Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский аналог Uber - Яндекс.Такси появился в 2012 году и работает уже в 16 городах нашей страны, но способ развития этой компании несколько отличается от всеобщей «уберизации»: к системе Яндекс.Такси подключаются в основном крупные таксомоторные парки городов, которых привлекает узнаваемость бренда и возможность экономить на содержании диспетчерской службы и рекламе. Эти статьи расходов еще несколько лет назад составляли львиную часть бюджета каждого такси. Но по факту таксопарки теряют самостоятельность.

Поэтому на рынке существуют федеральные компании, которые работают как с помощью собственного мобильного приложения, так и «по старинке» через диспетчерскую службу. В отличии от Яндекс.Такси и Uber, которые открывают филиалы своими силами, многие подобные компании развиваются при помощи франчайзинга.

Так в результате «технологичной» революции рынок такси разделился на несколько «лагерей»: приложения, помогающие вызвать частного водителя, крупные сетевые службы такси, сформировавшие известный бренд и имеющие единый федеральный call-центр, и таксомоторные парки, которые попросту пользуются услугами и первой, и второй компаний.

Не все такси успели подстроиться под новый рынок. Многие мелкие службы, продолжающие работать по «старинке» просто уходят из бизнеса. Так, например, Татьяна С., бывшая владелица службы такси в Казани, рассказывает историю закрытия своего бизнеса: «В город пришел крупный оператор такси, который сразу же захватил весь рынок, введя новые технологии работы и системный подход. У более мелких компаний было два выхода: закрыться, либо влачить жалкое существование».

Но есть и другой выход: предприниматель может просто купить франшизу известного бренда и с помощью него отвоевать себе часть рынка. Но и в этом случае могут возникнуть проблемы. Как утверждает франчайзи eTaxi24 из г. Казань: «Мы не жалеем о покупке франшизы, но тем не менее считаем, что франчайзор мог бы перед тиражированием бизнес-модели довести ее до ума».[33]

Поэтому на практике лучше заранее знать с чем придётся столкнуться, изучить сферу и поговорить с главными участниками этого рынка: таксистами.

Несмотря на все улучшения и изменения, отрасль не стала совсем прозрачной - доля «теневого» рынка остается значительной. Так по данным правительства на российских дорогах не менее 26% «нелегалов», это цифра средняя по России, но есть регионы, в которых более 60% служб такси - нелегальные.

Что подразумевается под этим понятием? Таксисты вне закона - это водители, которые подрабатывают извозом, для которых такси является побочным заработком. Также есть и «серый рынок», который представлен водителями с разрешениями, но не выплачивающими налоги.


То есть те таксисты, которые являются индивидуальными предпринимателями и тратятся на покупку лицензии, по факту зарабатывают меньше своих «нелегальных» коллег.

А если вычесть из стоимости проезда, которая практически не растет уже несколько лет, бензин, амортизацию и прочие затраты, получается в среднем зарплата около 13 тысяч рублей, которую никак нельзя назвать конкурентоспособной.

Всё это порождает негативные настроения в этой сфере, а также снижает лояльность клиентов такси: многие понимают, что по факту они не защищены - в любой момент вместо адекватного водителя к вам может приехать «наркоман» со стажем, решивший подработать частным извозом.

«Я сама всегда езжу только на такси бизнес-класса, потому что понимаю, что вызвав обычное такси, я ни от чего не застрахована». Татьяна С., бывшая владелица службы такси, г. Казань.[34]

Собрать действительно хорошую команду водителей - это сложно. За хорошим коллективом такси стоит ежедневная работа, собеседования, поверка документов и даже обучение общению с клиентами. Тем не менее служб вызова автомобилей, которые стараются переломить негативное отношение к таксистам становится все больше.

Об этом рассказывает генеральный директор «Много Такси» Иван Легостаев: «Если раньше в представлении обычных обывателей, водитель такси - это отсидевший или же весьма некультурный человек, который к тому же диктует свои условия. То сейчас ситуация меняется: с водителями такси в нормальных компаниях проводится инструктаж, который учит общению с клиентом и выявляет неадекватных персонажей».[35]

Того же мнения придерживается и пресс-служба Яндекс.Такси: «Во многих регионах рынок такси сейчас довольно плохо развит. Очень много нелегалов и бандитов, автомобили в плохом состоянии, жители боятся ездить на такси и используют его только в крайнем случае. Мы же предлагаем качественный сервис, проверенных водителей на хороших автомобилях по доступным ценам».[36]

Поэтому, если вы предложите людям хороший продукт - быстрая подача автомобиля, вежливое обслуживание, понятные цены, то в этом случае ваш бизнес будет востребованным среди клиентов. Для соответствия всем этим требованиям нужна понятная и четкая схема работы, а также уважаемый бренд.


