулы-1» (2016). Чемпионат Европы по футболу 2020 года вообще пройдет на стадионах 13 стран. И таких примеров можно привести еще немало. Спорт пришел во все страны и на все континенты, что значительно повышает его инвестиционную и коммерческую привлекательность.


· На невероятно высокий уровень вышли конкурентные отношения в мировой индустрии спорта. В спорте сегодня конкурируют между собой: страны (за престижные победы и первые места в таблице, а также право проводить крупные спортивные события); организаторы соревнований (за телевизионные трансляции, деньги спонсоров и рекламодателей); профессиональные лиги; профессиональные клубы; спортсмены и сборные команды. Следствием обострения конкуренции являются коррупционные скандалы, допинговые расследования, информационные войны и другие формы проявления недобросовестной конкуренции. Общая аудитория спортивных событий выросла в разы. Это существенно повысило интерес к спорту со стороны бизнеса, особенно крупного, ведь за такими событиями с помощью различных коммуникационных средств наблюдают миллионы потенциальных клиентов.

В мировой индустрии спорта в течение уже нескольких лет наблюдается устойчивый и регулярный рост количества спортивных событий. Календарь соревнований заметно перегружен, очень часто совпадают сроки проведения соревнований, что плохо для телевидения, зрителей и болельщиков. Далеко не всегда учитываются интересы спортсменов, а порой и просто ущемляются их права на отдых, восстановление, нормальный режим тренировок и соревнований. Как следствие – частые травмы, прием запрещенных препаратов, недовосстановление, постоянная физическая и особенно психологическая усталость. Имеет место постоянный конфликт интересов организаторов соревнований, которые зарабатывают за счет событий и самих спортсменов.

В результате стремительного развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий произошло значительное расширение зрительской аудитории на спортивных событиях. Телевидение, Интернет, мобильные и другие средства связи существенно увеличили возможности просмотра спортивных событий. Общая аудитория спортивных событий выросла в разы, оставив в явном меньшинстве тех, кто непосредственно находится на спортивном сооружении как зритель. Все это существенно повысило интерес к спорту бизнеса, особенно крупного, так как за спортивными событиями в разном формате наблюдают миллионы их потенциальных покупателей и клиентов.

Резко увеличилось влияние бизнеса на спорт в самых разных формах. Как результат этого влияния: постоянное увеличение количества коммерческих соревнований; появление новых форматов проведения соревнований, в том числе и за счет изменения правил в отдельных видах спорта; появление новых соревнований и новых видов спорта. Далеко не всегда в этих случаях совпадают интересы международных спортивных федераций и организаторов соревнований, что нередко приводит к конфликтам и противоречиям.


Прямым и очень сильным конкурентом индустрии спорта в борьбе за клиента стала в последние годы индустрия развлечений. Спорт и спортивное событие – это привлекательная форма досуга и интересное зрелище. Но ведь у человека есть еще возможности посмотреть кинофильм, пойти в театр, посетить выставку или картинную галерею, сходить в фитнес-клуб, много других потенциальных форм досуга. Сегодня индустрия спорта и индустрия развлечений вышли на новый уровень конкурентной борьбы за «время и деньги» своих потенциальных клиентов. А значит, спортивным организациям и организаторам спортивных соревнований предстоит задуматься о конкурентных преимуществах, имея в виду в первую очередь цены, комфорт, безопасность и сервис.

2.3 Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года (Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.

За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".