Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Инструменты маркетинговой деятельности в сфере сетевого бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальным моментом, является то, что в ни коем случае, не надо понимать коммодизацию, в качестве "приговора" для отрасли. На любом рынке, не существует однородных, стандартизированных, шаблонных товаров. Существуют люди, относящиеся к некоторым товарам, как к однородным. Дифференцировать можно все. Это связано с тем, что любой товар, обладает определенными отличительными свойствами. Одним потребителям больше нравится один товар, вторым потребителям, другой. Тем самым, задача MLM-компаний, заключается в том, чтобы уловить тенденцию "сходимости к однородности", вовремя, и тем самым, весьма эффективно на нее отреагировать. При этом, необходимо создать конкурентную отличительную идею, которая будет у собственного бизнеса, и окажется построенной не на базе общих (а также растиражированных деклараций), а непосредственно на основе реальных отличий, а также возможностей. [13, с. 78]

Существующая тенденция по стиранию различий между товарными предложениями в MLM, а также линейном секторе, при условиях возрастающего конкурентного насыщения рынка, будет значительно усиливаться. Это будет происходить с позиции: "Мы, дистрибьюторы, предлагаем тот товар, который отсутствует в розничной торговле". В таком случае, линейный рынок, в качестве конкурентной среда, перестает быть уязвимым. А вот сетевой маркетинг, потеряет одно из своих первоначальных преимуществ, которое является немаловажным. [8, с. 214]

В том случае, при котором в мощности выиграть нельзя, то необходимо выигрывать в эффективности. Другими словами, в меняющемся балансе сил, стоит по-новому определять, а также использовать имеющиеся преимущества сетевого маркетинга.

Таким образом, существует объективная закономерность, которая связана с тем, что модернизация одного из свойств системы, неизбежно приведет к ухудшению другого. Задачей маркетинговых исследований, и дистрибьюторов, является определение нового слабого звена и смещении фокуса своего воздействия, именно на него. Но перед тем, как предпринять что-то новое, стоит установить, его соответствие действующему законодательству. [15, с. 89]

1.3. Легитимность сетевого маркетинга. Финансовые пирамиды

Компания, созданная в США Карлом Ренборгом (несколько раз изменившая название), на сегодняшний день работает как подразделение компании "Amway", и является первой компанией по количеству продаж, при помощи много-уровнего маркетинга. В 1994 году, оборот компании превысил 5,3 миллиарда долларов. А в 2016 году, 8,8 миллиарда долларов. [16, с. 102]


В последствии, со временем появилось около тридцати фирм, у которых деятельность, базировалась на новой сфере. Как это бывает зачастую, вместе с порядочными компаниями, стало появляться множество преступников. Сильно пострадал уже имеющийся имидж честных MLM-предприятий. Это связано с тем, что объяснить существующие отличия законной деятельности, от мошеннической, было некому. Новый бизнес, казался необычным, и формировался, в соответствии с ежедневной практикой. Неудивительным является то, что среди населения, MLM стало вызывать, отрицательные эмоции. К 1975 году, накал таких страстей в народных массах, привел к ситуации, согласно которой, Федеральная Комиссия по Торговле, была вынуждена выпустить ряд «Положений о структурах типа ”пирамида”». [9, с. 115] Компания "Amway", была привлечена к ответственности. А над MLM, нависла большая угроза по запрету. Расследование, которое длилось четыре года (с привлечением большого числа специалистов), закончилось только в 1979 году. В результате, был вынесен вердикт, касающийся того, что сетевой маркетинг, не имеет отношения к фронтлоудингу. Фронтлоудинг- это система пирамидального плана, или финансовая пирамида. В то время, множество государств, признали данный вид бизнеса правовым. В 1982 году, международным законодательным актом, был также признан юридический статус "независимый дистрибьютор". В последствии, были сформулированы, законы, а также некоторые признаки, помогающие различить нелегальные пирамиды, и легальные многоуровневые организации. [14, с.28]

