Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

По мере развития рыночных отношений перед предприятиями встают принципиально новые задачи, связанные с управлением в первую очередь человеческими ресурсами. В связи с этим наблюдается значительный рост значимости мотивации и стимулирования труда персонала предприятий как наиболее действенных инструментов эффективного менеджмента человеческими ресурсами. Посредством системы управления персоналом, выступающей как подсистема управления производственно-хозяйственной деятельности предприятия, реализуется управление людьми и их способностью производить продукцию и услуги. Эффективно управлять хозяйственной деятельностью возможно только при условии мотивированного труда персонала предприятия.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его потребностей. Эти потребности могут быть не только материальными (одежда, жилище, питание), но и духовными, например, самовыражение, самореализация. Именно потребности являются источниками человеческой активности. Для того, чтобы грамотно управлять персоналом, руководитель обязан знать, какие именно потребности характерны для его служащих. Только разобравшись в этом вопросе,  он сможет создать хорошую мотивационную базу, стимулирующую активную деятельность коллектива и реализацию потенциала сотрудников

Актуальность выбранной темы заключается в том, что кадровая политика, как инструмент управления персоналом, является основным средством получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и особенности управления персоналом на предприятии и разработать пути повышения его эффективности.

Объект исследования: ОАО «Гродненский мясокомбинат».

Предмет исследования: особенности управления персоналом ОАО «Гродненский мясокомбинат».

Задачи исследования:

-рассмотреть теоретические и методологические основы управления персоналом;

-рассмотреть на примере ОАО «Гродненский мясокомбинат» управление персоналом на предприятии;

-разработать пути повышения эффективности управления персоналом на предприятии.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.

Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых в данной области, фактические материалы предприятия.



 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1 Сущность понятия управление

Управление является процессом планирования, организации, мотивации и контроля. Необходимость управления заключается в том, чтобы иметь возможность формулировать и достигать цели, которые ставит перед собой организация [1, c. 28].

Содержание управления заключается в осуществлении процесса оптимального использования ресурсов (земли, труда, капитала) с целью достижения стоящих перед предприятием (организацией) планов и задач. Обобщая все вида управленческой деятельности, представляется возможным резюмировать, что управление является осознанной целенаправленной деятельностью, которая осуществляется человеком, при помощи которой им упорядочиваются и подчиняются своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы, техники.

Элементами, на которые направлена данная деятельность, составляется объект управления [1, c. 28].

Субъектом управления принято считать так называемого «направителя» управленческой деятельности, в качестве которого может выступить как отдельно взятый человек, так и группа лиц [1, c. 29]. В качестве субъекта управленческой деятельности ступает физическое лицо, живой человек, через которого осуществляется непосредственно реализация управленческих отношений.

Управленческую деятельность принято считать специфической разновидностью трудового процесса, которая характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

В качестве предмета труда в управлении вступает информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности подлежит анализу и уже на основе обобщенного анализа происходит непосредственно сам процесс создания вариантов решений. В качестве средств управления выступает всё, что будет выступать в качестве способствующего фактора осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. Управление принято относить к категории умственного труда, осуществляемого человеком в виде затрачиваемых нервно - психологических усилий (слушания, чтения, говорения, контактирования, наблюдения, мышления и тому подобное) [2, c. 3].


Все управленческие действия принято различать по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Сложность управления принято определять масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, рядом связей, имеющихся между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Управление организацией выступает в качестве одного из основных видов всей совокупности управления [3, c. 86]. Управление организацией является способом оказания непосредственного воздействия на процесс производства благ или услуг с целью его упорядочения, основываясь на объективных законах развития производства. Управление представляется возможным разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации принято считать взаимоотношением, которое имеет место между руководителем и подчиненным ему персоналом, имеющее в качестве своей направленности достижение результатов деятельности организации. Управлением соединяются все человеческие и материальные ресурсы для того, чтобы выполнить задачи, стоящие перед организацией [8, c. 411].

Таким образом, представляется возможным провести разделение всего поля деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми.

Управление деятельностью складывается из процесса непосредственного планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за тем, как будут выполнены задания [35, c. 302].

