Файл: Зарубежный опытналогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение банков – проблема чрезвычайно сложная, поскольку банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет, на банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, банки осуществляют кредитование организаций и населения, в банках находятся вклады граждан. Неплатежеспособность банков чревата экономическими затруднениями для их многочисленных клиентов, задержкой выплаты заработной платы, возрастанием социальной напряженности.

Необходимо отметить, что система налогообложения рассматривается не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения банков состоит в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Особая роль банков как участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблему налогового регулирования деятельности банков необходимо рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы в целом, так и с позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политики.

Недостаточное теоретическое исследование вопросов налогообложения банков, специфики формирования их налоговой базы, особенностей объектов обложения и облагаемых оборотов обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью курсовой работы является исследование действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:


– изучены теоретические аспекты налогообложения банков;

– проведен анализ действующей системы налогообложения банковской деятельности в Российской Федерации;

– выявлены пути развития налогообложения банков в современных условиях.

Объектом исследования выступают банки как субъекты налоговых отношений.

Предметом исследования является система налогов, уплачиваемых банками в современной рыночной экономике России.

При написании курсовой работы были изучены работы современных исследователей финансовой науки по теории и практике налогообложения в России: Г.Н. Белоглазова, О.М. Борисов, Л.Л. Дружинина, С.Г.Караханян, А.В. Меньшенина, А.З. Дадашев, М.В. Романова, В.В. Семенихин, Д.Г. Черник, И.А. Янкинаи других.

1. Теоретические аспекты налогообложения банков

1.1 Банки как субъекты налоговых отношений

Кредитная организация – это юридическоелицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основанииспециального разрешения (лицензии)БанкаРоссии имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным закономот 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковскойдеятельности»[1]. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности какхозяйственное общество.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) понятие«банк» для целей налогообложения включаеткоммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России наопределенные банковские операции. Таким образом, определение понятия «банк» в налоговомзаконодательстве шире и включает в себя такженебанковские кредитные организации (НКО).

В таблице 1 представлены данные о составекредитных организаций, зарегистрированных вРоссийской Федерации[2].

Таблица 1 – Данные о составе кредитных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 01.05.2018 г.

Состав кредитных организаций

Количество

Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций, всего

В том числе:

898

– банки

843

– небанковские кредитные организации

55

Филиалы действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации

2804

Филиалы действующих кредитных организаций за рубежом

5


Из 898 кредитных организаций, зарегистрированныхна 01.05.2018 г.,843 банка. Из общего количествадействующих кредитных организаций, осуществляющих банковские операции, более половиныразмещены в Москва.

Во взаимоотношениях с государством (с егоналоговыми и таможенными органами) банкивыступают в качестве:

− посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляютфинансово-хозяйственные операции все организации и индивидуальные предприниматели,производятся платежи по налогам и сборамюридическими и физическими лицами;

− налогоплательщика по тем налогам исборам, которые банки обязаны уплачивать;

− налогового агента в части исчисления,удержания и перечисления в бюджетную системусумм налогов по доходам, источником выплатыкоторых являются сами банки (например, налогна доходы физических лиц, налог на доходы поценным бумагам и др.).

В таблице 2 наглядно отображена роль банков всистеме налоговых отношений[3].

Таблица 2 – Налоговые отношения между банками, государством и хозяйствующими субъектами

Банки в системеналоговых отношений

Налоговые отношения

1

2

Банки в роли налогоплательщиков

Налоговые отношения банков с государством в качестве налогоплательщиков

Банки в роли налоговых агентов

Налоговые отношения банков с государством в качестве налоговых агентовпо исчислению и удержанию у источника выплаты дохода и перечислениюналогов в бюджетную систему

Продолжение таблицы 2

1

2

Банки в роли финансовых посредников между государством и другими налогоплательщиками

Налоговые отношения банков в части исполнения в установленные сроки поручений налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в бюджетную систему.

Налоговые отношения банков по учету открываемых налогоплательщикамсчетов и контролю за соблюдением законодательства по налогам и сборамбанков при осуществлении расчетных и кассовых операций

Банки являются непростыми участникаминалоговых правоотношений, которымпринадлежит особая роль в финансово-кредитной сфереи экономической системе страны. Посредническая миссия банков в экономической системепозволяет налоговым органам в установленномпорядке использовать банковскую информацию для проверки правильности исчисленияи своевременности уплаты налогов и сборов,принуждения налогоплательщика выполнятьсвои обязательства перед государством и егобюджетной системой.


