Файл: Индивидуальное предпринимательство (Основы правового регулирования 5 индивидуального предпринимательства в Российской 5 Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В статье 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности[1]. Следовательно, Основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством.

Право граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью предусмотрено ст. 18 ГК РФ и является одной из составляющих правоспособности[2].

Такая форма предпринимательства существует практически во всех зарубежных странах. В Германии – это Kaufmann, правовое положение (статус) которого определен нормами Торгового кодекса Германии, во Франции – Enterprise Individuelle, в США индивидуальный предприниматель – индивидуальная собственность (его природа близка российскому аналогу – крестьянскому (фермерскому) хозяйству) – The Sole Proprietorship. Законодательство США не устанавливает каких-либо формальных требований для индивидуального предпринимателя. В Великобритании также имеется данная форма предпринимательства – The Sole Trader (единоличный предприниматель).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

На сегодняшний день правовой статус индивидуального предпринимателя связан с рядом проблем правового характера.

Цель работы – исследовать правовое регулирование индивидуального предпринимательства в Российской Федерации.

Задачи работы:

  1. исследовать особенности правового статуса индивидуального предпринимательства;
  2. рассмотреть возрастные особенности приобретения правового статуса индивидуального предпринимателя;
  3. рассмотреть вопросы индивидуализации индивидуального предпринимателя;
  4. исследовать государственную регистрацию как гражданско-правовое средство приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
  5. выявить проблемы правового регулирования индивидуального предпринимательства и определить пути их решения.

Объект исследования: правовой статус индивидуального предпринимателя.

Предметом исследования: правовое регулирование индивидуального предпринимательства в России.

Научно-методическая основа работы: нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основы правового регулирования индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

1.1. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя

Российская система в основном базируется на принципах системоцен-тризма, сочетая процесс взаимовлияния государства и общества. Начало предпринимательства в России было положено с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Статус индивидуального предпринимателя приобретается с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства[3].

Трудность анализа правового положения индивидуального предпринимателя состоит в двойственности его правового статуса - как физического лица и как субъекта предпринимательской деятельности[4]. Это обусловлено закреплением в ГК РФ[5] диспозиции, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п.3 ст.23 ГК РФ[6]), а в соответствии с п.13 Постановления № 6/8 Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»[7] деятельность индивидуальных предпринимателей рассматривается как деятельность коммерческих организаций.


Приравнивание индивидуальных предпринимателей к коммерческим организациям связано с тем, что специальных «предпринимательских» норм для физических лиц в законодательстве недостаточно[8]. Однако, рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя лишь через призму коммерческой организации не позволяет раскрыть его в полном объёме. К тому же в литературе уже были высказаны мнения относительно того, что правовой статус гражданина-предпринимателя значительно отличается от статуса юридических лиц.

Споры вызывает не только вопрос правовой регламентации положения индивидуального предпринимателя, но и вопрос его правосубъектности (момента возникновения и прекращения). На наш взгляд, правосубъектность индивидуального предпринимателя значительно шире правосубъектности обычного гражданина, ибо включает, как правосубъектность в отношениях, не связанных с предпринимательской деятельностью, так и собственно предпринимательскую правосубъектность.

Не ясен и характер правоспособности индивидуальных предпринимателей. Так, ряд авторов полагают, что поскольку в ст.18 ГК РФ[9] в общей форме упоминается о праве гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, то индивидуальный предприниматель обладает общей правоспособностью[10].

Однако не можем не отметить, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации, следовательно, обладают специальной правоспособностью[11]. Свои особенности приобретает статус индивидуального предпринимателя при обсуждении темы занятия предпринимательской деятельностью гражданином, не достигшим совершеннолетия. Так, ст.27 ГК РФ допускает объявление 16-летнего гражданина полностью дееспособным, если он с согласия законных представителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Однако осуществлять такую деятельность лицо вправе лишь при наличии соответствующей государственной регистрации, которая допустима с 18 лет. Таким образом, норма, устанавливающая возможность «преждевременного» погружения в бизнес внутренне противоречива и требует изменений[12].

