Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе в Российской Федерации активно развивается предпринимательская сфера и, как следствие, рекламная деятельность. Для продвижения товаров и услуг реклама является хорошим двигателем торговли, а в условиях свободы предпринимательства главной составляющей добросовестной конкуренции. В результате такой тесной взаимосвязи между рекламой и торговлей возникает ряд проблем, связанных с правовым регулированием рекламной деятельности. Этим обусловлена актуальность темы настоящей курсовой работы.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие рекламную деятельность.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в изучении особенностей правового регулирования рекламной деятельности на базе комплексного анализа норм действующего законодательства и выработке на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Изучить рекламу как объект предпринимательского права.

2. Исследовать правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.

3. Выявить проблемы правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации и разработать рекомендации для совершенствования действующего законодательства.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный и метод сравнительного правоведения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Реклама как объект предпринимательского права

Реклама в современных условиях рыночной экономики имеет важное значение. Реклама, являясь одним из древнейших средств конкурентной борьбы и двигателем торговли, оказывает сильное информационное, социологическое и психологическое влияние на восприятие людей. Именно реклама позволяет обеспечить взаимосвязь между производителем и потребителем, играя важную роль в информировании, сообщая о появлении новых товаров и их потребительских свойствах.


История становления и развития рекламы проходила неритмично: имелись как застои, так и бурные толчки в связи с развитием экономических отношений в жизнедеятельности общества. Необходимо отметить институт глашатаев, который на протяжении многих веков занимал центральное место в распространении рекламы в различных государствах. В ходе их деятельности вырабатывались устойчивые образцы рекламных текстов.

В Древней Руси судить о рекламе представляется возможным только по косвенным данным, к которым можно отнести обнаруженные археологами объекты в наиболее многолюдных местах проведения торговли. К таковым относятся свинцовые пломбы, отмеченные разнообразными символами[1].

Русские торговцы отличались разнообразием приемов завлечения покупателей товаров. Они прибегали к найму зазывал, которые находились возле торговой точки и полным голосом сообщали о преимуществах товара и его владельца.

Также значимым явлением, оказавшим влияние на формирование рекламы в России, является традиция ярмарочного творчества. На ярмарках проявлялись красочные и яркие средства рекламы, которые внесли определенный вклад в формирование рекламной индустрии.

Важнейшим толчком в развитии рекламы в России послужил указ Петра I об издании первой русской газеты «Ведомости». В печатном издании иногда содержалась информация рекламного характера. Позже появился целый раздел, посвященный объявлениям о продаже с аукциона крепостных крестьян. В дальнейшем объявления начали отличаться тематикой – о принудительной распродаже имущества с торгов, о банкротстве и другое. Таким образом, извещения носили предпочтительно деловой, справочный характер[2].

В конце XIX века в России бурными темпами начали развиваться торговля и промышленность. Соответственно, получила развитие и реклама: вывески на лавках, объявления в периодике, этикетки и обертки для товаров, призывы к покупке определенного товара.

Реклама широко использовалась и в первые годы советской власти в период, получивший название Новой экономической политики. Реклама также хорошо послужила восстановлению разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами народного хозяйства, смычке города и деревни, продвижению отечественных товаров на российский и мировой рынки[3].

В последующем, с утверждением командного управления экономикой, ликвидацией многообразия форм собственности и конкуренции, деформированием рыночных отношений, реклама стала предназначаться для распространения информации или применялась в виде пропаганды. Например, изречение «Летайте самолетами Аэрофлота» нельзя считать рекламой по той причине, что данная авиакомпания была государственной. О рекламе «Храните деньги в сберегательной кассе: надежно, выгодно, удобно» можно сделать аналогичный вывод. Следовательно, актуальность рекламной деятельности не носила значимый характер. Необходимость в рекламе стала появляться в условиях конкуренции на финансовых и товарных рынках.


Устранение в конце 80-х – начале 90-х годов XX века государственного монополизма в народном хозяйстве, возрождение разнообразных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и конкуренции на рынках вызвали подъем рекламной деятельности.

По мере развития рекламы, в частности, после значительного толчка в результате становления в начале XX века, в обществе все больше получало распространение мнение о том, что рекламная деятельность является неотъемлемым инструментом экономики государства.

Еще в 1923 году В.В.Маяковский «обрисовал» рекламу как «торговое оружие, которое порождает конкуренцию»[4]. С этого времени немного изменилась ее сущность. Реклама на данный момент выполняет агитационную функцию, служит неким побудителем к приобретению рекламируемого товара или услуги.

Существует множество определений понятию «реклама». Так, А.Дейян утверждает, что реклама – это «платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, являющееся агитацией в пользу какого-либо товара или услуги»[5].

