Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной проблемы. Психофизиология современная молодая наука. Явления, раскрываемые в общей (организационной, дифференциальной, возрастной, социальной, гендерной) психологии без учета физиологических компонентов, остаются объективными на половину. Тогда как учет физиологических особенностей, состояний и проявлений при определении физических, психических характеристик, расширяет возможности выбора и реализации коррекционно-развивающих, реабилитационных и развивающих приемов работы с персоналом. Актуальность изучения динамических характеристик темперамента их развития и реализации усиливается в свете решения задач учета индивидуально типологических особенностей при решении кадровых проблем. В арсенале психофизиологии имеются методы способные в короткий срок, получить объективную информацию о наличии тех или иных динамических характеристик личности при выполнении профессиональных задач. Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов, одним из которых является успешное овладение деятельностью. Такие характеристики темперамента как работоспособность, темп, пластичность являются важным компонентом достижения эффективности в профессиональной деятельности, а значит и удовлетворенности от процесса деятельности в целом.

Психофизиология как наука имеет в арсенале батарею методов и методик, заимствованных как из физиологических, так и из психологических исследований. Эти методы со времен Павлова претерпели целый ряд изменений и достигли на сегодня пика своего развития. Так как, рассматриваемые в нем характеристики индивидуальных психических реакций, полученных вербально, могут объективно характеризовать силу и слабость протекания нервных процессов и уровень развития работоспособности, темпа деятельности и эмоциональности. Помимо динамических характеристик существуют социальные проявления темперамента. Помимо социального показателя имеется специфическая особенность проявления темперамента в обычных и стрессовых ситуациях.

Менеджеры учитывающие темпераментальные особенности персонала смогут верно распределить объем работы и время для его эффективного исполнения.

Целью исследования является: выявление и изучение индивидуально-типологических характеристик темпераментальных особенностей персонала.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что методы изучения темпераментальных особенностей личности, имеют возможности сбора информации, относительно темпа, работоспособности, эмоциональности и пластичности.


Предмет исследования: психофизиологические характеристики темперамента.

Объект исследования: индивидуально- типологическая особенность личности.

Задачи исследования:

  1. Теоретические аспекты проявления темперамента и возможности их изучения в психофизиологических исследованиях.
  2. Разработка и апробация экспериментальной модели исследования проявлений темперамента персонала.
  3. Проведение анализа проявлений темперамента персонала. Выявление гендерных различий.
  4. Разработка рекомендаций по использованию возможностей изучения темперамента в управлении персоналом.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа, относительно процедуры проведения тестирования темперамента;
  2. Наблюдение за внешними проявлениями психофизиологических реакций (общей и мелкой моторики, пульс, А.Д., изменение кожных покровов)
  3. Диагностика темперамента при помощи методики: Айзенка, Русалова 2 варианта, Елисеева.
  4. Анализ полученных данных.

Практическая значимость: практическая значимость курсового исследования состоит в изучение возможностей и ограничений изучения темперамента с использованием психофизиологических методов исследования. Раскрыть ограничения применения методик и обозначить перспективы дальнейших исследований темперамента, с целью повышения эффективности управления персоналом.

База экспериментального исследования

Эксперимент проводился на базе промышленного предприятия. Выборку составило 45 испытуемых из 60 ти протестированных . Средний возраст участников исследования 30 лет,

Глава 1 Проблемы изучения возможностей и ограничений психофизиологических методов изучения темпераментальных особенностей