На сегодняшний день, существуют тысячи сетевых компаний. Сетевой маркетинг, является представленным более чем в ста странах. Более шестидесяти миллионов человек, работают в данной индустрии. Часть из данного количества, работает профессионально. Можно перечислить такие компании как: "Coca-Cola", "Palmolive", "Toyota", "Microsoft", и другие. Данные компании, используют элементы сетевого маркетинга, для продвижения своих товаров. В Японии, зафиксирован максимальный объем товарооборота сетевых компаний. [10, с. 47]

Российским законодательством, разрешается деятельность сетевых компании, которые происходят, в рамках следующих законодательных актов:

1) Гражданским кодексом Российской Федерации, определяется статус дистрибьютора, как субъекта пред­принимательской деятельности. Другими словами, как система­тическая деятельность по оказанию услуг (вы­полнению работ), которая направлена, на извлечение до­хода. Наиболее подходящий статус для дистрибьюторов, это Предприниматель, без образования юридического лица (ПБОЮЛ). [16, с.102 ]


2) Налоговым кодексом Российской Федерации, оп­ределяется то, какие налоги, и в какое время, должен оплачивать дистрибьютор, от доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. Другими словами, от результатов своего бизнеса. Также, этим кодексом определяется то, какие существуют специальные налоговые режимы, для возможного использования, дабы налоговое бремя, не стало слишком тяжким для субъекта.

3) Кодексом РФ об административных правонару­шениях, определяется ответственность дистрибьютора, которая назначается за невы­полнение положения, двух предыдущих Кодексов (если, нарушения, еще не попали под действие Уголовного Кодекса РФ). [13, с. 78]

4) Федеральным Законом "О государственной регистрации юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей", определяется порядок легализации дистрибьютора, в качест­ве бизнесмена.

5) Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, определяется то, какой вид экономической деятельности, может в правоус­танавливающих документах быть указан, а также, какой можно выбрать режим налого­обложения.

6) Федеральным законом "О защите прав потреби­телей", а также федеральным законом "О рекламе", определяются стандарты того, каким образом должен вести свой бизнес дистрибьютор, какого рода информацию, а также в каком виде, нужно предоставлять для тех, кого приглашают в бизнес (или кому объясняют, необходимость по употреблению продукта). [6, с. 302]

Оставшаяся часть законодательных актов, является посвященной специфике продукта. В послед­нее время, в России весьма четко прослеживается, тенденция к ужесточению существующих требований, которые предъявляются к его качеству.

Но стоит отметить, что не смотря на абсолютную узаконенность действий, репутация сетевого маркетинга, до сих пор, является не слишком высокой. Особенно, это касается развивающихся страна (в том числе, и Россию). Население таких стран, хорошо помнит махинации, производимые многочисленными финансовыми пирамидами, которые разорили тысячи человек по стране. Те люди, которые не посвящены в тонкости маркетинга, зачастую ставят знак равенства, между конторами, типа печально известного АО "МММ", и компаниями сетевого маркетинга. Стоит обратить внимание на то, что у обывателя, имеются основания для такого взгляда. Сетевой маркетинг, а также финансовая пирамида, являются "генетически близкими" структурами, что в случае желания их замаскировать одно под другое, не составит большого труда. [4, с. 56]


Принципиальным отличием MLM от любой финансовой пирамиды, является то, что в MLM, продажа сетевого продукта, в обязательном порядке должна сопровождаться, удовлетворением потребительского спроса, на фактический товар (или услугу). А вот любой участник в сетевом процессе, должен получать, некоторую реальную (а не мнимую выгоду), от собственного присутствия в сети. [3, с. 15]

В проблеме, краеугольным камнем является то, что наличие фактического товара в сети (который предположительно, должен удовлетворить определенный потребительский спрос), и реальное удовлетворение данного спроса, является не одним и тем же. А в той ситуации, в которой товар играет формальную роль, в качестве формальности, выступает разница между MLM-компанией, а также финансовой пирамидой. Продажи, являются одной из обязательных составляющих, в деятельности абсолютно любой компании, которая присутствует на рынке. [5, с. 102]

