Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную), следует исходить из двух факторов.

Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней.

С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным "наказанием" для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.

На практике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимости применения для целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем, что предприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам по специальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.

В этой связи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий:

- если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам);


- если предприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебном порядке.

Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги) контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки, совершенной между предприятием и работниками.

На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.

Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС, исходя из уровня рыночных цен, дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.


2.3 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ

в механизме регулирования есть , подлежащий , организации и в степени . Регулируемые цены всеми , независимо от их форм и собственности. В время ценовая определяется актами: Президента РФ от 28 1995 г. № 221 "О по упорядочению регулирования цен ()" [12] и Правительства РФ от 7 1995 г. № 239 "О по упорядочению регулирования цен ()" [13] и др.

При регулирование процессов возникновение, и прекращение правоотношений, с кругом , прежде компетентных государственной .

В условиях цена на , работы и формируется под спроса и на них. Роль ограничивается обеспечения интересов: развития , решения задач и т.п.

В случае посредством организует органов и определяет их ; регламентирует разработки, и применения цен; санкции за правил и ценоприменения.

регулирует между и через их воздействует на материального . В этом правовое цен означает регулирование по установлению и цен на продукцию, и услуги. отношения нормами отраслей . Одни складываются изготовителями () продукции, работ и и потребителями продукции, и услуг ( отношения) и нормами права. отношения — по установлению и цен — складываются органами власти и (продавцами) , исполнителями и услуг, а их потребителями ( отношения) и нормами права.

РФ (орган компетенции) в с Законом "О Российской " [7] разрабатывает и меры по единой цен. Кроме , полномочия РФ в области регулирования цен () нашли в других законах.

На субъектов Федерации ценообразования законодательные и органы субъектов , а на уровне образований - местного . В исполнительных субъектов имеются подразделения по ценовой (управления, или отделы по политике).

ценообразования Российской :

- осуществляют цен на местных ;

- обеспечивают на местном единой и законодательства по ;

- устанавливают на территории за средств бюджета и регулирование цен на социально товары, и реализуемые на рынке;

- контроль за .

На территории Федерации органов осуществляют (в своей ) и другие исполнительной . В их числе назвать, в очередь, и региональную комиссии.

В рыночной правовое цен отличается по следующей : цена договором, случаев она предусмотрена или иными актами (п.4 .421 ГК).

В последнем договор соответствовать для сторон , установленным и иными актами ( нормам), в момент его (п. 1 ст. 422 ГК).

Тот же принцип закрепление в норме ГК, цене: договора по цене, соглашением , но в предусмотренных случаях цены (, расценки, и т.п.), устанавливаемые или уполномоченными на то органами (п. 1 ст. 424 ГК).


отдельные договоров, ГК проводит свободы . Так, в соответствии со ст. 485 ГК, правила о товара по купли-продажи, обязан товар по , предусмотренной купли-продажи. В подряда цена выполнению или способы ее (п. 1 ст. 709 ГК).

Следует внимание, что по законодательству , по общему , не является условием . Если не предусмотрено , отсутствие в условия о не влечет его . Это вытекает из п. 3 ст. 424 ГК: в , когда в договоре не предусмотрена и не быть исходя из договора, договора быть по цене, при сравнимых обычно за аналогичные , работы или .

В соответствии с Пленума Суда РФ и Высшего суда РФ № 6/8 от 1 1996 г. “О вопросах, с применением первой кодекса РФ” сравнимых , позволяющих определить, ценой руководствоваться, быть заинтересованной . При наличии по условию о и не достижении соответствующего договор незаключенным.

В примера, цена в с законом существенным договора, назвать п. 1 ст. 555 ГК, регламентирующую о цене в продажи : договор недвижимости предусматривать этого . При отсутствии в согласованного в письменной условия о недвижимости о ее продаже незаключенным. При правила цены, п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.

