Файл: Общество с ограниченной ответственностью (Вопросы управления обществом с ограниченной ответственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

В качестве общего правила закреплено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Уточнено и другое общее правило применительно к ООО, о том, в какой момент лицо считается преобразованным: оно считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ[38]).

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации, который равен трем месяцам после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (часть 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Ст. 57 ГК РФ уточнено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Общим положениям о реорганизации, порядку проведения отдельных форм реорганизации посвящены статьи 51-55 Закона «Об ООО». В качестве общего правила Кодекс устанавливает, что допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, с оговоркой, что если возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм разрешена ГК РФ или другим законом. Предусмотрено также, что ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.


Механизм слияния как формы реорганизации ООО установлен в ст. 5 2 Закона «Об ООО» [39].

Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. При слиянии обществ права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами. Вместе с тем, как и ранее, закон не содержит правила, могут ли участвовать в реорганизации два разных хозяйственных общества - общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Статья 52 Закона «Об ООО» не запрещает обществам разных организационно-правовых форм участвовать в реорганизации в форме слияния. Однако Закон об акционерных обществах[40] (далее — Закон «Об АО») не предусматривает возможности проведения реорганизации АО посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. Судебная практика исходит из того, что к отношениям по реорганизации ООО применимы не только положения, регулирующие процесс слияния обществ с ограниченной ответственностью, но и положения Закона «Об АО», которые регулируют процесс слияния акционерных обществ. Положения ст. 16 Закона «Об АО» не предусматривают возможность проведения реорганизации акционерных обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. Также в п. 20 Постановления ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» разъяснено, что целью слияния является создание более крупного акционерного общества. Таким образом, в реорганизации в форме слияния могут участвовать только общества с ограниченной ответственностью.

Следует обратить внимание, что в случаях, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[41] слияние обществ требует предварительного согласия антимонопольного органа. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Порядок присоединения устанавливается в ст. 53 Закона «Об ООО» [42]. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст.58 ГК РФ[43]).

Согласно закону, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества утверждает передаточный акт. Совместное общее собрание участвующих в присоединении обществ вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.


При реорганизации юридического лица в форме присоединения другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (подп. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Как отмечается в юридической литературе, поскольку при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, постольку отсутствует необходимость в подготовке нового устава общества, к которому осуществляется присоединение. Однако наличие договора о присоединении является юридическим основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в устав общества, к которому осуществляется присоединение.

В соответствии со ст. 54 Закона «Об ООО» [44] разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам. Общее собрание участников реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (п. 3 ст. 58 ГК РФ[45]).

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. В соответствии со ст. 55 Закона «Об ООО» общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.

Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества. Важно отметить, что п. 4 ст. 58 ГК РФ ввел новые правила относительно порядка перехода прав и обязанностей юридических лиц, выделяемых при реорганизации в форме выделения. Теперь при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, а не с разделительным актом. В соответствии с п. 1 ст. 68 ГК РФ[46] хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания в порядке, установленном ГК РФ и законами о хозяйственных обществах. Это же правило содержится в п.1 ст. 56 ФЗ «Об ООО». В этой же статье установлены ограничения преобразования общества с ограниченной ответственность в другое юридическое лицо.


Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ). Таким образом, ООО может преобразоваться в полное или коммандитное товарищество, в акционерное общество или в производственный кооператив. По общему правилу, при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В этом случае возникает универсальное правопреемство. Соответственно, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования имеет место универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме.

И судебная практика признает, что универсальное правопреемство означает, что к правопреемнику переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе и те, которые не признаются или оспариваются, а также те, которые на момент реорганизации не были выявлены либо не включены в передаточный баланс. Иной подход приведет к безосновательному прекращению имущественных обязательств реорганизованного лица, которые у него имелись на момент реорганизации.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, а также об утверждении передаточного акта. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 2, 3 ст. 56 ГК РФ[47]). Следует отметить, что правила статьи 60 ГК РФ, устанавливающей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, к данной форме реорганизации не применяются.


Выводы. Представляется важным, что теперь ГК РФ регулирует признание недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ) и признание реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ). Новым является и то, что ст. 92 ГК РФ допускает реорганизацию юридических лиц с сочетанием различных форм. Соответственно, можно утверждать, что при отсутствии запретов, которые пока не установлены в Законе «Об ООО», в рамках одной реорганизации можно одновременно провести и преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество и присоединение к нему другого акционерного общества.

Заключение

общество с ограниченной ответственностью сегодня — это одна из наиболее распространенных в имущественной обороте организационно-правовых форм для осуществлении предпринимательской деятельности.

Пункт 1 ст. 87 Гражданского кодекса Российской Федерации дает легальное определение ООО. Согласно данному пункту, обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники данного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. При этом участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Общество с ограниченной ответственностью, обладает всеми признаками юридического лица, оно имеет право выступать от своего имени и осуществлять иные права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

С 1 сентября 2014 г. все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные. Общество с ограниченной ответственностью – непубличное общество. В соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и по иным правилам, если это предусмотрено уставом общества или корпоративным договором. Целью данного нововведения является защита прав третьих лиц, которые должны знать, какой объем правомочий они могут получить, приобретая доли в уставном капитале общества.

Исследование управления обществом с ограниченной ответственностью позволило сделать вывод, что, поскольку Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо не предусмотрен механизм образования временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа, то в этом случае по аналогии Закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) может применяться Закон, регулирующий сходные отношения, в частности Федеральный закон «Об акционерных обществах», в котором п. 4 ст. 69 прямо предусмотрено создание такого органа управления, как временный единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). При этом в соответствии с положениями Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение об избрании временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа должно приниматься простым большинством голосов. Судебная практика не находит противоречащей закону возможность внесения сведений о лице, временно исполняющем обязанности единоличного исполнительного органа в Единый государственный реестр юридических лиц. Представляется, что внедрение в оборот указанной процедуры является бессмысленным, поскольку лицо исполняет функции единоличного исполняющего органа временно, его полномочия подтверждаются либо приказом, либо решением общего собрания общества о назначении. Внесение подобных сведений не предусмотрено законодательством.