Файл: Опыт реформирования естественных монополий в различых странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая модель, названная «Ограниченная конкуренция», предполагает внедрение конкурентных механизмов до определённых границ (США, Франция, Германия). Страны, где функционирует модель «ограниченной конкуренции», не добились таких впечатляющих результатов в снижении цены на коммунальные услуги, как в Великобритании, но вместе с тем, смогли добиться других результатов, касающихся устойчивости социального развития. Справедливым будет и замечание, что, несмотря на все достижения развитых
стран в области регулирования коммунального комплекса, здесь есть и множество проблем, неизбежно возникающих в отраслях естественного монополизма.

Системность регулирования проявляется в том, что использование той или иной модели определяется целями и задачами, стоящими перед органами регулирования и обусловленные множеством факторов: исторических, природно-географических, политических, социально-экономических, правовых, технологических.

Дело в том, что ограниченность конкуренции носит различный характер,
например, они могут быть обусловлены необходимостью формировать технологически и организационно единую систему энергоснабжения страны (США); или исторически обусловленной значимостью местного самоуправления, которая требует концентрирования экономической власти в коммунальном хозяйстве со стороны муниципалитетов (Франция); или требованием региональной политики при значительной социально-экономической дифференциации между отдельные регионами (Германия).

Следующие выводы касаются более частных вопросов в построении системы государственного регулирования коммунального хозяйства, а именно:

  • демонополизация имеет ограниченные возможности по причине технологических, природно-географических особенностей, а также требований безопасности и бесперебойности функционирования коммунальных систем;
  • чем выше уровень демонополизации ресурсоснабжающей подотрасли, тем в меньшей степени система регулирования включает прямые методы воздействия на хозяйствующие субъекты, заменяя их косвенные методами, совокупность которых должна носить стимулирующий характер;
  • развитие конкуренции даёт реальную возможность снижения затрат, но потенциал снижения стоимости при этом имеет ограниченный характер;
  • уровневый подход в регулировании связан с пространственно-технологическими особенностями производства коммунальных ресурсов, то есть с уровнем локальности монополии;
  • высокая степень централизации государственного регулирования приносит успех в сочетании с четким разделением полномочий между уровнями власти.

Систематизация государственного регулирования на основе сложившихся практик и моделей даёт материал для размышления об эффективном регулировании ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ в России. На наш взгляд, формирование российской системы государственного и муниципального регулирования коммунального комплекса должно быть основано на следующих положениях:

1) ресурсоснабжающие подотрасли ЖКХ являются естественными монополиями локального уровня. Но при этом технологически они связаны с монополиями регионального и национального уровня (особенно это проявляется в газо и электроснабжении). Соответственно организационно регулирование должно учитывать эти технологические особенности. В данном случае необходимо строить многоуровневую систему регулирования. Полномочия каждого уровня должны зависеть от технологической централизации производства коммунальных ресурсов;

2) вопросы технологической централизации децентрализации должны быть сбалансированы с учётом таких факторов, как необходимость обеспечения надёжности, безопасности, бесперебойности, экономической эффективности производственного процесса, а также социально-экономической
территориальной дифференциации российского экономического пространства;

3) необходим переход на стимулирующее регулирование, которое заключается в преимущественном использовании косвенных, а не прямых методов регулирования. Крайне неблагоприятным примером прямого регулирования является метод директивного ценообразования или установления нормы рентабельности. Стимулирующее регулирование предполагает установление стандартов в сфере производства, потребления, транспортировки коммунальных ресурсов, которые могут устанавливаться на различных уровнях власти, с последовательным поощрением или применением санкций в
случае их достижения или нарушения;

4) следует формировать многоукладность в производстве коммунальных
услуг, которая, по сути, означает наличие различных институциональных альтернатив в подотрасли. Выбор конкретной из них на уровне локальных рынков должен зависеть от сбалансированности экономической и социальной эффективности. Это предполагает, что именно на локальном уровне должен осуществляться выбор институциональных альтернатив, так как предоставление коммунальных ресурсов и услуг строго привязано к определённой территории. Но при этом на федеральном и региональном уровне должны быть созданы условия для стимулирующего регулирования, недискриминационного доступа к услугам, обеспечения надёжного и безопасного функционирования коммунальных систем.


Заключение

В современных условиях естественные монополии оказывают большое влияние на функционирование хозяйственной системы. Следовательно, формирование эффективной системы государственного регулирования естественных монополий позволит решить не только частную, но и общую задачу,
связанную с повышением эффективности хозяйственной системы и наиболее полным удовлетворением потребностей всех хозяйствующих субъектов, обеспечивающих ее динамичное развитие.

Устранение проблем, связанных с естественным монополизмом в ресурсоснабжающих подотраслях ЖКХ требует системного реформирования в отрасли, которое предполагает формирование логически завершённой модели самой подотрасли и системы её регулирования.

Ограниченность конкуренции носит различный характер, например, они могут быть обусловлены необходимостью формировать технологически и организационно единую систему энергоснабжения страны (США); или исторически обусловленной значимостью местного самоуправления, которая требует концентрирования экономической власти в коммунальном хозяйстве со стороны муниципалитетов (Франция); или требованием региональной политики при значительной социально-экономической дифференциации между отдельные регионами (Германия).