2.3. Применение франчайзинга для открытия бизнеса на рынке такси

Для того, чтобы стать владельцем такси теперь вовсе не обязательно иметь большой парк авто и обширные знания в этой сфере, достаточно купить франшизу одного из крупных операторов пассажирских перевозок. Таких, как BlackCab, eTaxi24, TaxiMe, МногоТакси и другие.[37]

Данные бизнес-концепции позволяют открыть собственный бизнес с нуля, при этом не набирая большое количество административного персонала. Франчайзор предоставляет не только бренд, но и собственный call-центр, мобильное приложение и технологию работы с частными водителями.

Рис. 3. Условия франшизы TaxiMe

На практике эта система работает следующим образом: в одном из городов открывается офис, в котором сидит несколько сотрудников, занимающихся отбором потенциальных водителей и проверкой их документов, а федеральная компания занимается сбором и распределением заказов от клиентов. На плечи франчайзи ложится только контроль качества услуг, всё остальное делает за них партнер. Доход же франчайзи формируется за счет комиссионных с каждой поездки, а франчайзор получает роялти.

Рис. 4. Условия франшизы eTaxi24

Рис. 5. Условия франшизы BlackCab

Эта схема удобна в работе как для начинающих предпринимателей, так и владельцев уже действующих таксопарков. Но несмотря на всю простоту остается резонный вопрос: как привлекать клиентов?

Без рекламной кампании не обходится ни одна служба такси, поэтому поинтересуйтесь у франчайзора, как будет проходить завоевание рынка вашего города, а также в какие средства это обойдётся.

По факту сегодняшний рынок такси держится на частных водителях, которые не являются сотрудниками какого-либо из таксопарков, а просто решают заработать на частном извозе. Обычно они подключают сразу несколько приложений такси и работают «на себя», их называют «мерцающими» работниками.

В обязанности же оператора такси на местах входит отбор подобных «частников» и контроль качества обслуживания клиентов.

В свою очередь рекламу и генерирование заказов берут на себя федеральные компании, которые разрабатывают и продвигают мобильные приложения, контролируют call-центр и помогают построить правильную рекламную кампанию.[38]


Реклама - это самая внушительная статья расходов, потому что вы можете иметь высококлассный сервис, замечательных водителей и удобное приложение, но люди не будут о вас знать, а значит ваш бизнес обанкротится.

Рис. 6. Новый облик рынка такси

Но всё-таки самый главный элемент этой системы - клиент, который хочет быстро и недорого добраться до пункта назначения. И насколько быстро и эффективно работает сервис такси, насколько правильно сделано мобильное приложение и автоматизирована схема приёма и передачи заказов, настолько ваш бизнес и будет успешен.

Поэтому важно выбрать действительно высокотехнологичную федеральную компанию, которая будет иметь не только узнаваемый бренд, но и профессиональный штат технических специалистов.

Для этого при выборе франшизы такси обязательно ознакомьтесь со всеми сервисами компании франчайзора: рассмотрите сайт, скачайте приложение и прочитайте отзывы.

И самое главное, пообщайтесь с франчайзи, возможно они укажут вам на недостатки данной франшизы, а понимание этого избавит вас от ошибок на старте проекта.

В любом случае, служба вызова такси - это интересный бизнес, который при правильном подходе может не только окупиться, но и принести внушительную прибыль.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что франчайзинг являет собой систему долгосрочных отношений, нацеленных на получение франчайзером и франчайзи взаимных выгод. Именно поэтому важно очень внимательно и скрупулезно подойти к подготовительному этапу, предшествующему запуску франшизы, ведь именно от этого зависит, станет вновь созданная франшиза яркой и длительной историей успеха нового бренда или пополнит коллекцию примеров неудачных бизнес-решений.

Говоря о сущности данных взаимоотношений, сделан вывод, что франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (франчайзер) другой стороне (франчайзи) своего товарного знака или бренда, а также технологии ведения бизнеса другой коммерческой информации.

Схема взаимоотношений между сторонами заключается в следующем: организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой, предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть право на ведение дела под его торговой маркой. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.