1.1. Учет характеристик темперамента в управлении персоналом

Темперамент (с латин. - надлежащее состояние частей) представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения, - эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими. В соответствии с современными воззрениями темперамент формируется под влиянием: - типа поведения, которое бывает стабильным или нестабильным (невротическим); направленности поведения на себя и свой внутренний мир (интроверсия) или на окружающих (экстраверсия). Их сочетание образуют четыре типа темперамента, отражающих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а сангвиники - стабильных экстравертов; меланхолики - нестабильных, а флегматики стабильных интровертов. Классификацию темперамента можно дать несколько по-иному: - сначала выделяются сильный и слабый (меланхолический) типы темперамента; - сильный разделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерический); - уравновешенный в свою очередь разделяется на подвижный (сангвинический) и инертный (флегматический). Экстраверты ориентированы на окружение, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными. Интроверты погружены в себя, аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта. При стабильном типе поведения они представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых стоит в умении анализировать и стратегически мыслить; при нестабильном - они вынуждены чаще всего пребывать в роли рядовых исполнителей. Свойства темперамента необходимо учитывать также при подборе специалистов для разных видов деятельности, формировании малых коллективов, организации работы в специальных условиях. Основные психофизиологические свойства темперамента приведены в таблице №1.


Таблица 1.

свойство

темперамент

холерический

сангвинический

флегматический

меланхонический

уравновешенность

плохая

хорошая

Очень хорошая

Очень плохая

Настроение

неустойчивое

устойчивое

устойчивое

неустойчивое

эмоции

Сильные кратковременные

Слабые кратковременные

Сильные длительные

Слабые

длительные

речь

Громкая неровная

Громкая плавная

Тихая плавная

Тихая

неровная

Терпение

низкое

умеренное

высокое

низкое

адаптация

Хорошая

отличная

медленная

плохая

Контактность

высокая

умеренная

невысокая

низкая

Отношение к критике

агрессивное

спокойное

безразличное

обидчивое

Отношение к новому

положительное

безразличное

отрицательное

неопределенное

Поведение в новых ситуациях

нерасчетливое

расчетливое

хладнокровное

расстерянное

Подверженность влиянию

умеренная

слабая

слабая

высокая

В то же время в чистом виде в реальности темпераменты практически не встречаются. У одних все они выражены примерно в равной степени; у других какой-то один может преобладать над остальными, тогда доля соответствующих черт будет составлять 40-60%.

С древнейших времен человек интересовался характером и направленностью связей, которые существуют между его телом, мозгом, поведением и психикой. Причем, интерес концентрировался не просто вокруг случайных проявлений этой связи, а заключался в поиске закономерных, повторяющихся явления этого класса, которыми он мог бы пользоваться повседневно в практической жизни.

Считается, что идея о мозге как органе души принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (Υ-ΥΙ век до н.э.). Аналогичной позиции придерживался Гиппократ. Аристотель (384-322 до н.э.) вводит понятие «общее чувствилище». Известно, что во II веке н.э. Гален (Римский врач — 129-201 гг н.э.) анатомируя мозг человека и животных, обнаружил связи головного и спинного мозга через нервные окончания со всеми органами тела. Желудочки мозга, которые были наполнены жидкостью наделялись особыми функциями. Предполагалось, что по нервам как по трубочкам к органам подается жидкость. В зависимости от состава этой жидкости можно было говорить о функциональных возможностях самого органа и человека в целом. Не случайно еще Аристотель полагал наличие стимулирующего действия субстанции, которые передвигаются по нервам. Жидкостная концепция объяснения поведения человека была далеко не единственной и не последней в череде попыток понять сущность духовного и душевного начал человека. В XYII — XYII века были также ознаменованы стремлениями исследователей и практиков понять движущие силы внутреннего мира человека, но уже через законы механики. Определенных успехов в этом отношении достигли И.Кеплер, И.Ньютон и Л.Гальвани. Глаз, например, представлялся как оптический прибор, а сокращение мышц объяснялось действием эфирной среды или же электрического тока в нервах.         


Наиболее перспективную догадку в этом отношении высказал французский математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596-1650), который предложил рефлекторный принцип деятельности нервной системы, но по аналогии с машиной (правда, существует точка зрения, что принцип рефлекса был сформулирован еще за 100 лет до Декарта испанским врачем Прейра). Считалось, что внешние раздражители воздействуя на органы чувств натягивают «нити» в нервах, и тем самым вызывается ответная реакция.

Впоследствии предпринимались даже попытки доказать, что мозг может быть воспроизведен механическим, машинным путем. Разрабатывалась идея «человека-автомата». Декарт считал, что стимул высвобождает «жизненных духов», которые текут по нервам, но он не пытался объяснить различные эффекты, вызываемые разными видами стимуляции. Анализируя дугообразное движение процессов, он довел их только до ответного действия и на этом остановился.

