Файл: Цель и задачи налогового учета (Организация налогового учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Появление учета для целей налогообложения связывают с началом XX века, когда расходы во время первой мировой войны заставили правительства стран-участниц военных действий искать дополнительные источники финансирования и вводить налоги на прибыль компаний.

Стремление государства возложить на бухгалтерский (финансовый) учет фискальные функции имело цель возможной корректировки налоговых поступлений в бюджет за счет изменения налогооблагаемой базы.

С конца 60-х годов ХХ-го века в мировом сообществе налоговая политика выделяется в качестве самостоятельной части экономической политики государства, формируются правила, исходя не из экономической сущности отношений между хозяйствующими субъектами и государством, а из потребностей налогообложения. Результатом таких устремлений стал учет для целей налогообложения, или в современной терминологии – налоговый учѐт.

Одностороннее искажение правил бухгалтерского (финансового) учета стало идти в разрез с интересами прочих пользователей (бухгалтерской) финансовой отчетности, и, таким образом, обозначилась необходимость разделения бухгалтерского (финансового) и налогового учета.

Однако до последнего времени во многих странах предпринимаются усилия для того, чтобы не разделять полностью налоговый и бухгалтерский (финансовый) учѐт. Как правило, это путь поиска компромиссов – где можно поступиться фискальным интересом, а где можно допустить деформацию показателей финансовой отчетности. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается значительный разрыв между требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, и положениями налогового законодательства. Различаются не только принципы группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, но и правила квалификации и классификации амортизируемого имущества, способы оценки материально-производственных запасов, основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядок распределения расходов и определения той их доли, которая относится к расходам текущего периода. В связи с этим необходима разработка как методологических, так и организационных основ, обеспечивающих возможность наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести налоговый учет.


Налоговым законодательством закреплен принцип самостоятельности организаций-налогоплательщиков в выборе способов обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для этих целей могут быть использованы как регистры бухгалтерского, с необходимыми дополнительными реквизитами, так и аналитические регистры налогового учета. В связи с этим организация-налогоплательщик должна решить задачу выбора регистров бухгалтерского учета, показатели которых могут быть использованы для целей налогообложения, и разработать систему аналитических регистров налогового учета. Необходимо выбрать такую модель налогового учета, которая позволит в максимальной степени использовать информацию, накопленную в системе бухгалтерского учета, для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

Для написания исследования нами был выделен предмет курсовой работы. Предметом курсового изучения является налоговый учет на предприятии. Объект изучения это налоговый учет на предприятии на примере частного охранного предприятия.

Основная цель курсового исследования состоит в том, чтобы изучить порядок налогового учета на предприятии. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты налогового учета, его взаимосвязь с другими видами учета;

2.проанализировать расходы предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета;

Изучить постановку налогового учета на современном предприятии (на примере частного охранного предприятия);

3. Проанализировать связь налогового и бухгалтерского учета на предприятии.

Структура курсовой работы определена поставленными задачами и состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1. Сопоставление бухгалтерского, налогового и управленческого учета

По мере развития рыночных отношений усиливается разделение функций прежде единой системы бухгалтерского учета на три подсистемы:


  • бухгалтерский (финансовый) учет;
  • управленческий учет;
  • налоговый учет.

В бухгалтерском (финансовом) учете[1] формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно.

Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи, с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Основной составляющей управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ полученной экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозными значениями или нормативами.

Основная цель управленческого учета – обеспечение текущей аналитической и прогнозной информацией руководства и менеджеров, ответственных за достижение конкретных экономических показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете. Вместе с тем результаты, получаемые на основании данных финансового учета, должны соответствовать результатам, получаемым в управленческом учете, хотя и не будут идентичны им.[2]

Таблица 1. Сопоставление бухгалтерского, налогового и управленческого учета

Сравнимые характеристики

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Обязательность ведения учета

Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству

Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству

Необязателен. Всецело зависит от представлений руководства хозяйствующего субъекта о расширении (или детализации) границ учета

Цель ведения учета

Отражение всех хозяйственных операций для внутренних пользователей и составление финансовых документов для внешних пользователей

Формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей о хозяйственных операциях с целью налогообложения

Обеспечение планирования, анализа, собственно управления и контроля. Обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных целей

Пользователи информации

Руководители предприятия и его подразделений, акционеры, группы других пользователей

Внешние – Госналогслужба, внутренние – менеджеры, работающие над налоговым планированием, и аудиторы

Должностные лица – руководитель, руководящий состав и менеджеры разного уровня

Методологический базис

Учет строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + Обязательства

Учет строится на сопоставлении всех доходов организации и экономически обоснованных расходов

Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических записей

Основные правила

Нормы и правила, а также организация бухгалтерского учета установлены Законом о бухгалтерском учет», Положениями по бухгалтерскому учету

Нормы и правила, установленные НК РФ. На предприятии организуется самостоятельно

Любые правила учета в зависимости от их полезности. На предприятии организуется самостоятельно

Привязка ко времени

Финансовая история носит «исторический характер», т.е. показывает финансовое состояние на отчетную дату

История налогооблагаемой базы носит «исторический характер», т.е. отражает состояние на отчетную дату

Наравне с информацией «исторического характера» используются планы на будущее, т.е. предусматривается не только анализ, но и прогноз на будущее

