Файл: Право собственности юридических лиц (Особенности возникновения права собственности у хозяйствующих обществ и товариществ, у кооперативов и некоммерческих организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ).[21] До принятия такого закона следует руководствоваться постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»3, Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Здесь определены прежде всего объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности. Соответственно, они не могут быть переданы в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Они в основном совпадают с теми, которые включены в перечень объектов федеральной собственности, приватизация которых запрещена, т.е. в разд. 2.1 Программы приватизации (о них говорилось выше). Любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к федеральной собственности и муниципальной собственности, может принадлежать субъектам Федерации. Это, например, имущество предприятий, созданных за счет бюджетных средств субъектов РФ, средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов субъектов и др.

К муниципальной собственности относятся средства муниципальной казны, имущество муниципальных учреждений и предприятий, земельные участки, неприватизированный жилищный и нежилой фонды, объекты инженерной инфраструктуры городов и др.

Предприятия относятся к объектам муниципальной собственности, указанным в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (Приложение № 3 к постановлению). В соответствии с Программой приватизации большинство из них подлежит обязательной приватизации (например, предприятия торговли — как оптовой, так и розничной).

Часть государственного и муниципального имущества закреплена за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, которые приобретают на него производное вещное право (право хозяйственного ведения, право оперативного управления — см. об этом в § 6 настоящей главы) как юридические лица.

Другая, не распределенная таким образом часть, составляет государственную или муниципальную казну (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).[22]


Составляющие содержание государственной и муниципальной собственности правомочия владения, пользования и распоряжения осуществляют от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований органы государственной власти и органы местного самоуправления Пределы осуществления этих прав устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Среди оснований возникновения права государственной и муниципальной собственности, которые могут быть как первоначальными, так и производными, можно указать специфические именно для этих форм собственности — поступления в виде налогов и иных обязательных платежей (например, в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды). Государственная казна пополняется и за счет средств от конфискации имущества, т.е. принудительного безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение (ст. 243 ГК РФ) и реквизиции (принудительного изъятия имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

Порядок решения вопроса с имуществом юридических лиц при их ликвидации исходя из организационно – правовой формы организации

Согласно статьи 63 части 1 Гражданского кодекса РФ: Порядок ликвидации юридического лица.

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.


Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.


8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. [23]

Статья 58 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"[24] устанавливает порядок распределения оставшегося после завершения расчетов с кредиторами имущества ликвидируемого общества между его участниками. Имущество ликвидируемого общества, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, распределяется между участниками общества ликвидационной комиссией.

В первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли.

Во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества.

Распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества осуществляется пропорционально их долям в уставном капитале общества. При этом доли, принадлежащие обществу, согласно ст. 24 Закона при распределении имущества общества не учитываются.

Рассматривая очередность распределения оставшегося после завершения расчетов с кредиторами имущества ликвидируемого общества между участниками общества, целесообразно привести установленную п. 1 ст. 64 части первой ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица:

1. удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;


2. производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3. удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

4. погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В соответствии с п. 2 ст. 58 Закона требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, т.е. распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества осуществляется только в том случае, если участникам общества выплачена вся распределенная, но невыплаченная часть прибыли.

На тот случай, если имущества ликвидируемого общества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, недостаточно для удовлетворения требований первой очереди, п. 2 ст. 58 Закона установлено, что имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества. При этом доли, принадлежащие обществу, согласно ст. 24 Закона при распределении имущества общества не учитываются.

Представляется целесообразным привести положения ст. 64 ГК РФ об удовлетворении требований кредиторов при ликвидации юридического лица:
- требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64);

- при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64);

- в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п. 4 ст. 64);

- требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64);

- требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64).