Файл: Нотариат в РФ (Правовые основы регулирования нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.Назначение нотариата в России

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовой статус нотариата в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[7] (далее Основы), имеющие статус федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 1 Основ нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России (в прежней редакции рассматриваемой нормы говорилось не о конституциях (уставах) субъектов РФ, а о конституциях республик в составе России; соответствующее терминологическое изменение внесено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, чем норма согласована с Конституцией РФ).

Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда России от 19 мая 1998 г. № 15-П[8], данная норма гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС России РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П[9], нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени России, являются публично значимыми действиями.

Согласно пункту «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы нотариата находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Соответственно, нотариальная деятельность регулируется не только Основами и иными законодательными актами РФ, но и законами субъектов РФ, например, Законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы о нотариате), Законом Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. № 803-3 «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга). В этой связи, представляется целесообразным упомянуть о примечательности нормы ст. 1 Закона г. Москвы о нотариате, провозглашающей, что нотариат в г. Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России.


Нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Там же установлено, что оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариусы совершают нотариальные действия в России в соответствии с Основами. При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ.

В ч. 3 ст. 1 Основ закреплена необходимость ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «реестр нотариусов»). Согласно данной норме указанный реестр ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «федеральный орган юстиции»), которому и делегировано полномочие по установлению порядка ведения такого реестра.

Данная часть также определяет открытый характер содержащихся в реестре нотариусов сведений, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и предусматривает необходимость размещения таких сведений на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, рассматриваемая часть предусматривает выдачу территориальным органом федерального органа юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "территориальный орган юстиции") лицу, внесенному в реестр нотариусов, по его просьбе выписки из реестра нотариусов, содержащей сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. При этом установлен срок выдачи такой выписки - в течение двух рабочих дней после дня обращения соответствующего лица.


Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с п. 1 и подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[10], является Минюст России. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 25 утверждены Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[11], а Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 – «Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[12].

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

С нормой ч. 4 ст. 1 Основ согласуется положение п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором в рамках определения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Соответственно рассматриваемым положениям Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена п. 12, предусматривающим право органов местного самоуправления муниципального района на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.


В ч. 6 ст. 1 Основ предусмотрено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В развитие данной нормы в ст. 6 Основ закреплен запрет нотариусу заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства РФ в ч. 5 ст. 24 и ч. 3 ст. 29 Основ предусмотрено, что соответственно нотариальная палата и ФНП могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач.

1.3. Особенности правовой природы нотариата

Нотариат как объект научного исследования является феноменом, требующим к себе пристального внимания ученых. Вопросы определения содержания понятия нотариата, его правовой природы и места в системе правовых институтов и отраслей права, основных функций, а также соотношения нотариата с институтами власти и гражданского общества в настоящее время приобретают в юридической науке особую актуальность.

В российской теории права и законодательной базе пока отсутствует единое содержание понятия "нотариат". При этом, по мнению ряда исследователей, четкая дефиниция нотариата, в полной мере отображающая сущность этого общественного института, несет в себе большой практический потенциал[13].

В принятых 11 февраля 1993 г. Основах законодательства РФ о нотариате не представлено его определение, что позволило российским ученым предложить на рассмотрение многочисленные определения понятия "нотариат" и активно включиться в дискуссию о содержании данного термина.

Как правило, в научных и учебных изданиях под нотариатом принято понимать:

- систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют защиту прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан;

- правовой институт, обеспечивающий стабильность гражданского оборота и защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан посредством совершения специальных (нотариальных) действий;


- отрасль знаний о нотариате как о правовом институте, а также учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере[14].

В российской правовой науке существует особая точка зрения на содержание понятия "нотариат", принадлежащая Е.Б. Тарбагаевой. Уточняя, что нотариат, с одной стороны, отождествляется с материально-правовыми институтами, а с другой – с идеей превентивного правосудия (в рамках существующих связей нотариата и процессуальных институтов), автор указывает на многозначность термина и выделяет самостоятельное понятие "система нотариата" – субъекты, уполномоченные законом совершать нотариальные действия именем Российской Федерации[15]. Такой подход к пониманию понятия "нотариат" интересен прежде всего в силу того, что он представляет собой попытку комплексного исследования содержания данного термина с учетом рассмотрения вопросов о системе нотариальных органов и месте нотариуса в них; целях, задачах и функциях нотариальных органов; предмете, содержании и форме нотариальной деятельности; гарантиях законности и обоснованности нотариальных актов.

В целом следует отметить, что большинство авторов предлагают схожие по содержанию дефиниции понятия "нотариат". Так, часть исследователей под нотариатом понимают систему государственных органов и должностных лиц, выполняющих предусмотренные законом действия в установленном законом порядке для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[16].

Другими учеными нотариат рассматривается как система органов, наделенных властными полномочиями и в рамках своей деятельности осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов как граждан и юридических лиц, так и общества в целом.

В Юридическом энциклопедическом словаре представлено уточняющее содержание понятия "нотариат" – как системы государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законами защиту прав и законных интересов граждан посредством совершения нотариусами различных нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами[17].

Представляется, что понимание нотариата как правового института напрямую сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодательства в сфере нотариата на общественные отношения, а также тех методов, целей, задач и функций, которые выполняет эта регламентация. В этой связи представляется недостаточно полной трактовка нотариата, предложенная некоторыми исследователями[18].