Тип информации

Финансовые документы содержат информацию в стоимостном выражении

Налоговая декларация содержит информацию в стоимостном выражении

Информация в стоимостном и в натуральном выражении

Степень точности информации

Требуется точная и своевременная информация о комплексе затрат на производство и реализацию продукции

Требуется точная и своевременная информация о налогах и объектах налогообложения

Допустимо использование приблизительных оценок

Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально

Полный налоговый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально

Аналитические отчеты крупных организаций составляются ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности, отдельным ее фактам могут составляться еженедельно или ежедневно

Сроки представления отчетности

Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно

Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно

Отчетность является внутренней и может содержать как текущую, так и срочную информацию

Объект отчетности

Организация как единое целое; при необходимости – данные по отдельным сегментам организации

Организация как единое целое. Данные в разрезе разных налоговых ставок

Организация как в целом, так и ее подразделения

Ответственность за правильность ведения учета

Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ

Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ

Отчеты не обязательны. Составляются по внутренним нормам и правилам, не предназначены для внешних пользователей

Требования основных пользователей

Внешние пользователи требуют гарантии того, что финансовые отчеты составляются по общепринятым нормам, что позволяет проводить сопоставления и сравнения

Внешние пользователи требуют достоверности отраженной информации в налоговых декларациях в соответствии с действующим законодательством

Выбираются те правила учета, анализа и прогноза, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решений


Сущность различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом следует сопоставить сферы применения этих подсистем, что и сделано в табл. 1. В последние годы в учете происходит замена важнейшего экономического показателя «себестоимость» на показатель «расходы». С 1 января 2002 года с введением в действие главы 25 НК РФ в практику учета вошли новые понятия доходов и расходов, непосредственно связанных с налогообложением. Сравнение правил определения прежде одинаковых элементов бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлено в табл. 2.

Таблица 2. Различия в методологии определения основных показателей хозяйственной деятельности

Показатели

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Доходы

Определяются в соответствии с ПБУ 999[3]. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, npi /водящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)

Определяются согласно ст. 249 НКРФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и в выраженных в денежной и (или) натуральной формах

Доходом признается выручка от реализации конкретных видов продукции или выручка отдельных стратегических бизнес-единиц в зависимости от выбранного метода управленческого учета

Расходы

Определяются в соответствии с ПБУ 10/99 и признаются при соблюдении следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота
  • сумма расхода может быть определена
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи)

Определяются согласно ст. 252 НК РФ и признаются таковыми, если они:

  • обоснованы, т.е. экономически оправданны
  • произведены на осуществление деятельности, направленной на получение дохода
  • Подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ

Должна быть ясна причинно-следственная связь объекта с относимыми на него затратами (например, транспортно-заготовительные расходы распределяются по подразделениям и объектам калькулирования пропорционально плановой стоимости отпущенных по данным направлениям материалов).

Элементы учета доходов

Элементами учета являются:

  • доходы от обычных видов деятельности
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы
  • чрезвычайные доходы

Элементами учета являются:

  • доходы от реализации
  • внереализационные доходы

Доходы от реализации основной продукции, а также отдельных видов продукции или прочей деятельности

Элементы учета расходов

Элементами учета являются:

  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции
  • операционные расходы
  • внереализационные расходы
  • чрезвычайные расходы

Элементами учета являются:

  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы

Расходы по любым актуальным направлениям деятельности

Статьи затрат по элементам

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (прямые и косвенные):

  • материальные затраты
  • оплата труда
  • отчисления на социальные нужды
  • амортизация
  • прочие

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции:

  • прямые материальные затраты
  • оплата труда основных рабочих
  • суммы прямых амортизационных отчислений;
  • прочие (все косвенные затраты).

Калькулирование осуществляется по любым актуальным направлениям деятельности, конечной или промежуточной продукции


В основе различий между налоговым и бухгалтерским учетом лежат не расчетные методики и не порядок определения стоимости, а отсутствие понятия прибыли как экономической категории в налоговом учете и соответственно его наличие в бухгалтерском учете.

Рис. 1. Схема расчета прибыли в бухгалтерском учете[4]

Рис. 2. Схема расчета прибыли в налоговом учете[5]

1.2. Анализ расходов для целей бухгалтерского и налогового учета

На современном этапе экономического развития основной целью практически любой коммерческой организации выступает прибыль. Именно высокая отдача основного процесса и достаточный уровень прибыли – основной стимулятор к активному хозяйствованию и обеспечению должного уровня экономического развития страны.

Важным фактором эффективной хозяйственной деятельности выступает правильная организация бухгалтерского учета, а также организация процесса, направленного на верное и своевременное отражение данных не только по правилам бухгалтерского, но и по правилам налогового учета. Основным вопросом, который в этой связи назревает, выступает признание расходов для целей бухгалтерского и налогового учета. Исходя из этого, попытаемся систематизировать основные аспекты, прописанные в действующем законодательстве относительно правил признания расходов для целей бухгалтерского и налогового учета.

Для начала, обратимся к таким нормативно-правовым актам, как Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 № 33н, а также гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ПБУ 10/99, «…Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)….»[6]. Так получается, что для признания расхода в целях бухгалтерского учета достаточно элементарного выбытия актива. Другими словами, выбытие объекта основных средств с целью оказания благотворительной помощи в бухгалтерском учете будет признаваться расходом.