Файл: Функции налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.

2. Организация налогового учета на предприятии

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ). В НК РФ не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;


- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что главным положением построения хорошей учетной системы следует полагать следующее:

- Наиболее оптимально система налогового учета станет организована в том случае, когда она станет быть вполне раздельно от системы бухгалтерского учета.

Отвлекаясь от интересов налоговых органов, следует отметить, что по собственной сути налоговый учет, более относящийся к управлению финансами, чем к бухгалтерскому учету, существенно проще бухгалтерского учета. Поэтому любая попытка совместить эти два участка учетной работы неизбежно приведет к искусственному усложнению налогового учета. Следствие этого - потеря логики и контроля над происходящим со стороны самого труженика, водящего учет, невозможность в совершенной мере применять способности налогового учета для целей налогового планирования.

В данной связи нужно увидеть, что бухгалтеру совершенно не следует обольщаться по поводу конфигураций, внесенных Федеральным законодательством РФ от 29. 05. 02 № 57-ФЗ в ст. 313 “Налоговый учет. Общие положения” НК РФ. В работающей редакции данной статьи абз. 3 смотрится последующим образом:


“В случае если в регистрах бухгалтерского учета держится мало информации для определения налоговой базы в согласовании с требованиями подлинной главы, налогоплательщик вправе самостоятельно добавлять используемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, создавая тем самым регистры налогового учета, или новости самостоятельные регистры налогового учета”.

На первый взгляд кажется, что налоговые органы и законодатели пошли на поводу у публичного бухгалтерского представления и отказались от запросы новости налоговый учет самостоятельно. На самом деле это изменение текста никак не меняет ситуацию в корне.

Рассмотрим образчик, поддерживающий верность предоставленного вывода. Предположим, что в силу определенных событий налоговая и бухгалтерская стоимости главных средств отличаются.

Счет 02 “Амортизация главных средств” также обязан будет смотреться подобным образом. Если учитывать, что традиции бухгалтерского учета подразумевают изобретение к счету 01 развернутой системы субсчетов аналитического нрава, не совпадающей с системой, приведенной больше, то разрешено допустить, что совмещение 2-ух систем аналитики в рамках 1-го счета существенно усложнит работу с этим счетом. Как неминуемое последствие грубо вырастет численность ошибок. Но даже ежели организация отыщет вероятность отрешиться от традиционной бухгалтерской аналитики по счету 01 и организует его указанным больше образом, то все одинаково это не решит проблему разбиения балансовой стоимости главного средства на две элементы и необходимости начислять амортизацию по всякой элемента раздельно. Вывод из вышесказанного может быть лишь один. В схожей ситуации наложение на счете 01 бухгалтерского и налогового учета очень нежелательно - проще сотворить единичный налоговый регистр. Самое увлекательное содержится в том, что и предшествующая редакция осматриваемого абзаца ст. 313 НК РФ допускала те же наиболее вероятные решения!

Следует отметить, что приведенный образчик с главными средствами далековато не единый. Выбран он был из суждений наглядности и, обратите интерес, простоты.

Конечно, создатели далековато не наивны и никак не подразумевают, что, прочитав данную статью, все бухгалтеры сходу же добьются от управления разрешения на вступление в штат бухгалтерии доп труженика или даже сотворения единичного подразделения, занимающегося налоговым учетом. Реалии жизни таковы, что для большинства маленьких и средних организаций рассматриваемый участок учетной работы добавится к работе бухгалтера. В таковых вариантах единым выходом из расположения станет детальный анализ всех направлений учетной работы в бухгалтерском и налоговом учете и розыск вероятных вариантов их совмещения. Ниже станет тщательно показано, каким образом это нужно делать.


В состав расчетного сектора будут заходить регистры( таблицы) налогового учета, по этим которых налогоплательщик станет определять величину налоговой базы по итогам всякого отчетного( налогового) периода. Назначение этого сектора - приобретение первой из определенных в законодательстве целей.

В состав информационного сектора станет заходить различная внутренняя документация организации, начиная от первичных документов и заканчивая сводными аналитическими таблицами, нужная для воплощения контроля за правильностью и достоверностью записей, вносимых в регистры расчетного сегмента.

