Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Несколько лет у ТНК возникла «Программа развития КК «Тюменской нефтяной фирмы». Среди иного во внутрикорпоративную культуру введен ритуал посвящения сотрудников ТНК. Причем, по компании некоторое время распространялись памятки с временами и описанием, как работникам следует подстригать волосы.
Таблица 1.4 - Копирование элементов зарубежной корпоративной культуры
Плюсы |
Недостатки |
Возможность пользоваться готовым прототипом, не придумывая ничего собственного |
Приходится соблюдать российских законов |
Готовый набор правил сближает адаптацию сотрудников в фирму |
Многие правила не устанавливаются среди работников и отражается нелепо |
Четко прописанная КК повышает эффективность деятельности компании |
Корпоративные правила, которые разработаны без учета интересов работников, могут вызвать недовольство либо апатию к работе |
За исключением крупных игроков в «гонку фирмы» вступают и работники помельче. Так, в фирме Gameland, которая в 1992 – 1998 гг. производила розничную торговлю импортными видео-, компьютерными играми, а далее переквалифицировалась в медиакомпанию, которая специализируется на выпуске газет, корпоративная культура введена в культ. В Gameland имеется бренд-код, разработанный с помощью Томаса Гэда (основателя межнационального агентства Brandflight). Он включает разные «измерения»:
- функциональное («передовые журналы согласно интересам и иные товары, сервисы и мероприятия»);
- общественное («площадка для взаимодействия активных, оптимистичных и передовых групп энтузиастов»);
- ментальное («напутствуем развиваться, осознавать себя, самореализовываться»);
- духовное (« вдохновляем молодежь в РФ развиваться и радоваться жизни»).
Снова пришедшим в офис дается книга Дмитрия Агарунова, основателя и генерального директора Gameland, в которой пишет о себе, о компании. Все работники носят бейджи с ФИО, проводится видеозапись с любых компьютеров. С помощью карты вы отмечаете момент прихода, ухода и иных отлучек с раб. места и пр.
Развитие КК в России идет медленно, чаще всего, менеджмент не заинтересован в её развитии. По наблюдениям специалистов, соотношение осознанно и стихийно сформированной КК в российских и иностранных фирмах примерно таково (рис.1.2-1.4).
Т. е.: 20% - специально сформированная серьезная КК, 80% - существующая, однако практически не осознаваемая.
Рисунок 1.2 - Российские компании (менеджмент РФ без значительного влияния западных партнеров)
Рисунок 1.3 - Западные компании (зарубежный менеджмент и менеджмент России)
Рисунок 1.4 - Западные компании (только менеджмент РФ, достаточно сильные традиции фирмы)
С ходом времени и под влиянием фактов культура может претерпевать перемены.
Изменения в культуре особо важны, когда существующая в фирме культура не содействует достижению организацией требуемого показателя эффективности. Это, чаще всего, происходит при следующих обстоятельствах:
- Необходимость повышения эффективности и морали.
- Основательное изменение миссии фирмы.
- Усиление международного соперничества.
- Значительные технологические перемены.
- Важные изменения на рыночном сегменте; поглощения, слияния, СП.
- Быстрый подъем организации.
1-й из важнейших вопросов, с которыми встречается любая система организации, выступает то, что в конкретный момент она оказывается неспособной содействовать с изменениями внешнего окружения и соответственно вынуждена отыскивать пути изменений, способных увеличить её эффективность и изменяемость.
Работа над осуществлением перемен в культуре организации обозначает: творческий подход, тщательную выработку, хорошее планирование, выбор оптимального пути, добросовестную работу и пр. Это обозначает, что при условии детальной подготовки риск и противодействие сводятся к минимальному показателю. От дирекции требуется, что дирекция будет твердо отстаивать установленные решения, успешно преодолевать противодействие и руководить процессом изменений.
Для успешной реализации планирования изменения культуры фирмы необходимо:
1. Создание конкретного центрального руководства с необходимыми полномочиями на принятие УР, способного действовать энергично, целеустремленно.
2. Определение, четкая формулировка целей, отбор различий между старым, а так же новым, описание изменений.
3. Оценивание экономии, которая обязана быть достигнута.
4. Оперативное обучение лиц, выделенных с целью работы над проектом поправок, желательно провести обучение ещё до начала реализации программы.
