Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день экономика испытывает качественные перемены, которые объединены с глобализацией, усилением конкуренции среди фирм, регионов и стран. В условиях интенсивности глобальных процессов повышение конкуренции отмечено во всем мире. Как демонстрирует теория и практическая деятельность, без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка.

Исследованию сущности конкуренции посвящены труды ученых экономистов разных школ и направлений в истории экономической мысли, признавая значительную разработанность различных вопросов в области теории конкуренции, следует отметить, что на настоящий момент научного определения рыночной конкуренции, по сути, не существует. Теоретические концепции ученых не дают систематического представления о данном экономическом явлении.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа теорий конкуренции, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты понятия «конкуренция» в трактовке различных экономистов;

- провести сравнение теорий конкуренции.

Объект исследования - конкуренция.

Предмет исследования - сравнительный анализ теорий конкуренции.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

1. Теоретические аспекты понятия «Конкуренция» в трактовке различных экономистов

1.1 Понятие конкуренция

Корни понятия конкуренция уходят в далекое прошлое. Принято считать о том, что впервые теория конкуренции была сформулирована основоположником классической политической экономии А.Смитом(1723-1790) в XVIII столетии. Адам Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» обосновал значимость конкуренции, описав ее действие в принципе «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои собственные эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения максимального блага для всех. Он пришел к выводу, что конкуренция - это благо для общества, потому что ведет к наиболее результативному распределению ограниченных ресурсов и их использованию[1].


Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами. Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы однозначно определить конкуренцию. Однако можно выделить основную сущностную черту – соперничество в свойствах товарного производства и способах развития. А также конкуренция выступает как стихийный регулятор общественного производства. Благодаря данному явлению в жизни общества происходит обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Конкуренция относится к таким факторам, которые имеют воздействие на деятельность фирмы, а обратной связи не существует. Конкуренция – это соперничество за лучшие условия существования на рынке между его участниками. Это порождается объективными условиями: во-первых, полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка; во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход. Ключевым негласным законом рыночной экономики является борьба фирм за выживание и процветание. Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия: 1) количество действующих фирм на рынке; 2) свобода входа и выхода предприятий на рынок; 3) дифференциация товаров; 4) совместный контроль фирм за рыночной ценой. Цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатель купил товар. Основным орудием является формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис). Покупатель отдает свое предпочтение какому-либо товару, лишь убедившись на практике в своем выборе, а необходимую информацию он получает от производителя посредством рекламы. Как правило, конкуренция возникает между товарами, а не фирмами.   Существуют следующие виды конкуренции. 1. Совершенная (или свободная): на рынке участвует множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме. Условия: 1) объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает существенного влияния на цену товара; 2) товары однородны; 3) покупатели хорошо информированы о ценах; 4) продавцы независимы друг от друга; 5) рынок не ограничен, т. е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем. Совершенная конкуренция формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы. Этот вид конкуренции имеет лишь теоретическое значение, хотя является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность. 2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием монополий. И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса. Подвидами являются: монополия и омегополия. Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Выделяют: естественную (легальную) и искусственную, а также чистую и абсолютную. Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам; используют высокий уровень технологий; применяют более крупный капитал и т. д. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн. Олигополия – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат. Ценовая – это искусственное сбивание цен на товар. Здесь широко используется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг. Неценовая – это конкуренция, осуществляемая с помощью совершенствования качества продукции и условий ее продажи. Проведение неценовой конкуренции может осуществляться по двум направлениям. 1. Конкуренция по продукту. 2. Конкуренция по условиям продаж.


Чтобы достичь превосходства над конкурентами, необходимо достичь превосходства по всем коммерческим характеристикам и средствам их продвижения на рынке. В теории такое возможно, на практике – нет. При конкуренции необходимо выбирать приоритеты, стратегию, которые наилучшим образом используют сильные стороны фирмы и соответствуют тенденции рыночной ситуации. Конкурентная стратегия используется для обеспечения преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе (3–5 лет). Основные этапы конкурентного анализа: 1) выявление главных конкурентных сил в отрасли; 2) определение вариантов конкурентных стратегий. Лидером в разработке конкурентного анализа, формулированием основных моделей по выявлению конкурентных сил и вариантов конкурентных стратегий является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. Конкурентные стратегии. 1. Новые конкуренты. Для предупреждения появления их в отрасли используют дифференциацию продуктов и услуг (опора на торговые марки), потребность в капитале, издержки переориентации, необходимость создания новых каналов распределения, политику государства. 2. Товары-заменители. Появление новых товаров, эффективно удовлетворяющих те же нужды и потребности, также могут обострить конкуренцию. 3. Внутриотраслевая конкуренция. Внутри и вне отрасли фирмы-конкуренты могут и мирно существовать, а могут использовать жесткие и грубые способы выживания. Российским экономистом А. Ю. Юдановым был предложен метод сравнительных преимуществ. Он поделил конкурентные стратегии фирм, действующих на одном рынке, на 4 типа: коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты. Каждый тип им сравнивается с определенным биологическим поведением. Коммутанты (серые мыши) – это маленькие фирмы, которые с легкостью подстраиваются к изменению рыночного спроса. Производят товары-имитаторы, товары-подделки. Патиенты (хитрые лисы) – это фирмы, узко специализированные и хорошо освоившие одну из ниш рынка. Виоленты (слоны, львы) – это большие компании, которые осуществляют контроль над значительной долей рынка. Эксплеренты (ласточки, мотыльки) – конкурентным преимуществом таких фирм являются инновации, новые технологии и товары. 4. Сила воздействия поставщиков. Конкуренция с поставщиками-конкурентами. 5. Сила воздействия покупателя. Покупатели могут: 1) требовать снижения цены; 2) требовать более высокого качества; 3) требовать улучшение сервиса; 4) сталкивать внутриотраслевых конкурентов и др.