На наш взгляд, формирование российской системы государственного и муниципального регулирования коммунального комплекса должно быть основано на следующих положениях:

1) ресурсоснабжающие подотрасли ЖКХ являются естественными монополиями локального уровня. Но при этом технологически они связаны с монополиями регионального и национального уровня (особенно это проявляется в газо и электроснабжении). Соответственно организационно регулирование должно учитывать эти технологические особенности;

2) вопросы технологической централизации децентрализации должны быть сбалансированы с учётом таких факторов, как необходимость обеспечения надёжности, безопасности, бесперебойности, экономической эффективности производственного процесса, а также социально-экономической
территориальной дифференциации российского экономического пространства;

3) необходим переход на стимулирующее регулирование, которое заключается в преимущественном использовании косвенных, а не прямых методов регулирования. Стимулирующее регулирование предполагает установление стандартов в сфере производства, потребления, транспортировки коммунальных ресурсов, которые могут устанавливаться на различных уровнях власти, с последовательным поощрением или применением санкций в
случае их достижения или нарушения;


4) следует формировать многоукладность в производстве коммунальных
услуг, которая, по сути, означает наличие различных институциональных альтернатив в подотрасли. Выбор конкретной из них на уровне локальных рынков должен зависеть от сбалансированности экономической и социальной эффективности. Это предполагает, что именно на локальном уровне должен осуществляться выбор институциональных альтернатив, так как предоставление коммунальных ресурсов и услуг строго привязано к определённой территории. Но при этом на федеральном и региональном уровне должны быть созданы условия для стимулирующего регулирования, недискриминационного доступа к услугам, обеспечения надёжного и безопасного функционирования коммунальных систем.

Список литературы

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях».

Антипина О.В., Бугушкинова И.Н. Методы государственного регулирования естественных монополий // В сборнике: Финансовая система РФ: проблемы и тенденции развития в период глобализации и интеграции мирового сообщества Материалы V региональной научно-практической конференции. Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2015. С. 179-181.

Белокрылова О. С, Калашникова С. В., Ермишина А. В. Модернизация механизма тарифного регулирования естественных монополий на российском рынке природного газа : монография. - М.: Содействие - XXI век. 2010.

Гайрбеков М.С., Сальмурзаева И.Д. Роль естественных монополий в укреплении экономической безопасности России // В сборнике: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 66-70.

Данилов И.А. Электроэнергетика США. Показатели энергетической эффективности // Эхо Москвы (общественно-политический журнал), 24 апреля, 2012.

Джаборов Д. К вопросу о правовой модели государственного воздействия на естественные монополии // Закон и право. - 2016. - № 3. - С. 51-55.

Дюбанов М. А. Развитие конкурентных отношений в сфере естественных монополий : автореф. лис. ... канд. экон. наук. - М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 2010.

Жиров А. С. Государственное регулирование в развитии электроэнергетики стран Западной Европы. Значение зарубежного опыта для электроэнергетической отрасли России: монография. Севастополь, 2010.

Игошина Д. Р. Причины низкой эффективности государственных органов, регулирующих естественные монополии // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 146-148.


Ильясов P. X., Боташева Ф. Б. Фазовый анализ цикличности доли природного газа в структуре экспорта РФ Научный журнал КубГАУ. - 2013.-№ 88(04).

История реформы ЖКХ во Франции [Электронный ресурс] — Электр он. ст.. — Режим доступа: http: kommunalcshik.ru.

История централизованного теплоснабжения [Электронный ресурс] // – Электрон.ст. – Режим доступа к ст: http:// szgs.ru.

Каптюбенко Д. «Газпром» хочет править Британией [Электронный ресурс] // РБК дейли. – Электрон.ст. – Режим доступа к ст. RBCdaily / http://www.eprussia.ru.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М., Омега-Л, 2011.

Колмычкова Е.Н. Зарубежный опыт реформирования отраслей естественных монополий (на примере электроэнергетики и газовой отрасли) / Е.Н. Колмычкова. Н.М. Розанова Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - Том 2, № 4. - С. 138-155.

Корелин В.В.Государственное регулирование естественных монополий в период реформирования экономики // Современные аспекты экономики. 2012. № 5 (177). С. 58-60.

Марьяненко В.П., Удалова А.А. Исторические и современные аспекты функционирования естественных монополий и регулирования их деятельности // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 3. С. 18-21.

Разоренов Р.Н. Централизованное теплоснабжение в условиях рынка / Р.Н. Разоренов // Новости теплоснабжения. – 2008. – № 12. – С. 16-18.

Ракута Н.В. Анализ проблем регулирования монопольных структур в России // В сборнике: Стратегические направления современных социально-экономических преобразований: теория и практика Владикавказ, 2015. С. 355-364.

Старкова Н.О., Табакова А.С. Естественные монополии в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 (46). С. 3-9.

Хайкин М.М.. Жукова П.С. Соотношение рыночных и нерыночных инструментов при стратегическом планировании развития национальной энергосистемы на основе ветроэнергетики // Научно-технические ведомости СПбГПУ (Экономил, науки). - 2014. - № 3(197). - С. 98-107.

Харламов А.В.. Харламова Т.Л. Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2(54). - С. 121-124.

Цихоцкий Ф.Н., Телкова М.Г., Кривцова М.К. Государственное регулирование естественных монополий // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 172-175.

Чечик А. Ю. Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПБ. : СПБ. гос. ун-т экономики и финансов. 2011. - С. 16.

Шайсултанов Д.Р. Регулирование естественных монополий и предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках государственного регулирования экономики // Экономика и социум. 2014. № 2-4 (11). С. 1122-1125.