5. Выделение необходимых человеческих и финансовых средств с целью осуществления планируемых изменений.
6. Необходимо помнить о том, чтобы производимые изменения соответствовали интересам основной массы.
7. Обеспечение достаточности в проекте таких аспектов, что заинтересовали бы всю фирму.
8. Осведомление коллектива дел относительно осуществления проекта путем достаточно детальной информации (периодические сообщения, агитация, связь с населением, средства массовой информации).
9. Обеспечение наличия консультационной, информационной сети с ясными разграничениями и способностью разрешать конфликтные ситуации (не покидать без внимания малейшие сигналы).
10. Постоянный контроль узких мест в программе и быстрое реагирование при возникающих сложностях.
11. Непрерывная коррекция хода реализации программы (планирование, согласование, информация, обучение).
12. Коррекция графика времени; проекты, рассчитанные на продолжительный период времени, часто устаревают.
13. Постоянное контролирование за полученными результатами, периодическая оценка хода реализации перемен в культуре предприятия.
Большинство организации каждые несколько промежутков времени вносят серьезные перемены в организационную структуру, процедуры установления решений и т. п. При этом преимущество приобретают те организации, что не ждут возникновения необратимых отрицательных тенденций, а постепенно меняют и оптимизируют отдельные задачи и подразделения, превращая перемены в непрерывный процесс становления. [33].
Что касается становления корпоративной культуры, то данным занимаются преимущественно иностранные объединения в России, информационно-коммуникативные, российские транснациональные корпорации. Тут необходимо отметить, что в зарубежных и отечественных организациях появилась ориентиры формирования скоростной КК.
В процессе формирования КК и её поддержании возникает тенденция ускорения механизмов. Зачастую руководство компании полагает, что наиболее эффективное разрешение ускорения в организации – становление скоростной КК. Как и любой иной вид КК, скоростная КК пронизывает любые подразделения и процессы, охватывая подбор персонала, оценку работы, финансы, принятие решений, общение и вознаграждение. В ходе поддержания скорости в быстрой корпоративной культуре каждая последующая корпоративная программа, идея, товар, процесс и т.д. обязаны оцениваться с позиции влияния на скорость, как в первом использовании, но и постоянно. Большинство фирм имеют много процедур, политик, которые когда-то обладали смыслом, но теперь не больше чем преграда скорости и производительности.
«Скоростная КК» вариант «рабочей корпоративной культуры» или «новой КК». В скоростной КК предприятия обязаны наращивать процессы, измерения, мотивы и даже людей с способностью ускорять поддерживать механизмы на высоком уровне работы или инноваций. В самом лучше виде владельцами процесса «скоростная КК» являются руководители, работники.
Заключение
Корпоративная культура фирмы - свод наиболее значимых концепций деятельности организации, определяемых её миссией и стратегией становления и находящих выражение в комплексе социальных норм, ценностей, разделяемых большинством сотрудников.
Выработка чувства приверженности к компании достигается по средствам введения единой спец формы и знаков фирменной идентичности в виде бейджей, т.п.
В работе были сделаны следующие выводы:
-
- КК предприятия - свод наиболее значимых положений деятельности фирмы, определяемых ее миссией, стратегией развития и имеющих выражение в совокупности общественных норм и ценностей, которые разделяются большинством работников.
- КК может быть создана и существуют методы её поддержания и укрепления. В числе таких методов можно отметить следующие: поведение руководителя, призывы, декларации руководства, подготовка персонала, система стимулирования, пр.
- В сегодняшней практике отмечается, что интерес формированию КК уделяют крупные фирмы с большим числом работников, тогда малые предприятия остаются к равнодушными.
