Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
Страной, которая первой стала использоваться для развития российского бизнеса за рубежом, стала Польша. Именно в 2010 была открыта торговая сеть Oggi, принадлежащая Д. Гарбузову. Одновременно с открытием магазинов в Польше аналогичные бутики бренда были открыты и в Чехии. Активная деятельность бренда на восточноевропейском рынке привела к тому, что на сегодняшний период компания располагает 14 магазинами по реализации одежды в Польше, 4 на территории Чешского государства и 2 в Словакии.
Преимущества открытия сетей на европейском рынке были оценены и ритейлерами обуви, в результате чего уже в 2011 в Польше были открыты 7 обувных бутиков фирмы Centro, принадлежащей Анатолию Гуревичу. На конец апреля 2013 у бренда уже насчитывалось более восьмидесяти обувных салонов на польской территории, о чем сообщила консалтинговая фирма Colliers International.
Более 40% мирового товарооборота проходит через франчайзинговые сети. В России сегодня около 40 тысяч точек франчайзинга и около 1050 работающих франшиз. Во всем мире франчайзинг является инструментом международной экспансии. По оценкам РАФ, сегодня в мире Россия представлена единичными концепциями, но наше возможное присутствие оценивается минимум в 2,5 тысячи брендов.
Рост российского рынка франчайзинга в 2015 году составил 15%. Это на 10% меньше, чем в 2014 году, подсчитали аналитики Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).
Эксперты пришли к выводу, что рынок продолжает расти благодаря хорошей выживаемости франшизных предприятий, и прогнозы по десятикратному увеличению количества точек франчайзинга к 2025 году вполне реалистичны.
Более 40% мирового товарооборота проходит через франчайзинговые сети. В России сегодня около 40 тысяч точек франчайзинга и около 1050 работающих франшиз. Во всем мире франчайзинг является инструментом международной экспансии. По оценкам РАФ, сегодня в мире Россия представлена единичными концепциями, но наше возможное присутствие оценивается минимум в 2,5 тысячи брендов.
На российском рынке доминируют малые франчайзинговые сети, имеющее менее 10 партнерских точек (47%), а доля крупных сетей, включающих более 50 франчайзи, не превышает 18%.
На начало 2016 года в России официально зафиксировано 607 франшиз, объединяющих 12998 корпоративных и 22014 франчайзинговых точек. Таким образом, на одного франчайзера в среднем приходится 36 франчайзи, в то время в других странах эти показатели на порядок выше.
Наиболее востребованными являются недорогие франшизы с суммарными инвестициями до 2 млн. рублей.
Рисунок 2.2 – Спрос на франшизы на российском рынке по суммарным инвестициям, %[16]
Большинство малобюджетных франчайзинговых предложений созданы региональными компаниями. Недорогие франшизы - как правило бизнесы из сферы услуг и мелкой розницы - образовательные услуги, продажа туристических путевок.
В целом российский рынок малобюджетных франшиз пока еще находится на стадии становления, при этом спрос на франшизы данного типа постоянно растет.
Доля отечественных франшиз на российском рынке составляет около 66%, а иностранных, соответственно – 34% .
Рисунок 2.3 – Соотношение отечественных и зарубежных франшиз на российском рынке, %[17]
Развитие российских франшиз и некоторое снижение доли иностранных – национализация российского рынка франчайзинга - выраженная тенденция последних лет.
Российские бренды динамично развиваются не только внутри страны, но и выходят за пределы России. Так, сеть «Шоколадница» прогнозирует освоить рынок Юго- Восточной Азии.
Рисунок 2.4 – Региональная структура франчайзинговых точек в России[18]
В целом, развитие франчайзинга в России регионально неоднородно.
Увеличение числа региональных франшиз – яркая тенденция последних лет. 4 года назад доля московских франчайзеров составляла почти 90%, а региональные франчайзеры присутствовали лишь в городах - миллионниках, то к началу 2016 года регионы значительно активизировались, а столица уступает, сегодня ее доля составляет - 72%.
Рисунок 2.5 – Структура франчайзинга в розничной торговле РФ[19]
В российском торговом секторе преобладают франшизы фирменных магазинов одежды. Сегодня в России эти сетевые компании предлагают более 200 франчайзинговых концепций. Франшизы данной сферы характеризуются отсутствием паушального взноса и роялти. Производители получают прибыль за счет оптовых поставок одежды в магазины франчайзи.
Рисунок 2.6 – Структура франчайзинга в сфере общественного питания.[20]
Для независимых предпринимателей, открытие магазина по франшизе - возможность организовать рентабельный бизнес под началом профессионалов при невысоких затратах.
Российский рынок общественного питания в течении последних лет развивается особенно активно: ежегодный прирост оценивается в 15−20%.
Рисунок 2.7 – Крупнейшие франчайзинговые сети в России в сфере общественного питания.[21]
В сфере общественного питания лидером по праву считается американская компания «Баскин Роббинс». В настоящее время компания «Баскин Роббинс» является крупнейшей мировой сетью кафе мороженого: под единым брендом функционируют свыше 6700 заведений в 31 стране мира.
За 2014 на предприятия категории фаст-фуд, в России приходилось 38% от ресторанного рынка. Для сравнения, в США этот показатель составляет 39%, в Китае – лишь 23%.
Динамично развивающейся фастфудной сетью является сеть KFC появилась на российском рынке в 2005 году после заключения договора с российской Группой «Ростик’с». Сегодня KFC насчитывает около 16 тысяч ресторанов в 11 странах мира.
