Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наконец, предпринимательские риски связаны с принятием неверных стратегических управленческих решений. В том числе от них стремится застраховаться франчайзи при покупке франшизы.[22] Однако необходимо понимать, что в полной мере сделать это невозможно. Дополнительной мерой по снижению рисков этой группы может стать привлечение внешних консультантов для поддержки принятия ключевых решений. Для франчайзера это означает непременное привлечение консультантов на этапе создания франшизы и комплексную подготовительную работу, включающую в себя составление технико-экономического обоснования создания франшизы.

1.3. Проблемы и факторы, сдерживающие развитие франчайзинга России

Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга показывает рис.1 в приложении 1.

Организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой, предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть право на ведение дела под его торговой маркой. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Таким образом, условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться. Как видно, перспективы развития франчайзинга в России очень велики, поскольку рынок далек от насыщения, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность.[23]

Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Существует немало факторов, которые сдерживают стремительное развитие франчайзинга в России. Среди основных причин эксперты называют нехватку качественной недвижимости, которая соответствовала бы профилю бизнеса. Развитию бизнеса по франшизе не способствует отсутствие внятной законодательной базы. Не лучшим образом сказывается и закрытость самих франчайзеров, которые не торопятся предоставлять исчерпывающую информацию о том, на каких условиях могут сотрудничать, отмечают эксперты РАФ. Еще одна причина сдержанного роста рынка франшизы - острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи.[24]


Первой проблемой является законодательное поле франчайзинга. К сожалению, в российском законодательстве до сих пор отсутствует определение франчайзинга, а имеется лишь понятие «коммерческая концессия». Слово «concessio» в переводе с латинского означает «уступка», «разрешение», поэтому, по смыслу «коммерческая концессия» может пониматься двояко: коммерческая уступка (уступка прав на использование объектов интеллектуальной собственности) или коммерческое разрешение (аналогия «лицензия» в переводе с латинского).[25] Разная смысловая нагрузка, соответственно, приводит к различному толкованию существа отношений. В соответствии же с Главой 54 ГК РФ вся система отношений сводится по договору только к передаче прав, что по существу уже не является франчайзингом. Также во многом развитие франчайзинга сдерживается 1034 статьей данной главы.[26] В ней заложена субсидиарная ответственность франчайзера и франчайзи по отношению к третьим лицам.

Согласно статье 1037 ГК, если договор коммерческой концессии заключен без указания срока, существует возможность одной из сторон прекратить сотрудничество путём простого извещения не позднее, чем за полгода до предполагаемого расторжения договора. В мировой практике договор франчайзинга заключается обычно на длительный срок (до нескольких десятков лет).[27]

Второй проблемой является недостаточно совершенный закон о «Об авторском праве и смежных правах». Например, в договоре коммерческой концессии обычно зафиксировано, что партнер не имеет права в течение определенного времени открывать заведения того же формата на том же месте, где он работал. Ничто не мешает ему сменить название на своем кафе после истечения срока действия договора. Поэтому стандарты франчайзинговой системы довольно сложно защитить от копирования.

Третьей проблемой является низкая популяризация франчайзинга в России. Российская ассоциация франчайзинга отмечает проблему невысокой осведомленности предпринимателей о франчайзинге. Соответственно из-за низкой осведомленности, предприниматели мало что знаю о плюсах и минусах франчайзинга. Поэтому необходимо популяризировать франчайзинг и в целом малый бизнес в России.

Четвертой проблемой франчайзинга в России, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы стать организаторами франчайзинговых систем и работать в этих системах в качестве франчайзи.


Для решения данной проблемы необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы расширить подготовку отечественных предпринимателей в сфере франчайзинг

Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются широкие возможности. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, который позволяет повысить эффективность малого бизнеса России. Но условия для ведения данного вида предпринимательской деятельности недостаточны. Необходима законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих редакций в законы и нормативные акты. Важно создание налоговых льгот и льготного кредитования для франчайзи.

2. Анализ применения франчайзинга в сфере такси

2.1. Особенности современной организации рынка такси

В современных экономических условиях очень часто размышления граждан о дополнительном заработке выливаются в следующий вывод: хочешь денег - иди таксуй. Вроде бы всё просто: установил программу на телефон и получай заявки, можно даже совмещать с основной работой. Главное, чтобы было желание и водительские права.

Между тем, такая простота во взаимоотношениях между владельцами автомобилей и такси породило и другой доступный вид заработка - открытие служб вызова автомобилей.

Новые технологии и появление мобильных приложений привели к модернизации такого бизнеса, как служба вызова автомобиля. Теперь для открытия такси не нужно закупать десятки автомобилей, нанимать штат диспетчеров и выстраивать сложную систему взаимодействия между подразделениями. Всё, что нужно - это специальная программа и чёткое понимание механизма работы.

