Файл: Основные модели социальной ответственности предприятия ОАО «Белшина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стремление к устойчивому и стабильному развитию является необходимым требованием к менеджменту современного предприятия, где предполагается достижение и поддержание баланса экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации[1].

Актуальность темы : Представление о социальной ответственности организации основывается на взгляде на современную организацию как часть окружения, включающего множества составляющих, от которых зависит само существование организации. Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей.

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «Белшина»

Объект исследования – социальная ответственность бизнеса.

Предмет исследования - социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «Белшина»).

Задачи исследования:

- Рассмотреть понятие и сущность социальной ответственности на предприятии.

- Изучить показатели социальной ответственности бизнеса.

-Рассмотреть концепции и модели социальной ответственности предприятия ОАО «Белшина».

- Дать рекомендации по планированию социального развития на предприятии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие и сущность социальной ответственности на предприятии

Социальная ответственность бизнеса, или корпоративная социальная ответственность, – ответственность, которую несет лидер компании за свои решения, поступки и действия перед сотрудниками, на которых эти решения распространяются.


Иначе говоря, понятие «социальная ответственность» подразумевает определенные вклады, которые несут коммерческие организации в формировании различных общественных отношений. Данные правоотношения всегда являются инициативой бизнеса и выходят за пределы установленных законом обязанностей.

Практика показывает, что бизнес, который берет на себя разного рода социальные обязательства, всегда показывает более высокие результаты в своей работе. Вкладывая инвестиции в социальную сферу, бизнес организации обеспечивают себе успешное продвижение. Хорошим примером будет нефтедобывающая организация, деятельность которой вредоносна для экологии. Организация исполняет все предусмотренные законодательством обязанности, четко соблюдает права работников, но при этом не принимает никаких мер для совершенствования общественной жизни. В обществе такая компания не будет популярной, что непременно скажется на ее развитии.

Различные социально-ответственные мероприятия, направленные на поддержание культурной жизни общества, образовательной деятельности, медицинской сферы, создают положительное мнение в обществе, расширяют горизонты для ведения бизнеса. Такая деятельность должна быть частью общей стратегии компании. Разовые мероприятия для развития бизнеса неэффективны. К примеру, кредитные и банковские организации предпочитают инвестировать в развитие культурной жизни (театры, картинные галереи). Эти мероприятия направлены на то, чтобы бренд вызывал ассоциации с культурными ценностями, представительским сегментом. Крупные корпорации вкладываются в масштабные экологические проекты, щедро инвестируют в медицину и образование. Эта деятельность направлена на развитие собственного имиджа, позиционирующегося как борьба за здоровую экологию. Непосредственного денежного результата спонсорская помощь и социальная ответственность бизнеса не приносят. В законодательстве России не предусмотрено никаких налоговых послаблений за благотворительную деятельность. Получатели спонсорской поддержки в знак благодарности присваивают различные почетные титулы своим меценатам, создают мемориальные таблички с именами благотворителей. Из чего или кого состоит социальная ответственность бизнеса Ответственный деловой партнер. Социально активная и ответственная организация всегда строит свою работу на принципах честности и открытости. Все контакты и экономические обязательства с контрагентами выстраиваются согласно этическим нормам и правилам, принятым в бизнес-среде. Иначе говоря, социально ответственный бизнес – это исключительно честный бизнес, настроенный на стабильное развитие и укрепление в своей сфере. В случае, когда организация пренебрегает честными правилами игры на рынке, ведет двойную отчетность, никакие социальные акции не улучшат ее отрицательный имидж. Ответственный работодатель. Корпоративная ответственность бизнеса в своем фундаменте закладывает максимально комфортные условия труда для своих работников. Такие компании всегда безоговорочно соблюдают нормы охраны труда, трудовое законодательство и предоставляют дополнительные меры социальной поддержки для своего персонала. Ответственный гражданин. В социально ответственном бизнесе, равно как и у социально ответственных частных лиц, всегда прозрачная налоговая и бухгалтерская отчетность, любая работа ведется в четком соответствии с требованиями действующего законодательства. Но для того чтобы деятельность компании считалась социально ответственным бизнесом, необходимо иметь активную гражданскую позицию, исполнять дополнительные функции за рамками установленных законом и нести ответственность за выполнение этих проектов. Участник социальных отношений. Коммерческие организации, претендующие на звание социально ответственного бизнеса, чаще всего проводят мероприятия, направленные на сохранение общественного благополучия, такие как поддержка детей сирот, благотворительные акции для инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.


В настоящее время тематика социальной ответственности организаций получает все большее распространение, однако данная тема является достаточно узкой и в монографиях и учебных пособиях отражается лишь частично. Также можно констатировать, что вопрос сущности социальной ответственности и перспектив ее развития является дискуссионным.

Ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм[2].

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

Социальная ответственность - это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса (согласно Гриффину Э.):

Социальная обструкция: В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.

Социальные обязательства: Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело -создавать прибыль.

Социальный отклик: Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки. Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей.


Социальный вклад: Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад.

Сегодня существуют три основных толкования концепции социально-ответственного бизнеса. Первая, и наиболее традиционная, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» еще Милтоном Фридманом в 1971 г. и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры».

Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей его статьи в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

Третью позицию представляет теория «разумного эгоизма». Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.

Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые доходы. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости[3 ].

Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности. Формальные пути включают:

1.Правовое соответствие: Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках.

2.Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п.

3.Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.


Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и являются инициативой со стороны организации.

Неформальные пути включают:

1.Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация.

2.Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы

донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия[6].

Согласно широко распространенному мнению считается, что связанная с социальной ответственностью деятельность требует больших денег и много времени. Весьма часто социальную ответственность путают с благотворительностью. На самом деле социальная ответственность организации - это непрерывный процесс, повседневная деятельность, крайне необходимая для поддержания взаимовыгодных отношений, сотрудничества и развития, и она должна составлять часть стратегической деятельности.

Развитие социальной ответственности организации можно сравнить с моральным развитием человека, когда поначалу мотивом действий или бездействия маленького ребенка является эгоцентричность, похвала или наказание, желание получить что-то от кого-то. С возрастом человек начинает все больше думать о других. Возникает желание стать членом группы важных для тебя людей, вести себя и действовать в соответствии с принятыми в их круге нормами и обычаями. Взросление и умственный процесс содействует возникновению более широкого общественного и консолидирующего измерения, включающего учет интересов общества и окружающей среды. В этом отношении можно провести параллели с организацией.

В широком смысле, предполагающем макросоциологический контекст анализа, социальная ответственность может быть интерпретирована как взаимная ответственность общественных субъектов (индивидов, групп, общностей, организаций, институтов) по отношению друг к другу, возникающая в результате их совместной деятельности и иных форм социального взаимодействия и служащая оптимизации данной деятельности или взаимодействия. В данном смысле социальная ответственность представляет как особый вид социальных отношений между социальными факторами - участниками взаимодействия, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимости исполнения взаимонаправленных обязательств и договоренностей.