Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Пути и средства преодоления профессиональных деформаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В жизнедеятельности взрослого человека огромную роль играет его профессиональная деятельность, поскольку она оказывает непосредственное воздействие на процесс формирования его поведения и образа жизни в целом. Это влияние на личность субъекта профессиональной деятельности может зачастую носить не только положительный, но и отрицательный и даже разрушительный характер. Не смотря на то, что различные аспекты проблемы влияния профессиональной деятельности на личность регулярно оказываются в зоне внимания исследователей, до настоящего дня она остается по-прежнему недостаточно разработанной и поэтому актуальной. Многие выдающиеся психологи в своих работах достаточно полно разработали связь категорий личность и деятельность. Гораздо менее были изучены проблемы взаимосвязи отдельных видов деятельности — общения, познания, игры, учения и труда в рамках конкретных профессий. Тем не менее, в ряде работ достаточно подробно освещается вопрос о влиянии труда на личностные свойства, а также существует много исследований, посвящённых изучению такой взаимосвязи непосредственно в отраслях. Эти исследования раскрывают наличие множества существенных связей между содержанием определенного вида трудовой деятельности и качествами личности типичными для людей ее выполняющих.

Утверждение о том, что профессия человека, в той или иной степени, оставляет след на содержании его жизнедеятельности и сознания, в целом никогда не подвергалось сомнению. Предполагается, что осмысленно выбранная профессия способствует совершенствованию нравственного и физического облика личности, ее гармоничному развитию. Тем не менее, при определённых условиях, специфичность некоторых видов профессиональной деятельности, может вызвать личностные деформации, провоцируя развитие нежелательных явлений в структуре личности.

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.

В силу того, что профессиональная деятельность является для взрослого человека основной, ее негативное, деформирующие влияние на его личность, является гораздо более глубоким по сравнению с непрофессиональными видами деятельности. Именно благодаря этому факту, мы и можем наблюдать наличие закономерных отличий в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности это объективное существующее явление, представляющее собой как процесс, так и результат влияния специфических качеств личности, которые формируются под влиянием определенного вида профессиональной деятельности, проявляющихся в целостной индивидуальности работника-профессионала. Негативные эффекты такого влияния возможно нивелировать только посредством иных непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т.п.).


Цель работы – изучение профессиональной деформации личности.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Изучить содержание понятия «профессиональная деформация личности»;

2. Рассмотреть психологические механизмы формирования профессиональных деформаций;

3. Изучить последствия профессиональных деформаций личности;

4. Предложить рекомендации по профилактике профессиональных деформаций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём суждения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности – разработке проблем профессиональных деформаций; в практике с целью выявления условий и причин возникновения профессиональных деформаций, а также в учебно-познавательной деятельности студентов.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

1.1 Понятие профессиональной деформации

Под профессиональной деформацией личности принято понимать выраженную трансформацию личности и психических функций, причиной которой является содержание профессиональной деятельности. Профессиональная деформация отличается от акцентуации характера тем, что является результатом и нежелательным вариантом профессиональной развития. [5]

По мнению Е. И. Рогова, профессиональными деформациями личности следует называть формирование жестких ролевых стереотипов, переходящих из сферы труда в прочие условия жизнедеятельности, сопровождающихся отсутствием способности у человека адекватно перестраивать свое поведение, под влиянием меняющихся условий.

Э.Ф. Зеером была дана общая характеристика профессиональной деформации, в своих работах он утверждал, что: «...многолетнее выполнение определенной профессиональной деятельности закономерно становится причиной сокращения возможных способов выполнения этой деятельности, появления профессиональной усталости, общего снижения работоспособности, а также снижению профессиональных умений и навыков... »[6]. По мнению Зеера, профессиональная деформация складывается на фоне постепенного накопления изменений структуры личности и деятельности, которые начинают оказывать негативное влияние на развитие личности в целом, продуктивность ее трудовой деятельности и процесс взаимодействия с другими участниками трудового процесса.


В целом, многие авторы сходятся во мнении, что явления профессиональной деформации могут рассматриваться и как прогрессивные явления, сопровождающие трудовую деятельность индивида, поскольку обусловливают ее эффективность и являются ее адекватным следствием, и как регрессивные, если брать в расчет полный объем содержания жизнедеятельности человека в социуме. Эта точка зрения базируется на том, что с одной стороны, профессиональная деятельность детерминирует профессиональную деформацию личности, а с другой – предполагает наличие определенных субъектных предпосылок.

Большинство специалистов, освещавших проблему профессиональной деформации личности, сходятся во мнении, что, этот феномен представляет собой негативный вариант развития личности, но, не смотря на это, в рамках профессиональной деятельности его проявления полезны, поскольку являются следствием адаптации субъекта труда к профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что результат этой адаптации абсолютно не адекватен и не применим в иных непрофессиональных сферах жизнедеятельности и может являться причиной многих жизненных проблем. В целом, негативная оценка профессиональных деформаций личности обусловлена тем фактом, что она является причиной снижения адаптивность личности, поскольку ведет к нарушению ее целостности, снижая ее социальную устойчивость.

Существует мнение, что особенно ярко профессиональная деформация проявляется у людей, для которых выполнение профессиональной деятельности сопровождается повышенными усилиями, но, имея повышенные притязания на статус, амбиции и успех, они не в силах отказываются от этой роли [3].

Применение термина «деформация», при описании данного феномена обусловливает его протекание не в рамках первоначального формирования личности и ее особенностей в ходе онтогенеза, а наличие изменений некой ранее сложившейся структуры. Следовательно, мы будем рассматривать феномен изменений, которым подвергаются сложившиеся и устойчивые структурно-функциональные особенности психики человека, возникающие на фоне продолжительного профессионального функционирования.

Таким образом, профессиональная деформация может выступать результатом сохранения измененных, под влиянием трудовой деятельности, средств организации поведения человека, которые были сформированы до освоения профессии и начала трудовой деятельности. Это изменение касается навыков, знаний и опыта, когнитивных схем и стратегий мышления, динамических стереотипов, установок и профессионально ориентированных смысловых структур личности. В целом, в таком расширенном аспекте, явление профессиональной деформации (на первичных этапах профессионального развития) абсолютно нормальный и естественный процесс, распространенный широко и повсеместно, с одной лишь оговоркой, что его проявления напрямую зависят от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда, то есть от глубины профессиональной специализации.


Во втором же периоде зрелости, на эти явления, сопровождающие нормальный процесс профессионального развития в его прогрессивной, восходящей линии, возможно наложение возрастных ограничений, обусловливающих формирование компенсаторных проявлений, избирательность форм активности и иных вариантов приспособительного поведения.

В целом, профессиональная деформация личности может носить как устойчивый, так и эпизодический характер, затрагивать личность как глобально, так и поверхностно, и иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Наиболее яркими проявлениями этого феномена являются профессионально обусловленная манера поведения и особенности физического облика, а также профессиональный жаргон. [7].

Причины и виды профессиональных деформаций личности

Одна из самых частых причин профессиональных деформаций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональных деформаций является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия[5].

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.


Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте[5].

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации.

1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

2.Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

3.Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности[5].