Несмотря на кажущуюся определенность, вопрос о правовом статусе индивидуальных предпринимателей до настоящего времени остается актуальным и вызывает ряд вопросов. Как следует из законодательства и неоднократно отмечалось в науке, статус ИП носит двойственный характер, поскольку индивидуальный предприниматель по своей сути – это физическое лицо, но в то же время он наделен правами юридического лица[13].


С одной стороны, предприниматель является обычным гражданином, имеющим все гражданские права, которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации[14], а также различными законами и подзаконными актами. С другой же стороны, предприниматель может выступать в качестве субъекта предпринимательской деятельности, то есть использовать практически всю совокупность прав, предусмотренных нормативными правовыми актами для субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего юридических лиц, так как приоритет всегда отдается им.

Причем сочетание гражданских и предпринимательских прав носит постоянный характер, вплоть до степени смешения. Например, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, приходит в торговую точку и покупает товар. Данная покупка может быть им совершена как для собственных нужд, так и для целей осуществления предпринимательской деятельности – со стороны оценить это не представляется возможным. В то же время в некоторых ситуациях разделение прав и обязанностей носит более четкий характер, например при уплате налогов как простым гражданином и как предпринимателем[15].

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется принадлежностью к физическим лицам, на которых лежит и часть прав юридического лица. Поэтому вопрос о том, является ли ИП юридическим лицом, некорректен, так как законодательство содержит четкую формулировку статуса индивидуального предпринимателя, толковать которую двояко нельзя. При этом уточним, что именно принадлежность ИП к категории юридических лиц не подлежит двойному пониманию, в то же время двойственность правового положения гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, никем не оспаривается. Отграничение индивидуальных предпринимателей от юридических лиц предельно четко прослеживается в законодательной базе, что практически исключает смешение этих двух организационно-правовых норм. Например, нередко можно встретить нормы, где перечисляются субъекты, на которых они распространяются: «юридические лица, физические лица (индивидуальные предприниматели)» [16].

Но при этом предприниматель вправе действовать как юридическое лицо, в том числе открывать расчетные счета, иметь собственную печать, заключать договоры, оформлять различные лицензии, разрешения, допуски для осуществления отдельных видов деятельности, выполнять любые виды деятельности, не противоречащие законодательству, для получения прибыли. Индивидуальным предпринимателям доступно большинство видов деятельности, которые могут осуществлять и юридические лица. Кроме того, некоторые виды осуществляются исключительно индивидуальными предпринимателями, например частные детективные услуги вправе оказывать только граждане, зарегистрированные в качестве ИП и получившие лицензию на оказание данных услуг[17].


Индивидуальный предприниматель как физическое лицо имеет возможность работать по найму, выступать учредителем юридических лиц. При осуществлении предпринимательской деятельности ИП имеет возможность выступать и в качестве предпринимателя, и в качестве гражданина[18].

Распространенной является практика, когда гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя, заключает договоры с физическими лицами не как предприниматель, а как такое же физическое лицо, что в ряде случаев позволяет осуществить сделку на более выгодных для него условиях, например, избежав обязанности уплатить налоги. Поэтому статус индивидуального предпринимателя часто довольно выгоден, поскольку позволяет его владельцу осуществлять предпринимательскую деятельность практически как юридическому лицу, и в то же время получает возможность воспользоваться правами, доступными любому гражданину, но не организации[19].

Разница между ИП и юридическим лицом заключается в меньших свободах коммерческой деятельности. Однако вместе с этим индивидуальный предприниматель имеет льготное налогообложение, может самостоятельно распоряжаться не только своим личным имуществом, но и тем, которое задействовано в коммерческих целях[20].

Имеется ограничение на наличие статуса ИП лицам, занимающим государственные должности. Граждане, являясь индивидуальными предпринимателями, не вправе занимать такие должности согласно закону, но могут работать в любой другой должности в прочих организациях. В то же время запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»[21]). Однако Закон о регистрации не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве санкции за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью, прежде всего, должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе[22]).