Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- достоверность- отчетность должна содержать достоверную информацию об имущественном и финансовом положении предприятия ;

- целостность - она должна охватывать все без исключения хозяйственные операции, в том числе в ее региональных филиалах;

- сопоставимость - соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;

- последовательность - сравнение данных отчетного периода с предыдущими;

- отчетный период - период, за который составляют отчет бухгалтера;

- оформление - отчетность должна быть на русском языке и в валюте РФ, а также должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта, источники его формирования. При этом в ходе работы экономического субъекта происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями. Метод бухгалтерского учета - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

2. Основные задачи и функции бухгалтерского учета

2.1. Характеристика задач бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Основными задачами бухгалтерского учета являются:[14]

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;


- обеспечение информацией, который нужен внешним и внутренним пользователям для принятий управленческих решений

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

- подготовка данных для составления финансовой отчетности

- определение финансовых результатов компании

Все задачи бухгалтерского учета по причинам, обусловившим их возникновение, можно подразделить на несколько групп (14, с. 26).

1.Технологические задачи. Традиционный учет ориентирован на обработку информации на бумажных носителях, что объясняется правовыми и техническими приметами современной цивилизации: сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются, как правило, в письменной форме. Поэтому задачами бухгалтера, а в его лице и самой бухгалтерии становятся:

1) регистрация информации, т.е. ее ввод с бумажных носителей, созданных на другом предприятии, в собственную систему учета;

2) перевод информации из собственной системы учета на бумажный носитель для того, чтобы совершенную сделку могло зарегистрировать в своей системе другое предприятие.

2. Алгоритмические задачи зависят от используемых в учете алгоритмов вычислений, то есть, формирование отчетов осуществляется все-таки бухгалтером, а не автоматической системой. Обязанностью бухгалтера при достижении стратегической цели оказывается исчисление каждого промежуточного итога, наличие которых определяется применяемым в каждом случае алгоритмом. Например, для определения финансового результата необходимо предварительно вычислить все доходы и все расходы, которые в свою очередь состоят из различных неоднородных величин и требуют своего исчисления на более низком уровне. В результате бухгалтеры вынуждены формулировать цели, производные от первоначальной и часто от нее далекие. Одна цель плодит множество других - в этом сущность алгоритмического ряда.

3. Исполнительские задачи зависят от распоряжений лиц, которым бухгалтер по роду своей работы обязан подчиняться. К таким лицам относятся непосредственно руководители, а также государство в лице различных контролирующих органов или их отдельных представителей. Требования этих лиц могут определяться не технологической или алгоритмической необходимостью, а преследовать цели, лежащие вне пределов учета или принятия управленческих решений. К примеру, от бухгалтера может быть потребована выборка данных, не обусловленная хозяйственной необходимостью и не являющаяся промежуточным итогом при вычислении обязательных к исчислению показателей, а зависящая исключительно от воли администратора или ничем не обусловленного пункта нормативного документа. Но задача поставлена, и это требование подлежит к обязательному исполнению.


4. Технические задачи зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии. В основном технические задачи решаются соответствующими подразделениями: отдел кадров набирает учетный персонал, вычислительный центр производит обработку учетной информации, службы ремонта следят за состоянием техники и т.д., но иногда технические задачи приходится решать непосредственно бухгалтерам. Технические задачи учета не ассоциируются с непосредственным учетом, но без их решения учет невозможен. Задачей главного бухгалтера в первую очередь является нанять толковых специалистов технического отдела. Потому что пострадает, если названная задача не будет решена, не отдел кадров, а именно бухгалтерия, а вместе с ней и система учета.

5. Характер отношения (функция). Любая поставленная задача всегда требует контроля за своим исполнением и таким образом разделяется на две функции: прямую и контрольную. Едва перед бухгалтером ставится задача вести учет, к примеру, прихода и расхода наличных денег (кассовые операции), как немедленно возникает и обратная ей: контролировать порядок учета.

6. Периодичность повторения. По периодичности повторения все задачи делятся:

- на периодические задачи, которые возникают перед бухгалтером с постоянством (например, составить квартальный отчет);

- на спорадические (от греческого sporadikos -рассеянный, отдельный) задачи, возникающие перед бухгалтером время от времени, или случайно;

- на уникальные задачи- разовые, решать которые приходится единожды (например: определиться с порядком списания ущерба от землетрясения).