Е.А.Спиридонова считает, что реклама это «ознакомление потребителя с товаром или услугой, которое предполагает данное производственное, торговое или иное предприятие»[6].

Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер под рекламой представляют «исходящее от товаропроизводителей или рекламодателей к неопределенному кругу лиц и выраженное различными средствами и способами предложение, содержащее сведения о товарах или услугах и (или) их производителях, воспринимаемое как вызов на оферту»[7].

В Европейской конвенции о трансграничном телевидении 1989 года дается следующее определение понятия рекламы любое публичное сообщение за плату, иное вознаграждение или в целях саморекламы, призванное стимулировать реализацию, приобретение или аренду продукта или услуги, способствовать продвижению инициативы или достижению желательного для рекламодателя эффекта. Стоит заметить, что в представленной дефиниции затронуты многие аспекты рекламы, что позволяет отграничить этот термин от смежных с ним.

В Большой Советской Энциклопедии также заложены разнообразные, несхожие по степени значимости экономической и юридической природы характеристики рекламы, в частности:

1. Информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;


2. Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства с целью создания им популярности.

По нашему мнению, если не выделять никаких характеристик и признаков, реклама является, прежде всего, информацией.

В становлении нормативно-правовой основы российской рекламы можно выделить несколько относительно самостоятельных периодов. До 1991 года государственно-правовое воздействие на рекламу практически отсутствовало. В законодательстве не содержалось юридических норм, которые бы прямо были адресованы рекламе.

1991–1995 годы отмечены фрагментарностью, отрывочностью нормативных правовых актов, относящихся к рекламе. Единственным нормативным правовым актом, который регулировал рекламную деятельность, был Закон РСФСР от 22.03.1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», вводивший запрет на недобросовестную конкуренцию. Позже было принято некоторое количество законов, относящихся к регулированию рекламной деятельности. Ими являлись Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», Закон РФ от 10.07.1993 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и др.

1995-1996 годы характеризуются принятием Федерального закона РФ от 18 июля 1995 года 3108-ФЗ «О рекламе». Разработка этого законопроекта длилась около двух лет. В нем использован опыт правового регулирования рекламной деятельности США, Канады, многих государств Европы и других стран.

Период с 2006 года по настоящее время. 13 марта 2006 года был принят Федеральный закон РФ №38-ФЗ «О рекламе», который отменил предыдущий Закон «О рекламе».

Действующий закон определил, что «реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Проанализировав требования, предъявляемые к рекламе, стоит отметить большое количество оценочных понятий. Возникают сложности в определении однозначного вывода, касательно смысла, заложенного законодателем в правовую норму. Подобного рода проблема порождает неправильное толкование положений в правоприменительной практике, что, безусловно, создает сложности в квалификации рекламы в качестве ненадлежащей и, соответственно, влечет неоправданное привлечение субъектов рекламной деятельности к юридической ответственности. Это свидетельствует о том, что Закон о рекламе не вполне совершенен с точки зрения юридической техники изложения правовых норм. Для того, чтобы применение норм права было эффективным, требуется хотя бы относительная их определенность, то есть необходимо указание на конкретные обстоятельства той или иной ситуации, влияющие на содержание таких понятий.


По нашему мнению, рекламная деятельность должна определяться как деятельность юридических и физических лиц по предоставлению рекламных услуг, направленных на создание, распространение рекламы и доведение рекламы до потребителя.

2. Особенности правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Реклама выступает одним из средств сообщения информации потенциальному клиенту о существовании и основных свойствах товара или услуги. Помимо информирования о конкретной продукции, с экономической точки зрения реклама также способствует ускорению товарооборота, стимулированию сбыта, конкуренции, помогает сделать выбор из широкого ассортимента товаров и услуг в пользу определенного варианта.

Сегодня реклама является неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. С каждым годом процесс популяризации продукции или услуг становится все более развитым. В поиске наиболее эффективных средств оповещения и привлечения внимания аудитории к определенному товару, услуге, работе разрабатываются новые методы, средства, составляющие рекламной деятельности. Расширение рынка товаров и услуг способствует укреплению общественной потребности в информировании о характеристиках продукции и соответственно интенсификации рекламы. Однако привлечение потенциального покупателя может осуществляться слишком навязчиво, а рекламные сообщения – нарушать моральные нормы или сообщать недостоверную информацию, вводя потребителя в заблуждение. Более того, под воздействием рекламного послания в сознании человека происходит формирование некоторого образа, который далеко не всегда является положительным. Именно поэтому необходимо установить определенные рамки, действие которых, подкрепляемое законом, будет сдерживать рекламную деятельность, нарушающую общественные интересы или наносящую различного рода ущерб гражданам.

Рекламное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, формирующиеся в процессе производства и распространения рекламы, и являются частями таких самостоятельных отраслей права, как гражданское, административное и конституционное[8].