Среди российских франчайзеров на рынке быстрого питания ведущие позиции занимает «Крошка-картошка» с концепцией, основанной на турецком блюде «Кумплир». Первое предприятие было открыто в Москве в 1998 году, а в конце 2015 года в сеть «Крошка-Картошка» входило уже более 300 предприятий.
Рисунок 2.8 – Структура франчайзинга в сфере услуг
Источник: [22]
Наибольшую долю в сфере услуг для бизнеса составляют рекламные и консалтинговые агентства, фирмы - грузоперевозчики и т.п. Доходы российской фитнес-индустрии растут на 20-25% в год. Российская компания World Class, начавшая свою деятельность в Москве в 1993 году, сегодня включает 21 фитнес-клуб в Москве, регионах России. Гостиничный франчайзинг является одним из самых активных во всем мире. Однако в России до настоящего времени он фактически не развит. Так, по франшизе Radisson в России функционируют два отеля в Сочи – «Radisson Лазурная», «Radisson ПИК». Ярким франчайзером на отельном рынке является также Hilton Worldwide. В 2008 году корпорация Hilton Hotels ввела в действие - Hilton Moscow Leningradskaya. В тот же год пермская УК BS Hospitality Management открыла- Hilton Garden Inn Perm. В 2013 в Новосибирске появилась гостиница Doubletree by Hilton Novosibirsk.
2.2.Проблемы развития сотрудничества российских и зарубежных компаний в сфере международного франчайзинга и направления его развития
Франчайзинговые отношения в России постепенно трансформируются. Франчайзеры все чаще начинают рассматривать франчайзинг как метод организации коммерческой деятельности и развития собственного бизнеса не только в регионах России, но и в странах СНГ.
На российском рынке ежегодно растет доля российских франчайзеров, к началу 2016 года, по экспертным оценкам, их доля составила около 70 процентов. Анализируя состояние развития российских франчайзинговых систем по количеству франшиз можно констатировать, что франчайзинг в России находится на стадии роста, одновременно наблюдается стабильный рост числа франчайзеров и постепенно увеличивается число пользователей франшизы.
Все факторы, препятствующие развитию франчайзинга, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Преодоление внутренних факторов зависит непосредственно от модели поведения субъектов франчайзинговых систем, и прежде всего, от франчайзеров. Эти проблемы свойственны как для российских, так и для зарубежных франчайзинговых отношений, они во многом аналогичны как на российском, так и на зарубежном рынках, в том числе в странах с высокоразвитыми франчайзинговыми отношениями (США, Западная Европа и т.п.) и для их преодоления требуется совершенствование внутренних бизнес- процессов внутри франчайзинговых систем.
Внешние проблемы объясняются особенностями российской экономической системы и условно подразделяются на 4 группы: экономические, организационно – правовые, социально – психологические и образовательные.
Франчайзинг – это экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
Таблица 2.2.
Сравнительная характеристика основных экономических проблем развития франчайзинга в России в 2005 и 2015 гг.[23]
Блок проблем |
Ситуация в 2005 году |
Ситуация в 2015 году |
Экономические |
Неравное социально – экономическое развитие регионов, разный уровень развития предпринимательства в субъектах РФ |
Положительные изменения: развитие франчайзинговых отношений в Москве, Санкт – Петербурге, Екатеринбурге, Казане, Ростове-на – Дону, Новосибирске, Уфе, Омске, Челябинске и в ряде других российских городах - миллионниках. Проблемная ситуация: большая неравномерность развития регионов России и уровня развития франчайзинговых отношений в них. |
Отсутствие стартового капитала у потенциальных франчайзи и специальных кредитных программ для начинающих предпринимателей |
Положительные изменения: Разработка программа кредитования начинающих франчайзи финансово- кредитными учреждениями, формирование специальных программ поддержки франчайзи правообладателями (товарный кредит, лизинг оборудования и т.п.) Проблемная ситуация: Высокие процентные ставки на кредитные продукты. Сложность в получении кредитов начинающими предпринимателями. |
|
Недостаточно развитая политика поддержки малого предпринимательства |
Положительные изменения: Включение в целевые региональные программы поддержки малого предпринимательства задач, направленных на развитие франчайзинга; выдача грантов начинающим предпринимателям на открытие предприятий по франшизе. Проблемная ситуация: Наличие административных барьеров для развития малого бизнеса в регионах В ряде субъектов РФ положения программных документов в области малого бизнеса не реализуются на практике. |
Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.
Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
Таблица 2.3
Сравнительная характеристика основных организационно – правовых проблем развития франчайзинга в России в 2005 и 2015 гг.
Блок проблем |
Ситуация в 2005 году |
Ситуация в 2015 году |
Организационно-правовые |
Отсутствие законодательно закрепленного термина «франчайзинг» |
Положительные изменения: Употребление термина «франчайзинг» в официальных программных документах, принятых в России. Проблемная ситуация: Отсутствие официального толкования термина «франчайзинг». |
Отождествление договора франчайзинга и договора коммерческой концессии |
Положительные изменения: Внесенные в 2014 г. изменения в 54 главу Гражданского кодекса (часть 2) положительным образом повлияли на регулирование франчайзинговых отношений посредствам договора коммерческой концессии Проблемная ситуация: Отсутствие единого официального мнения о тождественности договора коммерческой концессии и договора франчайзинга. |
Разумеется, что проанализированные проблемы невозможно рассматривать локально, они тесно соединены и оказывают обстоятельноевоздействие друг на друга.
Так, экономические проблемы франчайзингапорождены не только состоянием экономики, но и воздействиеминых проблем, в первую очередь организационно-правовых.
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не неравносильно понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем.
Таблица 2.4.
Сравнительная характеристика основных социально–психологических проблем развития франчайзинга в России в 2005 и 2015 гг.[24]