7. Степень срочности. Степень срочности- критерий достаточно субъективный. По этой причине классификация задач по степени срочности, как, впрочем, и по периодичности повторения, должна производиться самим бухгалтером при планировании им своего рабочего дня:

- «горящие» задачи, возникающие неожиданно и требующие немедленного решения;

- среднесрочные задачи, возникающие неожиданно и требующие относительно быстрого решения;

- текущие задачи, требующие решения к заранее известной отдаленной дате;

- «остаточные» задачи, срок исполнения которых не установлен и не требует срочности.

8. Способ регламентации.[15] Классификация определяется документом, регламентировавшим ту или иную обязанность бухгалтера:

- законодательный или нормативный акт;

- решение, принятое администрацией предприятия;

- должностная инструкция.


9. Характер воздействия на хозяйственную деятельность. Стратегической целью учета является оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность, но оказать такое воздействие возможно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов. Таким образом, по характеру воздействия на хозяйственную деятельность возможны три типа задач:

- задачи, способствующие увеличению доходов (например, ревизия кассы способствует уменьшению расходов);

- задачи, способствующие уменьшению расходов (предоставление информации менеджеру, принимающему решение по определению оптимальной ценовой политики);

- задачи, определить воздействие которых на хозяйственную деятельность не представляется возможным.

Основной задачей, несомненно, является уменьшения расходов, нежели увеличения доходов: ему присуща экономия, но не поиск оптимального управленческого решения, способного увеличить прибыль. Даже не ему непосредственно, а тем аналитикам, которым на основании учетных данных доверено принимать решения. Что же касается максимизации прибыли, это является задачей управленца. А главной задачей бухгалтера является своевременно предоставить достоверную информацию о хозяйствующем субьекте управленцу.

10. Объект целеполагания. Объектом решаемых задач может быть как прошлое, так будущее или настоящее. Соответственно и задачи по объекту целеполагания могут быть подразделены:

- на «археологические», направленные на установление уже состоявшегося факта;

- на констатирующие, направленные на установление происходящего в текущий момент события;

- на прогнозные, направленные на предсказание события, которое должно произойти в будущем.

Например: предоставление руководителю данных по прибыли за прошлый год явно относится к «археологии»; отражение в учете передаваемого покупателю товара является констатацией происходящего в текущий момент события; подсчет обязательств предприятия по налогам призван выявить сумму, которую придется уплатить в будущем, то есть прогнозные (расчет налогов, причитающихся за период, производится заблаговременно, как правило, за одну-две недели до срока их уплаты).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Статья 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает основные задачи бухгалтерского учета на законодательном уровне. В теоретической литературе все задачи бухгалтерского учета можно подразделить на несколько групп: технологические задачи, которые зависят от технологических аспектов учета; алгоритмические задачи, которые зависят от используемых в учете алгоритмов вычислений; исполнительские задачи, зависящие от распоряжений лиц, которым бухгалтер по роду своей работы обязан подчиняться; технические задачи, которые зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии.


Классифицировать задачи, стоящие перед учетом, можно и по следующим основаниям: характер отношения (функция), периодичность повторения, степень срочности, способ регламентации, характер воздействия на хозяйственную деятельность, объект целеполагания.

Несложно охарактеризовать стоящие перед бухгалтером задачи и по другим признакам: по характеру требуемых работ; по количеству задействованных работников; по ответственным исполнителям; по расходам на исполнение, по времени исполнения; по ответственности за неисполнение, по конечному потребителю полученной информации и др. Главное при этом, чтобы используемая классификация помогала бухгалтеру ориентироваться в многообразии стоящих перед ним задач и справиться с ними вовремя.

2.2 Функции бухгалтерского учета

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций.

Информационная функция в системе управления - одна из главных функций бухгалтерского учета, которая выполняется в системе управления. Бухгалтерская информация широко используется всеми видами хозяйственного учета с целью планирования и прогнозирования, а также для определения стратегии и тактики деятельности организации и для принятий важных решений руководителем.

Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются требования: объективность, своевременность, достоверность, оперативность.[16]

Обеспечение сохранности собственности - важная в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Данная функция осуществляется вот так:

- совершенствование системы учета;

- применение передовых методов выявления недостач, растрат и хищений;

- использование мерной тары, измерительных и контрольных приборов;

- использование современных средств для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи необходима при управлении, она формируется и передается в виде информации о фактических параметрах развития объекта управления. Используя обратную связь, на основании фактических показателей осуществляется контроль за выполнением запланированных показателей, выявляются недостатки и резервы производства.