Управление людьми представляет собой деятельность, направленную на руководство персоналом организации. Данная область управления непосредственно связана с деятельностью, которая осуществляется руководителем. К данному виду управления принято относить: осуществление обеспечения сотрудничества в коллективе, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию персонала и ряд других составных частей деятельности, которая осуществляется руководителем.

Управление нуждается в наличии значительных умственных усилий независимо от того, какой области оно касается – управления деятельностью, окружением или непосредственно человеческим ресурсом [27, c. 52]. Для успешности осуществления управленческой деятельности необходимо обязательное выполнение ряда условий:

1. Субъект и объект управления должны находиться в полном соответствии друг с другом. В случае, если им не удастся понять друг друга в процессе работы, то они не смогут реализовать свои потенциальные возможности.


2. Субъект и объект управления должны иметь самостоятельность [4, c. 9].

Субъект управления не имеет возможности предусмотреть все интересы объекта и наличие возможных вариантов его действий в разных ситуациях. В том случае, когда в качестве объекта управления выступают человеческие ресурсы, которые обладают своими взглядами на ситуацию, наличием стремления, мышления, они должны иметь возможность реализовать имеющиеся в их распоряжении возможности на практике. Если такая возможность отсутствует, то людьми либо подавляется своя активность, либо они стараются добиться своего мнения.

3. Субъект и объект управления должны иметь заинтересованность в наличии четкого взаимодействия: один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении [6, c. 85].

Таким образом, исходя из этого, представляется возможным резюмировать: управление повсюду сопровождает деятельность, осуществляемая человеком. И всякая деятельность человека нуждается в управлении.

1.2 Характеристика функций управления персоналом

Необходимо отметить тот факт, что функция является широко распространенным понятием, применяемым в философии, биологии, математике и ряде других наук. Анри Файолем, который является разработчиком теории административного управления, в начале 20 века было выделено 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль [14, c. 63]. Объяснялось это им тем, что:

- предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий;

-организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный);

- распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия;

- согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия;

- контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям [27, c. 74].

На протяжении всего периода 20 столетия содержание функций и название некоторых подверглись ряду изменений, если сравнивать с теми, которые рассматривались в работах А. Файоля. Наличие данного факта обусловлено имеющими место в экономике и социальной структуре общества изменениями.

Все функции управления представляется возможным разделить на основании двух основных признаков: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению оказываемого воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции) [23, c. 96].


Принято считать, что основные функции выступают в качестве основополагающих непосредственно всего процесса управления, а специфическими функциями отражаются особенности конкретной управленческой деятельности работников. Их изучением заняты специальные дисциплины: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Приступим к рассмотрению основных функций управления.

Необходимо отметить то, что общими функциями управления отражается общий порядок управления деятельностью организации:  планирование.

В процессе реализации данной функции менеджером на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулируются цели и задачи на предстоящий период, разрабатывается стратегия действий, составляются ряд необходимых планов и программ [23, c. 97].

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, которое обеспечивается посредством поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Принято различать планы директивные, которые подлежат строгому исполнению, и индикативные, т.е. такие, в которых содержится совет, и которые близки к прогнозам. От того, насколько правильно сформулированы планы, в значительной мере находится в непосредственной прямой зависимости и качество управления [23, c. 114].

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы: – где мы находимся в настоящее время? – куда мы хотим двигаться? – как мы собираемся сделать это? Планирование представляется возможным подвергнуть следующей классификации на основании ряда признаков: на основании степени охвата; на основании предмета планирования; на основании сферы функционирования; на основании сроков; на основании содержания планирования и т.д. [24, c. 97].

В качестве основных задач планирования деятельности организации можно указать следующие: осуществление выбора оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов; осуществление обеспечения устойчивости функционирования и развития организации; осуществление процесса формирования оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций; осуществление комплексного обеспечения выполнения планов; осуществление формирования организационно-технических и социально-экономических мероприятий, которые обеспечивают непосредственно выполнение планов; осуществление процесса координации выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству; стимулирования выполнения планов [12, c. 85].