Но не каждый в реальности знает все «подводные» камни этого бизнеса. Так ли легко организовать работу службы такси даже при наличии всех гаджетов и кажущейся простоты бизнеса? Если нет ответа на этот вопрос, лучше всего обратиться к более опытным предпринимателям, которые уже знают всю специфику рынка такси и готовы поделиться этой информацией в рамках сотрудничества по франчайзингу.


На этом рынке существуют такие франшизы такси, как BlackCab, eTaxi24, TaxiMe, МногоТакси, Максим и другие.[28]

Возможность открыть бизнес «с нуля» без опыта работы на рынке такси может дать только покупка франшизы. В противном случае, проблемы которые существуют в этой непростой сфере поглотят ваш бизнес, не дав ни единого шанса. Наличие теневого рынка, нечёткости в госрегулировании, международные конкуренты - это далеко не полный список сложностей, с которыми придётся столкнуться начинающему предпринимателю.

Но несмотря на такой внушительный перечень трудностей, открытие службы такси не требует внушительных вложений, и тем не менее гарантирует хорошую прибыль. А обилие конкурентов, при правильной организации работы, не мешает новой службе такси получить свою «порцию» клиентов.

Времена больших таксопарков с собственной диспетчерской службой, рекламным отделом и большим штатом сотрудников уже прошли. Потому что прогресс, шагающий семимильными шагами по миру, зацепил и рынок такси, сделав его прозрачным, простым и более легальным за счёт появления мобильных приложений для клиентов и автоматизированных программ вызова автомобилей.

Рис. 1. Концептуальное изменение организации рынка такси

Согласно данным, за последние пять лет количество «таксующих» автомобилей увеличилось более, чем на 20%. Соответственно вырос и объём рынка практически на 85%.[29]

Более того вызов автомобиля стал проще и удобнее для клиентов, и понятнее - для таксистов. Количество пассажиров, которых водитель может обслужить за рабочую смену выросло в разы, а значит увеличилась и дневная выручка, поэтому можно чётко сказать, что все изменения на рынке - к лучшему.

Представитель пресс-службы Яндекс.Такси считает, что развитию транспортных услуг во многом способствовали и усилия городских властей: «Возможность легальному такси ездить по выделенным полосам наравне с общественным транспортом, специальные парковочные места опосредованно повлияли на рынок такси. Поэтому присваивать эту заслугу только агрегаторам было бы не совсем верно».[30]

Совокупность этих новшеств создала новый рынок такси, с другими правилами и другим механизмом работы.

Еще 10 лет назад заказ такси представлял собой довольно сложный процесс: клиенту нужно было найти номер телефона, позвонить, пообщаться с диспетчером и потом минут 30 ждать свою машину.


Службы такси, в свою очередь, затрачивали колоссальные средства на маркетинг, продвижение своего бренда и управление коллективом.

Но всё это было до всеобщей «уберизации», которая сделала таксомоторный бизнес более технологичным и доступным и стала тем самым основным драйвером роста объёма рынка такси.

2.2. Характеристика сервисов на рынке такси

Шесть лет назад в США появился сервис для вызова автомобилей под названием Uber. Он «поломал» привычную систему такси и открыл новые перспективы как для предпринимателей, так и для простых водителей.

Благодаря появлению приложения Uber таксистом может стать каждый - и этот факт стал революционным для этого рынка.

Как утверждает директор по коммуникациям компании Uber Александр Костиков, благодаря внедрению интернет-технологий в процесс вызова автомобиля, услуга такси стала более доступной, а сам процесс - эффективным: «Интернет-платформы „видят“ все подключенные автомобили и направляют к пользователю ближайшую свободную машину. В результате сократился холостой пробег машин и стало возможным снижение затрат водителей и времени ожидания клиента».[31]

Водителем Uber может стать любой человек, имеющий автомобиль и необходимые документы, при этом этот человек по факту работает «на себя». Никаких лицензий, разрешений на этот вид деятельности не потребуется, а значит оплаты налогов и прочих отчислений - нет, а этот факт снизил стоимость проезда на такси: теперь такси стало не только удобнее, но и доступнее.

На сегодняшний день Uber работает в 400 городах в 70 странах мира, в том числе в 10 городах в России.

Рис. 2. Такси сервиса Uber

Популярность приложения спровоцировала рост аналогичных сервисов, так во многих странах мира работает Gett, а в России стартовал проект Яндекс.Такси. Тем не менее появление большого числа конкурентов не уменьшило ёмкость рынка, а наоборот спровоцировало увеличение спроса на услуги такси.

Как рассказывает директор по коммуникациям компании Uber Александр Костиков: «По большому счету, наш главный конкурент - это личный автомобиль. Философия Uber - more people in fewer cars (большее количество людей в меньшем количестве машин). Рынок перевозок имеет огромный потенциал, и места на нем хватит и нам, и нашим коллегам по рынку». А значит этот сегмент еще далёк от насыщения.[32]