1.2 Условия конкурентной борьбы

Выделяют восемь наиболее важных условий, оказывающих большое влияние на силу конкурентной борьбы.

  1. Соперничество обостряется, когда количество создающих конкуренцию компаний возрастает, когда они станут сравнительно сопоставимы с точки зрения размеров и способностей. Чем больше фирм, тем больше увеличивается возможность новейших стратегических инициатив и уменьшается возможность непосредственных конкурентных конфликтов. В случае, если фирмы-соперники сопоставимы по своим масштабам и способностям, они могут соперничать на приблизительно равных основаниях, а в случае, если конкуренция становится для каких-то компаний тяжелее, это свидетельствует о возникновении доминантных фирм и демонстрации силы, и в какой-то степени контролировании рынка.
  2. Соперничество увеличивается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В стремительно расширяющемся рынке конкуренция ослабляется тем, что абсолютно всем хватает места. Для того, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, компании, как правило, обычно применяют все, без исключения, свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше интереса переманиваю клиентов от конкурентов. Однако, борьба за рыночную долю стимулирует появление свежих стратегических идей, маневров, непосредственно направленных на переманивание клиентуры.
  3. Создающие конкуренцию компании, за частую, используют прием понижения цен или иное конкурентное оружие для повышения уровня продаж. В случаях, если фиксированные затраты высоки, а предельные — невысоки, компании крайне заинтересованы изготавливать продукцию при совершенной (практически полной) загрузке мощности. Данный фактор важен в отраслях, которые характеризуются продолжительным временем наращивания мощностей; уже имеющимся большим эффективным масштабом производства; колебаниями спроса, которые повышают загрузку мощности.
  4. Конкуренция усиливается, в случае если продукция (товар или услуга) соперников обладает наименьшей разновидностью. Разделение продукта дает возможность внести изменения в борьбу с содействием принуждения фирм к поиску новейших путей усовершенствования собственных расценочных и высококачественных услуг, а кроме того обслуживания и внешнего вида провианта и т.п. Стратегические маневры одной компании смогут спровоцировать надлежащие значительные контрмеры конкурентов.
  5. Увеличение объемов отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше эффективность стратегии, тем больше объективная возможность, что другие компании станут использовать подобный ход. Отдача отчасти находится в зависимости от скорости контрмер. В случае если реакция соперников медлительна, фирма-инициатор способна продолжительно собирать результаты собственных стараний.
  6. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее компании расположены остаться на рынке и соперничать в грани собственных способностей, в том числе и в случае если они смогут подзаработать наименьший доход либо переносить потери. Снижение сил конкуренции появляется в случае, если краткосрочные издержки выхода ниже в сравнении с дополнительными издержками для продолжения бизнеса.
  7. Повышение отличий среди фирм в значении их стратегий, профессионального состава, приоритетов делает борьбу наиболее жестокой и непрогнозируемой. Когда фирмы-соперники отличаются манерой конкурентной борьбы, их стратегии производят с огромной вероятностью в «фронтальные» атаки. Отличия в диапозоне точек зрения и средств повышают вероятность того, что отдельные компании станут осуществлять неожиданно и осуществлять стратегии, которые породят больше рыночных неопределенностей.
  8. Мощные фирмы с других сфер обретают небольшие компании и разрешают враждебные, финансово крепкие маневры с целью введения новейшего соперника в количество конкурентов.

Конкуренция определена, в первую очередь, безмерными нуждами потребителей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество. А так же, независимым правом любого субъекта рыночных отношений на реализацию собственного финансового потенциала, то что неизбежно приводит к конфликту между ними, к достижению установленных целей за счет ущемления заинтересованностей других[2].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие «конкуренция» является основополагающей категорией в экономической теории и столь повсеместно употребляется в настоящее время, привлекает пристальное и систематическое внимание многих экономистов и трактуется по-разному.

2 Сравнение теорий конкуренции

2.1 История зарождения конкуренции

Социально-экономическая категория «конкуренции» рассматривалась на понятийном уровне во многих историко-экономических направления и школах. С расширением и усложнением предмета экономической теории, а значит и с развитием экономической мысли, понятийные представления о «конкуренции» усложнялись. В каких-то моментах, они менялись на противоположные представления. Например, в классической экономической школе конкуренция имела разрушительную функцию, а в неоклассическом направлении — созидательную функцию.

Проявление конкуренции как социально-экономического явления общества можно проследить еще в античности и средневековье. Начало формирования конкуренции как одной из сторон менового способа хозяйствования можно отнести к X-III вв. до н. э. греческой цивилизации. Для этого периода развития человечества в ведении хозяйства характерно отказ от родовых традиций и переход к рабовладельческой системе хозяйствования. Конкуренция как объективная действительность древнегреческого общества проявляет себя в стремление домохозяйств к «наживе», где мерой «наживы» служат деньги. Нужно отметить, что древние мыслители не случайно употребили понятие «наживы». Именно это понятие отражает присутствие «духа» конкуренции среди хозяйствующих домохозяйств.

С развитием товарных отношений, которое имело место быть в римской цивилизации, конкуренция проявляла себя в более отчетливых формах. Основным экономическим вопросом становится доходность рабовладельческого домохозяйства. Здесь конкуренция проявляет себя в той части, что рабовладельческим хозяйствам приходится конкурировать между собой за «доход».