Наиболее четко и последовательно выразил идею рефлекторной природы поведения человека чешский физиолог и анатом Иржи Прохаска (1749-1820). Он не только подтвердил идеи Декарта, но ввел термин «рефлекс» в широкое обращение. Анализируя рефлекс Прохаска открыл различия в функционировании двигательных и чувствительных нервов.

У истоков данного знания стояли выдающиеся психологи и исследователи В.Вундт, Герман Гемгольц (1821-1894), И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др. XYIII — XIX века стали временем дальнейшего углубленного исследования психического в рамках рефлекторной концепции: активно исследовались практически все основные компоненты рефлекторной дуги, рецепторы, чувствительные проводящие пути, двигательные проводящие пути и соответствующие им органы. Делались различные обоснования наличия специфической энергии самих органов чувств. Например, утверждалось, что чувствительность, возбуждаемая стимулом, зависит не только от возбуждающего раздражителя, а и от свойств возбуждаемых нервов.

Эти идеи активно обсуждались в России. Влияние оказывала и лаборатория немецкого исследователя психики Вильгельма Вунда (1832-1920), где учились первые русские психологи — экспериментаторы. Так, в 1862 г. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) отставной армейский сапер-офицер, который закончил медицинский факультет Московского университета опубликовал небольшую брошюру «Рефлексы головного мозга».

Сам факт выхода такого рода сочинения, во многом способствовал популяризации этой области знания среди образованной части населения, не говоря уже о содержательной стороне публикации.


Им было открыто явление торможения в нервных клетках, а впоследствии и суммации возбуждения. По сути дела книга «Рефлексы головного мозга» заложила основы рефлекторной теории, а сам И.М. Сеченов по праву считается отцом русской физиологии. Не менее эпохальные открытия сделал Иван Петрович Павлов (1849-1936), который родился в семье священника, закончил биологический и медицинский факультеты Петербургского университета, удостоен Нобелевской премии по исследованию процессов пищеварения. Он является основоположником метода условного рефлекса. Своими работами И.П. Павлов внес значительный вклад в развитие наших представлений о психическом и поведении человека через свойства нервной системы, типы высшей нервной деятельности, работу анализаторов и формирование условных рефлексов. Принципы рефлекторной теории, которые он предложил: детерминизма; анализа и синтеза и структурности до сих пор составляют весомый методологический арсенал психофизиолога.

Декартовская теория «рефлекторной дуги» значительно ограничивала возможности объяснения целостного поведения животных и человека. Эта теория давно уже стала, по выражению И.П.Павлова, «первобытной» и представляет собой несомненную помеху. И.П. Павлов и его ученики в эту многочленную дугу рефлекса внесли два существенных дополнения: раскрыта сигнальное значение рефлекса и введен подкрепляющий фактор.

Все это позволило создать оригинальную научную школу. Вместе с тем, Павлов понимал теорию рефлекторной дуги в ее классическом виде, а свое открытие — подкрепляющий фактор, рассматривал как «прибавку», которая лежит в пределах этой «дуги рефлекса». Следствием такого сочетания противоречивых тенденций было то, что условные и безусловные рефлексы еще до сих пор рассматриваются как две отдельные разомкнутые рефлекторные дуги, а выработка условного рефлекса — как ассоциация таких же разомкнутых рефлексов. Рефлекс рассматривался как своеобразный индикатор состояния человека и его приспособительных возможностей. Приспособительные возможности организма реализовались в двух рефлексивных механизмах нервной системы. Один из таких механизмов — безусловный рефлекс (БР), т.е. врожденные рефлексы, другой — приобретенный, т.е. условные рефлексы (УР). Нарушение проводящих нервных путей или нервных центров может приводит к тому, что рефлексы проявляют себя либо очень сильно, либо очень слабо. Основными признаками отличающими УР являются: гибкий характер (видоизменяющийся от условий); приобретаемость и отменяемость; сигнальный и упреждающий характер.