Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неналоговые доходов бюджетов включают:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
  2. Доходы от продаж материальных и нематериальных активов.
  3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.
  4. Штрафы, санкции, возмещение ущерба.
  5. Доходы от внешнеэкономической деятельности.
  6. Платежи за пользование природными ресурсами.
  7. Административные платежи и сборы.
  8. Возврат остатков субсидий.

К безвозмездным поступлениям относят:

  1. Поступления от нерезидентов.
  2. Поступления от бюджетов других уровней.
  3. Дотации.
  4. Субвенции.
  5. Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
  6. Трансферты.

Рассмотрим структуру и динамику доходов российского государственного бюджета за 2015 - 16 гг. (таблица 1).

Таблица 1 – Структура и динамика доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2015 - 16 гг. [2].

Перечень доходов

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Нефтегазовые доходы

5862,7

42,92

3419,4

36,79

58,3

Не нефтегазовые доходы

7796,6

57,08

5876,0

63,21

75,4

Связанные с внутренним производством

3467,6

25,39

2852,6

30,69

82,3

НДС (внутренний)

2448,3

17,92

2002,7

21,55

81,8

Акцизы

527,9

3,86

460,9

4,96

87,3

Налог на прибыль

491,4

3,59

388,9

4,18

79,1

Связанные с импортом

2404,4

17,60

1837,3

19,77

76,4

НДС на ввозимые товары

1785,2

13,07

1382,0

14,87

77,4

Акцизы на ввозимые товары

54,0

0,39

40,1

0,43

74,3

Ввозные пошлины

565,2

41,38

415,1

4,47

73,4

Прочие

1924,6

14,09

1186,2

12,76

61,6


Из таблицы 1 видно, что в рассматриваемом периоде по причине кризисных экономических явлений, действующего санкционного режима и стабильно невысоких цен на углеводородное сырье все статьи доходов бюджета показали существенное снижение, в ряде случаев – на более чем на 30% (все виды связанных с импортом доходов) и 40% (нефтегазовые доходы).

С расходами государственного бюджета всё обстоит иначе. Расходы бюджета понимаются как затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств по различным направлениям. Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга [3, с. 127].

В настоящее время расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания, подразделяются на текущие и капитальные. Капитальные расходы представляют собой инновационную и инвестиционную деятельность, то есть при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы федерального бюджета включают в себя [1]:

  1. Обеспечение деятельности Президента РФ и различных органов общегосударственного управления;
  2. Функционирование федеральной судебной системы;
  3. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  4. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  5. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. Государственная поддержка атомной энергетики;
  8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. Исследование и использование космического пространства;
  10. Содержание учреждений федеральной собственности;
  11. Формирование федеральной собственности;
  12. Обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  13. Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат;
  14. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. Проведение выборов и референдумов;
  16. Федеральная инвестиционная программа;
  17. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  18. Официальный статистический учет и прочие расходы.

Для получения наиболее полной картины состояния расходов бюджета страны необходимо учитывать не только динамику расходов на те или иные статьи, но и их удельный вес в общей сумме расходов бюджета. Так, по ряду статей, например, по статье «здравоохранение», отмечается рост расходов, однако их доля в бюджете остается весьма незначительной и не соответствующей практике развитых зарубежных стран.

Таблица 2 – Динамика распределения средств бюджета РФ по основным направлениям расходования

Направления расходования средств

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

млрд, руб.

%

млрд, руб.

%

Общегосударственные вопросы

998

5,75

1066

12,56

+6,81%

Национальная оборона

1 010

5,82

1000

5,52

-0,30

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1350

7,78

1310

5,42

-2,36

«Серая зона» (секретные статьи)

3 080

17,74

3 010

15,72

-2,02

Национальная экономика

2030

11,69

2530

36,4

+24,71

Охрана окружающей среды

46,77

0,26

59,42

0,27

+27,04

Образование

579,36

3,33

557,8

3,9

-3,72

Здравоохранение

371,79

2,14

475,57

2,58

+27,92

Социальная политика

4 210

24,25

4 450

29,91

+5,66

Жилищно-коммунальное хозяйство

119,41

0,69

74,27

0,37

-37,80

Культура, кинематография

90,76

5,22

94,96

9,86

+4,64

Физкультура и спорт

71,16

4,27

72,16

5,69

+1,42

Средства массовой информации

72,57

4,18

79,92

14,22

+10,14

Обслуживание государственного и муниципального долга

585,3

3,37

645,84

13,71

+10,34

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ

611,42

3,52

661,46

11,7

+8,18


На содержание государства, на бюрократию, военные расходы, Правительство в 2016 году тратит более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Далее – экономические программы (15,72% расходов бюджета), образование – 3,46%, здравоохранение – 2,95%. На поддержку государственных СМИ было выделено больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В целом уже третий год подряд расходы федерального бюджета превышают его доходы, что обусловлено негативными экономико-политическими факторами, рассмотренными выше. Дефицит покрывался за счет накопительных внебюджетных фондов, полное исчерпание которых планируется уже в 2017 году, однако достаточно успешно проведенные финансово-экономическими властями за прошедший трехлетний период мероприятия в рамках политики импортозамещения, стабилизации денежной массы и поддержки экономики внушают определенный оптимизм и позволяют рассчитывать на полное устранение дефицита бюджета в ближайшие годы.

Заключение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.


В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

  1. Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.
  2. Возникновение советской бюджетной системы.
  3. Бюджетная система СССР в военные 1941-1945 годы.
  4. Развитие бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.
  5. Бюджетная система на современном этапе.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и федеральный бюджет. За бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.