Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Понятие, функции, назначение нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе подготовки к нотариальному удостоверению сделки с недвижимостью нотариус может и должен обращаться за сведениями, содержащимися как в Единой информационной системе, так и в государственных реестрах — в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРП) и др. — для проверки фактов наличия деятельности юридических лиц, сведений о банкротстве и других обстоятельств, препятствующих заключению сделки. Эти сведения передаются нотариусу на бумажных носителях, а затем переносятся в указанные реестры. Далее они подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса в соответствии со ст. 47.1 Основ законодательства о нотариате (далее — Основы).

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения, дополняющие ст. 15, 86.3 Основ и наделяющие нотариуса правом бесплатно получать в форме электронного документа сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРП. После получения необходимых документов нотариус выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам. Полагаем, предусмотренные процедуры будут способствовать укреплению комплекса законодательно установленных мер, направленных на обеспечение достоверности возникновения прав и обязанностей сторон в сделке.

Такое право нотариуса не связано с обязанностями других органов и должностных лиц по предоставлению нотариусам сведений, необходимых для совершения нотариального действия, например, сведений из записей актов гражданского состояния (далее — ЗАГС). Полагаем, в первую очередь это связано с отсутствием консолидированной на федеральном уровне базой данных ЗАГСов. Тем не менее надо сказать, что на уровне субъектов Федерации такие базы уже созданы и успешно функционируют, в частности в Москве. В скором времени во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р все же следует ожидать интеграцию всех региональных баз.

Однако нужно заметить, что очевидность целесообразности развития и использования и иных баз данных в целях повышения эффективности и безупречности нотариальной практики также бесспорна. Среди них, например: единая база данных о смерти из органов ЗАГС, о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Кроме того, следует упомянуть о важности обеспечения нотариуса возможностью оперативной проверки нотариально удостоверенных документов, прежде всего, это касается доверенностей.


Позитивной оценки заслуживают и нововведения, основанные на положениях абз. 3 п. 3 ст. 13 ФЗ № 122, в соответствии с которыми ощутимо сокращаются сроки государственной регистрации на основании нотариально удостоверенных документов: не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем их приема, а в случае их предоставления нотариусом в электронном виде — до одного рабочего дня. Правом на предоставление пакета документов в данном случае наделены и нотариус, и уполномоченный на то работник, состоящий в его штабе. Серьезные изменения коснулись не только сроков нотариальных процедур, но и нотариальных тарифов, которые существенно снижены. Полагаем, повышение критерия экономической выгоды направлено, прежде всего, на популяризацию института нотариата среди гражданского населения, для которого не последнюю роль играет характеристика его социальной доступности. Регистрация прав на недвижимость осуществляется теперь по принципу системы одного окна, позволяющей составить у нотариуса договор, зарегистрировать сделку и получить оформленный пакет документов. Важно помнить о том, что нотариус обязательно проверяет юридическую чистоту объекта недвижимости. При расчетах по сделкам возможно использование депозита нотариуса.

В контексте упомянутых новелл невозможно не согласиться с мнением президента Федеральной нотариальной палаты России К. Корсика, который утверждает, что «цель изменений, скорее, не заставить, а убедить человека оформлять недвижимость через нотариуса: сделать так, чтобы это было в первую очередь комфортно».

Надо заметить, что стабилизация гражданского оборота в сфере недвижимости обеспечивается не только обновленными законодательными подходами к условиям выполнения нотариальных действий и их процедурной регламентации, но и возложенной на него полной имущественной ответственностью за законность реализации своих полномочий. Так, в соответствии с изменениями федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за нотариальные ошибки компенсация потерпевшим может выплачиваться из федерального резерва в связи с созданием компенсационного фонда. Правда такие выплаты начнут производиться только с начала 2018 г. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что привлечь нотариуса к ответственности всегда было сложно, так как доказать его вину на практике почти не представляется возможным. В соответствии с изменениями, вступившими в силу в 2015 г., в п. 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, если подлинность нотариально удостоверенного документа не опровергнута или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия, обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания. Это означает, что оспорить нотариально удостоверенную сделку с недвижимостью теперь гораздо сложнее.


Орган государственной регистрации и нотариат объединяет одна цель — обеспечение прав участников рынка недвижимости. Основное отличие функциональной нагрузки двух институтов в контексте заключения сделки с недвижимостью заключается в том, что регистрация направлена на обеспечение публичности и достоверности информации, прежде всего, в интересах третьих лиц, а применение нотариальной формы — на защиту прав и интересов участвующих в сделке сторон. Для реализации этой цели и создания системы защиты гражданского оборота в целом следует создать гармоничное сочетание нотариальной формы сделки и государственной регистрации.

Так, В. В. Витрянский отмечает, что «нотариальное удостоверение сделок становится более привлекательным, поэтому существует большая вероятность того, что граждане и юридические лица отдадут предпочтение нотариальной форме сделки без принуждения со стороны закона».