Следует отметить, что регистры расчетного, сектора еще сложнее поддаются совмещению с бухгалтерским учетом, нежели регистры информационного сегмента. Однако частично компенсирует такое состояние тот факт, что удельная порция информации, приходящейся на расчетный сектор, низка - навряд ли она превзойдет 50% от всеобщего размера информации в системе налогового учета, а более настоящими создателям представляются числа 20 - 30%.

Поскольку базу системы налогового учета сочиняют регистры расчетного сектора, отображение способа построения хорошей системы налогового учета следует приступить конкретно с них.

В ст. 313 НК РФ указаны задачки, какие по смыслу обязаны быть решены конкретно в расчетном секторе:

- отображение распорядка формирования суммы заработков и расходов;

- отображение распорядка определения части расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом( отчетном) периоде, и суммы остатка расходов( убытков), подлежащей отнесению на затраты в последующих налоговых периодах;

- отображение распорядка формирования сумм создаваемых запасов;

- отображение суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций( эта задача быстрее относится к информационному сектору).

Решение всех установленных задач приводит к необходимости:

- во-первых, непременно предугадать присутствие в общей расчетной системе регистров всех 3-х категорий( заработков/ расходов, капитализируемых расходов и запасов);

- во-вторых, применять для регистров всякой категории свою табличную форму. Рассмотрим поначалу структуру расчетных регистров.

Как разрешено увидеть, приведенная конструкция не зависит от особенностей хозяйственной деятельности организации.

Состав регистров внутри всякой из указанных в структуре групп определяется организацией безпомощидругих, исходя:

- из разбора особенностей хозяйственной деятельности;


- из разбора правил налогового учета, поставленных законодательно;

- из необходимости совместить регистры данной группы с регистрами бухгалтерского учета.

В качестве образца осмотрим процесс формирования структуры регистров в группе регистров учета материальных издержек( РРп-м). Предположим:

Анализ хозяйственной деятельности показал, что имеется незавершенное создание;

Анализ правил налогового учета показал, что организация относится к категории налогоплательщиков, указанной в абз. 3 п. 1 ст. 319 НК РФ( создание соединено с отделкой и переработкой сырья);

Необходимо совместить бухгалтерский и налоговый учет.

В таком случае конструкция регистров группы РРп-м станет смотреться последующим образом:

РРп-м. Регистры учета материальных затрат

РРп-м/ и. Регистр учета расходов по сырью, принятому в качестве исходного для распределения прямых затрат

РРп-м/ п. Регистры учета прочих материальных затрат

При этом в группе РРп-м/ п состав регистров станет повторять состав соответственных аналитических субсчетов, раскрытых к счету 20 “Основное производство” рабочего плана счетов.

Ведение единичного регистра РРп-м/ и определяется требованиями налогового законодательства, поэтому, если в бухгалтерском учете до сих пор для этого вида сырья единичного субсчета к счету 20 не было, его нужно станет раскрыть.

Отметим, что даже после такого, как конструкция регистров налогового учета и бухгалтерского учета в приведенном образце будет идентичной, ведению налогового учета на счетах учета бухгалтерского могут воспрепятствовать последующие предпосылки:

- различия в бухгалтерской и налоговой стоимостях сырья и материалов;

- разные способы оценки запасов, указанные в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения;

- расхождения во времени списания стоимости сырья и материалов на прямые затраты.

Необходимо воспринимать, о чем идет речь в крайнем случае. В бухгалтерском учете полностью позволительно расстреливать цену сырья на затраты в момент его передачи со склада в производственные подразделения. При этом разрешено обосновать экономическую нецелесообразность проведения ежемесячной инвентаризации запасов сырья, окружающих в производственных подразделениях, но не поступивших в отделку. В целях налогообложения в согласовании с правилами, указанными в ст. 319 НК РФ( абз. 1 п. 1), такую инвентаризацию создавать будетнеобходимо. Таким образом, может очутиться, что сырье, цену которого списана на затраты в момент учета на базе запросы на передачу в создание, в целях налогообложения не может быть отнесено к категории “незавершенное производство”, так как на конец периода не успело подвергнуться какой-нибудь обработке. Решить указанную проблему разрешено, предусмотрев унифицированный распорядок списания стоимости сырья и материалов на расходы, основывающийся на требованиях налогового законодательства.