Но суть проблема, заключается в том, что значительно количество людей, не любят продавать психологически. В США, информационный бюллетень "Market Wave", провел исследовательский опрос. Опрос проводился в среде как действующих, так и бывших дистрибьюторов. В числе прочих, был также задан вопрос: "Что Вам, больше всего не нравится в MLM?". Примерно 71% опрошенных, указали на то, что они, не любят, и не хотят заниматься осуществлением продаж. [12, с. 28]

Интересным является вопрос, каким же образом в данной ситуации, действуют замаскированные финансовые пирамиды? В принципе, все, что нужно сделать, это замаскировать большой вступительный взнос, при входе в пирамиду, под видом первичной, квалификационной закупки товара. Какого именно товара, не является принципиальным. Главное, это сказать обязательные слова, о уникальности и востребованности. При этом, реальное качество фактического продукта, не является важным. Это связано с тем, что данный товар, продавать никто не собирается. Именно в этом, и заключается принципиальное отличие пирамиды, от легально действующих MLM-структур. [11, с. 32]

Ни одна структура MLM, которая действует легально, не может взять на себя, смелость по упразднению продаж. Но в тоже время, упразднение продаж всегда осуществляют замаскированные финансовые пирамиды. Человеку, внушается простая, и удобная для него мысль, которая полностью оправдывает, его бездеятельность, в плане реального удовлетворения потребительского спроса. А именно: "ты не являешься продавцом, ты являешься элитарным потребителем". Таким образом, "элитарный потребитель", делает в финансовую пирамиду свой первый взнос. Он закупает на несколько сотен долларов, никому не нужный продукт, и в последствии, ищет следующего "элитарного потребителя". [14, с. 28]


Малочисленная группа финансовых пирамид, идут еще дальше, они отменяют дальнейшие обязательные закупки товара. Во множестве компаний, такие закупки, являются необходимыми, для получения комиссионных с сети. Они подразумевают, необходимость осуществления продаж, для конечного потребителя (или личного потребления). При этом (с формальной точки зрения), такую компанию обвинить в чем-то, весьма тяжело, ведь есть определенный продукт, есть закупки этого продукта, и есть его потребление (потребление, которое происходит внутри сети).

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть то что случается, после первой закупки товара. В том случае, при котором товар, является востребованным рынком на самом деле, то дистрибьюторы, которые подписали контракт, должны в дальнейшем, демонстрировать такую же активность в закупках. А вот если товар, является формальным пропуском для участия в очередной пирамиде, и не более того, то уже о дальнейшей активности, речи не идет. Первая закупка, сразу же становится последней. В результате этого, практически весь товарооборот данной структуры, оказывается сформирован, в виде начальных взносов (первая закупка) дистрибьюторов. За место реального продвижения продукта по сети, осуществляется продажа надежды на выигрыш, в данной финансовой афере. После потери вложенных денег, сотни, а порой и тысячи людей, уходят из мошеннической структуры. Данные толпы людей, которые разочаровались, в действительности думают, что на протяжении всего времени, они занимались именно сетевым маркетингом. [20, с. 78]

Что же касается самих финансовых пирамид, относящихся к открытому типу, то в них, отсутствует даже формальный товар. Все участники, делают только периодические взносы, которые направляются в пользу вышестоящих лиц, и тем самым, привлекают тех людей, которые будут осуществлять взносы, в их пользу. [17, с. 302]

Таким образом, сетевой маркетинг, в отличие от финансовых пирамид, выступает как легальный вид бизнеса. Его деятельность, регулируется множеством законодательных актов.

Таким образом, в первой главе, были рассмотрены, предпосылки возникновения сетевого маркетинга, и основных особенностях, которые ему присущи. В дальнейшем, был рассмотрен процесс коммодизации рынка, в качестве побочного эффекта, стремительного роста предложения, а также способы по борьбе с данным процессом. Помимо этого, была приведена, сравнительная характеристика легальных, и нелегальных структур- типа «пирамида». [15, с. 102]