В работе исследованы особенности применения франчайзинга на рынке такси. Отмечено, что новые технологии и появление мобильных приложений привели к модернизации такого бизнеса, как служба вызова автомобиля. Теперь для открытия такси не нужно закупать десятки автомобилей, нанимать штат диспетчеров и выстраивать сложную систему взаимодействия между подразделениями. Всё, что нужно - это специальная программа и чёткое понимание механизма работы.

На этом рынке существуют такие франшизы такси, как BlackCab, eTaxi24, TaxiMe, МногоТакси, Максим и другие.

Возможность открыть бизнес «с нуля» без опыта работы на рынке такси может дать только покупка франшизы. В противном случае, проблемы которые существуют в этой непростой сфере поглотят ваш бизнес, не дав ни единого шанса. Наличие теневого рынка, нечёткости в госрегулировании, международные конкуренты - это далеко не полный список сложностей, с которыми придётся столкнуться начинающему предпринимателю.

Но несмотря на такой внушительный перечень трудностей, открытие службы такси не требует внушительных вложений, и тем не менее гарантирует хорошую прибыль. А обилие конкурентов, при правильной организации работы, не мешает новой службе такси получить свою «порцию» клиентов.

Времена больших таксопарков с собственной диспетчерской службой, рекламным отделом и большим штатом сотрудников уже прошли. Прогресс зацепил и рынок такси, сделав его прозрачным, простым и более легальным за счёт появления мобильных приложений для клиентов и автоматизированных программ вызова автомобилей. Теперь для организации службы такси можно купить фрашизу (в работе сравниваются наиболее известные из них) или (индивидуально) легко стать самим таксистом, подключив соответствующее приложение.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 22 февраля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

Научная литература и периодические издания

  1. 161 возможность начать свое дело. Бизнес-справочник по франчайзингу. – М.: Норма, 2013. - 128 с.
  2. Архипов А.Е., Добрачев Н.Е. Глобализационные аспекты развития рынка интеллектуальной собственности //Бизнес и образование: интеграционная модель развития. - Новосибирск, 2014. - С. 325-330.
  3. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Интеграционные аспекты формирования информационных систем в условиях глобализации экономики // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. - С. 12-15.
  4. Архипов А.Е., Шорников А.В. Проблемы и перспективы франчайзинговых отношений в Российской Федерации // Научный альманах. - 2016. - № 4-1 (18). - С. 20-23.
  5. Боровская И.Л. Сараханова Н.С. Практикум «Международный менеджмент». - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2014. - 51 с.
  6. Журавлев А.Е. Франчайзинг как объект инвестирования // Ученые записки Международного банковского института. - 2016. - № 15. - С. 67-76.
  7. Карицкая И.М., Быкова К.В. Международная торговля - что ждет впереди? // Наука и современность. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 46-50.
  8. Климова Э.Н., Еськов В.Д. Современные перспективы развития рынка маркетинговых коммуникаций // Бизнес и образование: интеграционная модель развития. - Новосибирск, 2014. - С. 18-22.
  9. Колыванов А.А. Франчайзинг. 128 успешных франшиз от известных фирм. - М.: Радар, 2013. - 160 с.
  10. Кузнецов В.И., Землянская Н.А. Франчайзинг как механизм формирования стратегии развития туризма в современной России // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2-0. - С. 180-186.
  11. Лучина Н.А., Климова Т.В., Севрюков И.Ю. Рынок услуг России: современнее тенденции спроса // Теоретический и практический взгляд на современное состояние науки. - Кемерово: КузГТУ, 2015. - С. 182-184.
  12. Майлер А. Франчайзинг как наиболее успешная система развития малого бизнеса в мире. Актуальные мировые тенденции франчайзинга // Клуб Франчайзинга. - 2016. - № 1. - С. 8-12.
  13. Муравьев А.К., Гришанова А.В., Федоркова А.А. Конкуренция российского рынка банковских услуг: современное состояние и проблемы развития // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.10 (67). - С. 3694-3704.
  14. Мусихина М.А., Нюренбергер Л.Б. Основные проблемы реализации теории жизненного цикла товара на международных рынках // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 47-50.
  15. Панюкова В.В. Франчайзинг и его значение // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 75-80.
  16. Панюкова В.С. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 10. - С. 27-32.
  17. Сигова М.В., Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Формирование стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - № 1. - С. 120-124.
  18. Старцева С.Л. Применение системы франчайзинга в современных экономических условиях // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2016. - № 31-2. - С. 146-158.
  19. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
  20. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учебно-методич. комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014. - 272 с.