свободы претерпевает в целях публичных . Эти ограничения специальным о ценах, множеством актов уровня, в унификации. , к сожалению, нет закона о , который бы законодательную реализации ценовой , отнесенных РФ к ведению РФ (п. “ж” ст. 71) [1]. о ценах по определенным государственного и контроля.

, государственное тарифов на и тепловую осуществляется законом РФ от 14 1995 г. № 41- “О государственном тарифов на и тепловую в РФ” [8].

Общее о ценообразовании складывается на Указов РФ и постановлений РФ. Начало положил Президента РФ от 3 1991 г. “О по либерализации ” [11], переход, в , на применение (рыночных) цен и , складывающихся под спроса и , на продукцию, и услуги.

В дальнейшего экономических , повышения рыночной и упорядочения регулирования цен () в начале г. были два важных акта: Президента РФ от 28 1995 г. № 221 “О по упорядочению регулирования цен ()” [12] и в его — постановление РФ от 7 марта г. № 239 “О мерах по государственного цен (тарифов)”

В этих актах необходимость либерализации цен (). Государственное цен (тарифов) в основном на продукцию монополий: нефти и по магистральным ; транспортировку по трубопроводам; по передаче и тепловой ; железнодорожную , услуги терминалов, и аэропортов; общедоступной и почтовой .

Складывающемуся законодательству о корреспондирует о конкуренции и монополистической , направленное по на контроль за и ценоприменением со антимонопольных .


Перечень производственно-технического , товаров потребления и , на которые регулирование цен и осуществляет РФ, Федеральные исполнительной :

- Природный газ, (попутный) газ и сухой газ ( реализуемого - производителями , не являющимися лицами акционерного "Газпром", обществ "", "Норильскгазпром", "" и "Роснефть - ", а также населению и кооперативам), газ для бытовых (кроме населению)

- ядерно-топливного

- Электрическая и энергия, организациями, электрическую на оптовый , услуги по электрической по сетям, по оперативно-диспетчерскому и иные , оказываемые на электрической (мощности), (цены) на регулируются энергетической Российской , по перечню, Правительством Федерации

- нефти и по магистральным

- Продукция назначения

- сырье, камни

- изделия

- грузов, работы на транспорте

- пассажиров, , грузобагажа и на железнодорожном (кроме в пригородном )

- Услуги в терминалах, и услуги по инфраструктуры водных

- Услуги флота на Северного пути

- обслуживание судов на и в районах

- Услуги в

- Отдельные почтовой и связи, связи по программ государственных по перечню, Правительством Федерации

- , ликероводочная и алкогольная крепостью 28 процентов, на территории Федерации или на таможенную Российской

- Этиловый из пищевого , производимый на Российской .

Перечень производственно-технического , товаров потребления и , на которые регулирование цен и осуществляет исполнительной субъекта РФ:

- и торговые к ценам на и товары, в районах Севера и к ним местностях с сроками грузов

- на продукцию (), реализуемую на общественного при общеобразовательных , профтехучилищах, специальных и учебных

- Торговые к ценам на детского (включая концентраты)

- пассажиров и железнодорожным в пригородном по согласованию с путей Российской (железными ) и при условии убытков, вследствие тарифов, за соответствующих субъектов Федерации

- пассажиров и автомобильным по внутриобластным и (межреспубликанским в Российской ) маршрутам, такси

- пассажиров и на местных и речным в местном и на переправах

- грузов, и багажа , речным и транспортом в Крайнего и приравненных к ним

- Транспортные , оказываемые на железнодорожных организациями железнодорожного и другими субъектами от организационно-правовой , за исключением федерального транспорта.

В перечень и услуг, по допускается регулирование цен, в годы сокращен. органов власти в регулирования цен в степени с возможностями их .

Расширение предприятий по установлению цен и происходит с использованием рычагов на цены, в распоряжении власти (, льготные , арендная и т.д.), с тем, чтобы не их необоснованного , полнее платежеспособный населения и бюджета.