Файл: Планирование и контроль качества продукции предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

1.3 Основные задачи планирования качества продукции на предприятии.

Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;

повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;

установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

увеличение выпуска сертифицированной продукции;

улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию Планы повышения качества должны быть, обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.


Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством.

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством ). При использовании процессного подхода в управлении предприятии применяются следующие функции: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация и др.

2. Методы обеспечения качества продукции на предприятии

2.1.Стандартизация продукции

Стандарт – в переводе с английского «норма», «мерило», «образец». Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее – требования) в целях обеспе­чения: безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандарти­зации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.


Объектами стандартизации являются продукция, работа (про­цесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому мате­риалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. Перечень нормативных документов по стандартизации, допус­каемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом «О стандартизации».

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5-92) международные (региональные) стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей (ОСТ);

стандарты предприятий (СП);

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений;

нормы и правила по стандартизации.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации (ИСО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содер­жания, устанавливаемых к нему требований, разрабатываются стан­дарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля  (испытаний,  измерений, анализа).

Правильное использование возможностей стандартизации в организации позволит повысить эффективность ее деятельности, а именно:

— снизить себестоимость производства стандартной продукции;

— увеличить цены на единицу продукции вследствие повышения ее качества;

— повысить объем сбыта в результате увеличения спроса на стандартную и более качественную продукцию;

— уменьшить количество основных и оборотных средств организации из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Требования стандартов к службе стандартизации в организации:

— ведение фонда нормативно-технической документации;

— наличие стандартного языка документирования процессов управления качеством;

— разработка технических условий на выпускаемую продукцию;


— разработка необходимых стандартов в организации;

— наличие системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно во всей организации;

— наличие подтверждения — аудита, сертификации — от третьей стороны.

2.2. Сертификация продукции

Под сертификацией продукции подразумевается процедура подтверждения соответствия продукции установленным к ней определенным требованиям: качества, безопасности и пр. Сертификация осуществляется независимыми от изготовителя или продавца организациями, аккредитованными соответствующими министерствами и ведомствами. Официальным документом, письменно подтверждающим, что сертифицируемая продукция полностью соответствует принятым или установленным государством требованиям к качеству и безопасности продукции, является сертификат соответствия. Его может выдать уполномоченный Орган по сертификации на основании имеющихся и/или подготовленных документов, в том числе: протоколов испытаний, заключений СЭС, технических описаний продукции и технических условий, уставных документов, договоров и пр.

Подтверждение соответствия продукции и оказываемых услуг установленным требованиям является одной из составляющих механизма оценки их безопасности. В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия продукции применяется еще до того, как сертифицируемая продукция поступит на рынок.

Указанная процедура может быть осуществлена самим изготовителем как декларирование соответствия, так и сертификацией, проведенной независимыми от изготовителей и потребителей органами.

В Российской Федерации в настоящее время используются обе формы подтверждения соответствия.

Для проведения сертификации конкретной продукции и подтверждения ее соответствия определенным требованиям, установленным в нормативной документации, необходимо наличие разрешительных документов и предоставление неоспоримых доказательств ее безопасности.

При декларировании соответствия изготовителем продукции доказательства безопасности собирает непосредственно изготовитель продукции, при необходимости он может привлекать для этого орган по сертификации или испытательную лабораторию.

Если документальное свидетельство о соответствии выдает независимая третья сторона, то сбор доказательств безопасности является ее задачей.


В Российской Федерации обязательность проведения подтверждения соответствия продукции и услуг устанавливается законодательными актами.

Начало практической деятельности по обязательной сертификации было положено вступлением в силу в 1992 году закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В условиях развития и открытости рынка, роста предпринимательства и существенного снижения государственного надзора и контроля в настоящее время сертификация стала эффективным способом защиты потребителей от опасной продукции. Кроме того, она способствует потребителю осознать свои права на рынке оказываемых услуг.

Правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации установлены в действующем с 1993 года законе "О сертификации продукции и услуг".

По российскому законодательству реализация потребителю большинства видов товаров невозможна без документа, подтверждающего их соответствие требованиям безопасности.

Таким образом, проведение сертификации для ряда товаров является обязательным условием их вывода на рынок с целью последующей реализации. Именно поэтому знание основ сертификации, действующей в настоящее время в стране, необходимо для организации успешной деятельности предприятий - изготовителей и поставщиков.

Основные вопросы, которые необходимо решать менеджменту предприятий в области сертификации, т.е. подтверждения соответствия выпускаемой или реализуемой продукции:

-подлежит ли продукция, производимая предприятием или поставляемая на рынок, обязательному подтверждению соответствия, т.е. обязательной сертификации?

-каким обязательным требованиям должна соответствовать эта продукция?

-какие органы по сертификации могут провести оценку и выдать сертификат соответствия?

-каковы правила и процедуры подтверждения соответствия?

-требуются ли для подтверждения соответствия продукции документы Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за этой продукцией?

-каковы права и обязанности производителя и/или поставщика сертифицированной продукции?

Соответствие продукции требованиям безопасности обязательно должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В настоящее время таких законодательных актов насчитывается более 30.