Список использованных источников
1 |
Аширов, Д.А. Организационное поведение. [Текст]: Учебник / Д.А.Аширов – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 360 с. |
2 |
Багриновский, К.А. Корпоративная культура в современной экономике России. [Текст]: Учебник / К.А. Багриновский – М.: Экономика, 2009. - 322 с. |
3 |
Баринов, В.А. Корпоративная культура организации в России. [Текст]: Учебник / В.А.Баринов – М.: ИНФРА-М, 2010. – 388 с. |
4 |
Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. [Текст]: учебник / В.Р.Веснин – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2011. – 250 с. |
5 |
Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде. [Текст] / Т. П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2010, – 344 с. |
6 |
Герчикова, И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. [Текст]: Учеб. пособие /И.Н.Герчикова – М.: Консалтбанкир, 2009. – 576 с. |
7 |
Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. [Текст]: Учебник / И.Б. Дуракова - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2011. - 388 с. |
8 |
Евдокимов, А. В ожидании лидера / А.В. Евдокимов // Управление персоналом, 2009 - №11-12, - С.17-22 |
9 |
Зигерт, В. Руководить без конфликтов. [Текст] / В.Зигерт – М.: Экономика, 2010. – 374 с. |
10 |
Иващенко, И.П. Экономика фирмы. [Текст]: Учебник / И.П.Иващенко. - М.: ИНФО-М, 2009. – 622 с. |
11 |
Кинг, А.М. Управление организацией. [Текст]: Пер. с англ. / А.М.Кинг - СПб.: Полигон, - 2009. – 712 с. |
12 |
Кирьянова, Е.Н. Профессиональный отбор и этические нормы его проведения. [Текст]: Учебник / Е.Н.Кирьянова – М.: ИНФРА-М, 2011. – 365 с. |
13 |
Конаржевский, Ю.А. Менеджмент. [Текст]: Учебное пособие / Ю.А. Конаржевский – М.: ИНФРА-М, 2009. – 452 с. |
14 |
Кузнецов, И.Н. Корпоративная культура. [Текст]: Учебное пособие / И.Н.Кузнецов – М.: Кнорус, 2009. – 388 с. |
15 |
Лапина Т.А. Корпоративная культура. [Текст] / Т.А. Лапина – М.: ИНФРА-М, 2009. – 365 с. |
16 |
Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия. [Текст] /Е.В.Маслов - М: ИНФРА-М, 2011. – 412 с. |
17 |
Мельников, О.Н. Имидж менеджера. / О.Н.Мельников // Российское предпринимательство, 2009 - №9 - С.15-23 |
18 |
Наумов, М. Организационная культура как фактор долгосрочной конкурентоспособности. // М.Наумов - Управление компанией – 2010, №7, С.25-35 |
19 |
Организационное поведение [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2009.- 432 с. |
20 |
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. [Текст]: Учебное пособие / Т.Н.Персикова – М.: - Издательство: Логос, 2010. - 625 с. |
21 |
Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса. [Текст]: Учеб. пособие /Ю.Ю.Петрунин – М.: Дело, 2010. – 280 с. |
22 |
Райгородский, Д.Я. Психология управления: хрестоматия. [Текст] / Д.Я.Райгородский - Самара: Изд.дом «Бахрах-М», 2010. - 768 с. |
23 |
Соломанидина, Т.О. Управление мотивацией персонала. [Текст] / Т.О.Соломандина - М.: ЮНИТИ, 2010. – 324 с. |
24 |
Спивак, В. А. Корпоративная культура. [Текст]: Учебник / В.А. Спивак – СПб.: Питер, 2009. - 302 с. |
25 |
Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. [Текст]: Учебник / В.А. Спивак – СПб.: Питер, 2011. - 263 с. |
26 |
Стеклова, О.Е. Организационная культура. [Текст]: учебник / О.Е.Стеклова – М.: Кнорус, 2009. – 362 с. |
27 |
Томилов, В.В. Культура предпринимательства. [Текст]: Учеб. пособие / А.В.Томилов – СПб: Питер, 2009. - 176 с. |
28 |
Шейн, Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство. [Текст] / Э. Х.Шейн. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с. |
29 |
Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру. [Текст] / П.Н.Шихарев - М.: Дело, 2009. - 301 с. |
30 |
Щекин, Г.В. Практическая психология менеджмента. [Текст] / Г.В.Щекин - М.: Кнорус, 2010. – 366 с. |
31 |
Фадеева, М. Л. Организационно-экономические аспекты управления корпоративной культурой промышленного предприятия: Автореф.дисс. на соискание уч. степени к.э.н. [Текст] / М. Л. Фадеева. – М., 2005. – 25 с. |
32 |
Экономика предприятия. [Текст]: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Волкова. - М.: Инфра-М, 2009. – 366 с. |
33 |
Яблонскене, Н.Л., Кубанейшвили, А.А. Преобразование компании – начните с корпоративной культуры [Текст] / А. Кубанейшвили // Управление персоналом. - № , 2010. С. 19-23 |