Банки также являются финансовыми посредниками между государствоми налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнитьобязанность по уплате налога в установленныесроки или, по желанию, – досрочно[4]. Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления вбанк поручения на уплату конкретного налогапри наличии достаточного денежного остаткана счете клиента-налогоплательщика. Налог неможет быть признан уплаченнымв случае отзываналогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджетную систему, атакже, если на момент предъявления клиентом-налогоплательщикомв банк поручения на уплатуналога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету,которые в соответствии с гражданскимзаконодательством Российской Федерации исполняютсяв первоочередном порядке, и налогоплательщикне имеет достаточных денежных средств на счетедля удовлетворения всех требований.

В случае неуплаты или неполной уплатыналога в установленный срок налоговые органысвоим решением в принудительном порядкевзыскивают с налогоплательщика (налоговогоагента) – организации или индивидуальногопредпринимателя неуплаченную сумму (недоимку) путемнаправления в банк, в которомоткрытыих счета, инкассового поручения (распоряжения)на списание и перечисление в бюджетную систему необходимых денежных средств со счетовналогоплательщика (налогового агента) – организацииилииндивидуального предпринимателя.

Инкассовое поручение налогового органадолжно быть направлено в банк в течение месяцасо дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в законодательно установленной очередности. Инкассовое поручение должно содержать указание на тесчета налогоплательщика (налогового агента), скоторых должно быть произведено перечислениеналога и пени, а также сумму платежа, подлежащую перечислению в бюджетную систему.

Инкассовое поручение исполняется банкомне позднее одного операционного дня, следующего за днемполученияимуказанногопорученияналогового органа, если взыскание налога производится с рублевых счетов, а если с валютных,то не позднее двух операционных дней (в эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу БанкаРоссии на дату продажи валюты)[5].

Обязанность по уплате налога исполняется ввалюте Российской Федерации.


Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агентаоперечислениисуммыналоговогоплатежа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой (1/150) ставки рефинансирования БанкаРоссии, но не более 0,2% за каждый календарныйдень просрочки.

Исполнение банком при наличии у негорешения налогового органа о приостановленииопераций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечислениесредств другому лицу (юридическому, физическому), не связанного с исполнением обязанностейпо уплате налога (сбора) либо иного платежногопоручения, имеющего законное преимуществов очередности исполнения перед платежами вбюджетную систему, влечет взыскание штрафав размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика илиналогового агента, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ)[6].

Налоговые органы имеют право требовать отбанков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщикови налоговых агентов и инкассовых поручений(распоряжений) налоговых органов о списаниисо счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов (сборов), пени и штрафов и ихперечислении в бюджетную систему. Порученияналогоплательщика или поручение налоговогооргана исполняются банком в течение одногооперационного дня, следующего за днем получения такого поручения (при наличии денежныхсредств на счете налогоплательщика).

Налоговые органы постоянно нуждаются винформации, необходимой для проверки правильности расчетов по налогам и сборам и своевременности платежей по ним, осуществляемыхналогоплательщикамиилиналоговымиагентами.

Такой информацией обладают банки, куда иобращаются налоговые органы в соответствиис п. 10 ст. 31 НК РФ[7]. Банки обязаны выдаватьсправки о наличии счетов и об остатках денежныхсредств на счетах налогоплательщика – клиентабанка (организации, индивидуального предпринимателя) по письменному мотивированномузапросу налогового органа.

У банков как финансовых посредниковвозникают обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков: банки открывают расчетныеи иные счета организациям, индивидуальнымпредпринимателям только при предъявлениисвидетельства о постановке на учет в налоговоморгане (ст. 86 НК РФ). Заверенная копия указанного свидетельства хранится в деле клиента.

Открытие банком счета организации или индивидуальномупредпринимателюбезпредъявленияими свидетельства о постановке на налоговыйучет, а также открытие счета при наличии у банкарешения налогового органа о приостановленииопераций по счетам организации или индивидуального предпринимателя влекут взысканиештрафа в размере 20тыс. руб. (ст. 132 НК РФ).