Файл: Баланс как основная форма отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом к рыночной экономике от предприятия требуется рост эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, действенных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Существенная роль в реализации этой задачи отводится составлению бухгалтерской отчетности на предприятии.

Мною была выбрана курсовая работа «Баланс и отчетность». Отчетность – это система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих предпринимательскую деятельность организации за отчетный период времени: месяц, квартал, год. [1]

Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».[2]

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из основных инструментов управления, которые содержат наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Актуальность и значимость темы данной курсовой работы в том, что принимать обоснованные решения, разрабатывать мероприятия, направленные на более эффективное управление капиталом организации, отчитываться перед банком и многое другое невозможно без составления баланса.

Такой значимый элемент бухгалтерской отчетности, как баланс изучается различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько значительно, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия. Это умение дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.


Целью данной курсовой работы является отражение места, важности и значения бухгалтерского баланса. В процессе изучения работы необходимо решить следующие задачи:

  • дать общее представление об отчетности;
  • изучить баланс как основной вид бухгалтерской отчетности;
  • проанализировать активы и пассивы, ликвидность баланса ООО «Автограф».

Объектом исследования данной работы является ООО «Автограф». Баланс этого предприятия исследовался по состоянию на 31 декабря 2014 года и 30 сентября 2015 года.

Курсовая работа состоит из трех глав и приложения. В первой главе рассматривается бухгалтерская отчетность в целом. Один из важных видов бухгалтерской отчетности – баланс рассматривается во второй главе, а также основные правила его составления. Я считаю, что очень важно уметь анализировать баланс. Именно поэтому третья глава посвящена анализу баланса предприятия. Выводы, сделанные в результате сбора информации, изучения теории, составления и анализа баланса на примере конкретного предприятия, можно прочитать в заключении курсовой работы. Мною были изучены книги и учебные пособия различных авторов, использованы различные источники сети Интернет, которые указаны в списке используемой литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ СОСТАВЛЕНИЮ

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. [3]

Исходя из данных отчетности, руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.

Отчеты должны составляться в соответствии с формами и инструкциями (указаниями), утвержденными Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.[4]

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:


а) бухгалтерского баланса (форма№1);

б) отчета о прибылях и убытках (форма№2);

в) отчета об изменениях капитала (форма№3);

г) отчета о движении денежных средств (форма№4);

д) приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5);

е) отчета о целевом использовании полученных средств (форма№6)-для некоммерческих организаций;

ж) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

з) пояснительной записки.[5]

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются непосредственно Министерством финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.[6]

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного года. Конкретным днем представления бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи.

В соответствии с ПБУ 4/99 к составлению бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования:

  1. Бухгалтерская отчетность должна состоять из определенных форм (с 1-й по 6-ю);
  2. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  3. При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации (т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими);
  4. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов и подразделений;
  5. При формировании бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятого ею содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому;
  6. По любому числовому показателю должны быть приведены данные не менее чем за два года;
  7. Статьи бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые показатели, прочеркиваются или не приводятся;
  8. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода;
  9. Каждая составная часть бухгалтерской отчетности должна содержать наименование формы, отчетную дату, наименование организации, организационно-правовую форму, ИНН, адрес организации, единицу измерения, коды и шифры, вид деятельности;
  10. Отрицательные показатели в бухгалтерской отчетности показываются в круглых скобках;
  11. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, подписана руководителем и гл. бухгалтером организации.[7]

Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

Благодаря правильно составленной отчетности руководить организации может устранить недостатки, выявить неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Цель такого сравнения - выявить тенденции развития фирмы.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.

Таким образом, каждой организации необходимо «считать» свои деньги. Именно для этого и необходимо составление различных форм отчетности, правила составления которых регламентированы законодательством. Необходимо помнить, что главная цель отчетности – дать объективное представление о состоянии дел в компании, а одной из основных ее форм является баланс. Именно он нужен для анализа состояния компании и эффективности действий менеджеров. Особенно полезен анализ баланса в динамике, т.е. по годам.

ГЛАВА 2 БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

2.1 РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Баланс - это основная форма отчетности, форма №1. Он составляется на основании данных об остатках по дебету и кредиту. Баланс является и частью бухгалтерского учета и одной из форм периодической и годовой отчетности. Он как моментальный снимок финансового состояния предприятия, на котором балансируют активы и пассивы, т.е. то, чем располагает предприятие и за счет каких источников появилось данное имущество.


Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета заканчивает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая и систематизируя их.[8] На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи могут изучить наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворить, таким образом, свои информационные потребности.

Таких пользователей можно разделить на две группы: внешние (инвесторы, кредитные учреждения и кредиторы, поставщики и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти) и внутренние (руководство, администрация предприятия). Руководители на основе данных баланса получают представление о месте своего предприятия наряду с аналогичными предприятиями, о том правильно ли они выбрали стратегию работы предприятия, следят за эффективностью использования ресурсов и принятия решений по управлению предприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудита, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансового анализа.

Внешних пользователей интересует информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества. Чаще всего их интересует не структура актива и пассива, а сведения, получаемые путем анализа этой структуры.[9]

Для ответов на свои вопросы каждый пользователь финансовой отчетности должен проанализировать информацию, содержащуюся в балансе. В зависимости от категории пользователей и целей, стоящих перед ним, анализ баланса можно осуществлять по двум следующим этапам: экспресс-анализ и детализированный анализ. Экспресс-анализ - обобщающая оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Анализируются ресурсы и их структура, результаты хозяйствования, эффективность использования собственных и заемных средств. Определяется соотношение отдельных статей актива и пассива, их удельный вес в валюте баланса, рассчитываются суммы отклонений в структуре основных статей баланса по сравнению с предшествующим периодом. Общая сумма изменения валюты баланса расчленяется на составляющие, что позволяет сделать предварительные выводы о характере сдвигов в составе активов, источниках их формирования и взаимообусловленности. Так, изменения в составе внеоборотных и оборотных активов рассматриваются в связи с изменениями в обязательствах предприятия. Результатам расчетов должна быть дана предварительная экономическая интерпретация: оценка соотношения собственных и заемных средств предприятия с позиций его финансовой устойчивости и кредитоспособности, общее заключение относительно платежеспособности и ликвидности предприятия, характеристика наметившихся тенденций изменения финансового положения предприятия, а также факторов, их определяющих.