Популяризации института нотариального удостоверения сделок с недвижимостью способствует и позитивный настрой российского государства к международному сотрудничеству, реализуемому на основе международных многосторонних и двусторонних соглашений, а также участие в различных международных организациях, занимающихся вопросами нотариата. Так, РФ является членом Международного союза Латинского нотариата. Кроме того, в рамках Евразийского экономического союза с участием РФ заключен договор о создании интегрированного экономического и правового пространства, объединяющего информационные системы и способствующего конвергенции и гармонизации законодательства стран-участниц.

Законодательство некоторых участвующих в международно-договорных отношениях с РФ стран предусматривает жесткую процедуру регистрации сделок с недвижимостью с участием нотариуса или судьи. Например, Германский и Французский нотариат, а также законодательно установленная нотариальная форма сделок с недвижимостью являются центральным элементом в развитии рынка недвижимости. Кроме того, целый ряд международных договоров предусматривает, что нотариальный акт имеет силу судебного решения и подлежит трансграничному признанию и исполнению. В связи с этим можно заключить, что уровень защищенности российских граждан существенно ниже вследствие недостаточности законодательно установленной компетенции российских нотариусов. Полагаем, российскому законодателю следует обратить внимание на гарантии правовой безопасности участников сделок с недвижимостью, официально признанные развитым зарубежным правопорядком.


Самым распространенным видом приобретения/отчуждения недвижимости является договор купли-продажи, заключаемый в соответствии со ст. 551 ГК РФ в простой письменной форме или по соглашению сторон в нотариальной форме. Договор считается заключенным с момента его подписания и передачи имущества, что подтверждает, в частности, в своем постановлении Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа.

Каковы же преимущества нотариально удостоверенной сделки? С учетом последних изменений к ним следует отнести: возможность получения от нотариуса сторонами сделки разъяснения смысла и значения подготовленного проекта сделки, а также прав и обязанностей сторон; осуществление проверки соответствия содержания текста договора намерениям сторон и требованиям закона; квалифицированное подтверждение дееспособности сторон; гарантированное обеспечение их равенства; проведение проверки имущества и правовой экспертизы; сохранение подготовленной и сопроводительной документации в архиве нотариуса; возможность реализации положений об ускоренном режиме регистрации прав по сделкам с недвижимостью.

Обращая внимание читателя на преимущества нотариального сопровождения сделки с недвижимостью, необходимо остановиться на проблеме неготовности общества к пользованию перечисленными нововведенными благами. По нашему мнению, это в первую очередь связано с недостаточной доступностью нотариальных услуг как в материальном, так и в организационном смыслах. Относительно проблемы финансовой нагрузки следует предположить, что ее решение возможно посредством установления фиксированного нотариального тарифа вместо взыскания процента от удостоверяемой сделки с недвижимостью, которое повлечет за собой увеличение затрат граждан в несколько раз.

Кроме того, следует упомянуть об опасности нарушения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи вследствие введения обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью, что превратит их право в обязанность. Полагаем, нельзя вводить в императивной форме нововведение о сокращенных сроках государственной регистрации. В случае такой необходимости целесообразно уменьшить установленный срок.

Таким образом, современная экономическая модель рынка недвижимости не нуждается в нотариате без соответствующих законодательных корректив, направленных на повышение роли нотариусов в гражданском обороте и максимально учитывающих интересы граждан. В противном случае не будет достигнута и прозрачность гражданского оборота с участием нотариуса. Кроме того, полагаем, следовало бы опасаться и подрыва фискальных интересов общества и государства.


Действующий механизм нотариального удостоверения сделок, а также положение нотариуса позволяют сделать заключение о том, что введение обязательной нотариальной формы для всех сделок с недвижимостью не будет целесообразной мерой, обеспечивающей юридическую безопасность и стабильность рынка недвижимости.

Устранению упомянутых проблем будет способствовать ужесточение уголовной ответственности и предоставление достойной оплаты услуг нотариуса, направленной на предотвращение совершения мошеннических действий с его стороны, а также установление единого приемлемого тарифа за услуги нотариуса с учетом имущественного положения различных социальных слоев населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение опыта деятельности нотариата в Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы:

Нотариат является негосударственным социально-правовым институтом, которому делегировали ряд полномочий властного характера в области осуществления одной из важных функций – защита прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Деятельностью нотариата, является совершение нотариусом от имени Российской Федерации на основании законодательно определенных полномочий в определенном процессуальном виде нотариальных действий, которые имеют властно-публичный характер и направлены на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и страны в целом.

На основании тенденции развития правовой системы Российской Федерации, возможно, заключить, что цели охраны субъективных прав физических и юридических лиц в большей степени отвечает именно нотариат, действующий в форме свободной профессии, то есть частнопрактикующие, независимые нотариусы латинского типа. Правоприменительной практикой уже созданы все предпосылки с целью передачи возможностей совершения всех без каких-либо исключений нотариальных действий нотариусам, которые занимаются частной практикой.

Определяющее воздействие нотариата на доступность правосудия в области гражданского оборота заключается в позитивной деятельности нотариусов в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, но при этом применение по отношению к нотариальной деятельности понятия «превентивное правосудие» не возможно признать правильным, так как в конституционно-правовом смысле правосудие относят только к суду как органу государственной судебной власти.