Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современный период изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то, что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами.

Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы. Внедрение рыночных механизмов, обеспечение реальной экономической самостоятельности юридических и физических лиц, распространение негосударственных форм собственности сделали необходимым создание нотариальной системы, позволяющей обеспечивать интересы личности и государства.

Тема курсовой работы – это один из основных вопросов теории нотариата – правовой статус нотариуса.

В задачи работы входит:

-определение понятия нотариата;

- порядка вступления в должность нотариуса, его прав, обязанностей и основ деятельности.

1 Понятие нотариата

1.1 Возникновение нотариата

Далекими предшественниками нотариата являются писари древнейших цивилизаций, но настоящими родоначальниками профессии стали особые категории должностных лиц, которые были наделенны полномочиями формировать и закреплять юридические доказательства.

Агораномосы - были в Древнем Египте, а в Древней Греции — иеромемнесы (от слов «иеро»- священный и «мнезос» — память) или эпистаты, они являлись священнослужителями.[5]


Однако, историю современного нотариата принято возводить к Древнему Риму.

Юридическая сторона всё расширяющегося гражданского оборота Древнего Рима требовала облачения правовых актов и договоров в письменную форму. С ростом имущественного оборота востребованность профессии писарей (писцов) только нарастала.

Писцы стали предвестниками табеллионального нотариата в Древнем Риме. В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и совершение различных сделок. Было две категории писцов:

  1. состоявшие на государственной службе (лат. scribae);
  2. на содержании частных лиц (лат. exceptores et notarii).

Состоявшие на государственной службе (scribae) избирались магистратом пожизненно. Избирались из числа римских граждан,которые не лишенны при этом гражданской чести. Они занимались изготовлением публичных документов, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. Они вели судебный журнал в преторских судебных процессах[11].

Писцами, состоявшими на службе частных лиц (exceptores et notarii), были, как правило, работающие по найму, вольноотпущенные и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина.

Возникла и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов — табеллионы (tabellio)[1].

Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг — за вознаграждение и под контролем государства. Акты составлялись на гербовой бумаге из папируса, подписывались сторонами и свидетелями, удостоверялись подписью табеллиона, после чего опечатывались. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным. Свои функции табеллионы осуществляли в специально отведённых помещениях на улицах городов и только в исключительных случаях — на дому.

Табеллионом мог стать только свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, «абсолютной честностью», принятый в корпорацию табеллионов и утверждённый в должности префектом города (позднее при Юстиниане необходимо было официальное разрешение заниматься этой профессией). Принадлежность к корпорации подразумевала, что они не состояли на службе государства и частных лиц. Но государство осуществляло контроль за деятельностью табеллионов[10]. Например, табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для граждан за плату, размер которой устанавливался государством.


Институт нотариата был учреждён римской церковью[2]. Следы его возникновения ведут к концу II — началу III века. Нотариусы присутствовали при епископах во время бесед с народом, которые и записывались ими стенографически.

Слово «нотариат» происходит от лат. notta — знак, который используется для скорости записи. В эпоху гонений христиан нотариусы тем же способом записывали всё, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим. Благодаря стенографическим записям нотариусов церковь получила богатый материал для своей истории в первые века. В то время нотариат уже являлся вполне организованным учреждением с иерархическим расчленением и ясно обозначившимися формами деятельности.

Число нотариусов при каждой церкви не было ограничено и, вероятнее всего, при несложности церковных дел и отношений их было немного. Они образовывали корпорацию, которые находились в пределах церкви и были распределены между представителями её администрации.

Функции церковных нотариусов сводились к следующему:

- присутствие при епископах во время их бесед и совещаний с народом и стенографическое записывание;

- составление актов по делам церкви (например, об избрании епископов);

- составление актов отпущения рабов на волю, совершавшихся в церкви;

- составление и удостоверение своей подписью документов, исходивших от церкви, или в пользу церкви (например, дарственные церкви).

Для придания этим документам публичного значения церковные нотариусы должны были представлять эти документы в судебные учреждения и участвовать при внесении их в протокол в качестве представителей церкви.

Церковь с течением времени расширила практическое значение нотариата, постепенно вывела его в область светской жизни [9].

Несколько позже деятельность нотариусов получила законодательную регламентацию и широко распространилась в крупнейших городах Италии, а далее уже и в Европе.

В настоящее время вновь актуально определение, данное еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как «правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных».

Нотариат стал представителем государства, но в тоже время институтом не входящим в систему органов государства. В тоже время, нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.


Таким образом, органы нотариата не являются государственными органами и не входят в систему государственных органов, однако на нотариат возложен ряд государственных функций. Такой вывод можно сделать, анализируя содержания ряда положений Основ (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34 Основ)[2].

В связи с этим в 1998 году ставился вопрос о конституционности вышеназванных положений, в соответствии с которыми на нотариальные палаты возложена обязанность контролировать, исходя из публичных интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует, о наделении негосударственных органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует положениям Конституции Российской Федерации об осуществлении государственной власти органами государства.

Нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи - оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ)[3].

Так что это, ошибка законодателя, или преднамеренное наделение органов нотариата рядом государственных полномочий?

Как было отмечено в Постановлении Конституционного суда РФ "Конституция Российской Федерации, в том числе названные конституционные нормы, не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна, при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции Российской Федерации [1]. Ее статьи 45 (часть 1) и 48 (часть 1), закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, в том числе на получение квалифицированной юридической помощи, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности. Им осуществляется, в частности, и определение способов контроля со стороны нотариальных палат за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 года характеризует профессию нотариуса в странах - членах Европейского Союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.


Вместе с тем контрольные полномочия нотариальных палат, закрепленные в оспариваемых положениях Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34), не исключают существование и иного государственного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат: органы юстиции регистрируют уставы нотариальных палат и, следовательно, проверяют их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства (часть вторая статьи 9, статья 33 Основ); выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), подконтрольно органам государственной статистики и налоговым органам (статьи 32 и 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Но, кроме того, в соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации [1] и на основании Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» суды, во всяком случае вправе рассмотреть вопрос и о законности действий или решений нотариальных палат».

Дискуссия о взаимодействии государственных органов и органов нотариата продолжается и сейчас.

Тезис о том, что государство должно во всей полноте контролировать нотариуса, связан с соотношением понятий «государство и нотариат» и основан на позитивистском понимании государства. Сторонники его считают, что власть государства суверенна по определению и не связана правом. Власть может сама ограничить себя действующими законами, но может в любой момент снять эти самоограничения. Не связанное принципами и нормами Конституции государство вправе принять любой закон, в том числе и о нотариате, о структуре государственной власти, о правах человека и т.д. Такому пониманию государства соответствует и понимание права, при котором обязательными являются любые нормы, установленные государством. При этом не учитываются интересы общественного прогресса, формальное равенство прав граждан, естественные и неотчуждаемые права и институты их обеспечения.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Россия [1] - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая будет обеспечиваться в социальном государстве, в свое содержание включает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием также и обеспечение нотариальной защиты прав граждан. В той мере, в какой проблемы нотариата затрагивают интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное решение этих проблем в интересах человека и общества с помощью нотариата является инструментом создания в России социального государства.