Файл: МУ и задания Линейное программирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Методы оптимальных решений

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 1595

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Образец выполнения задачи 7.

Пусть матричная игра задана платежной матрицей:


В1

В2

В3

В4

А1

0

12

-1

-4

А2

1

10

-8

12

Определим нижнюю и верхнюю цену игры:


В1

В2

В3

В4

А1

0

12

-1

-4

-4

А2

1

10

-8

12

-8

1

12

-1

12

Так как нижняя и верхняя цена игры не совпадают, то не существует оптимального решения в чистых стратегиях.

Упростим игру, вычеркнув доминируемые (обеспечивающие заведомо больший проигрыш) стратегии для второго игрока:


В1

В2

В3

В4


В1

В3

В4


В3

В4

А1

0

12

-1

-4

А1

0

-1

-4

А1

-1

-4

А2

1

10

-8

12

А2

1

-8

12

А2

-8

12


Решим задачу графически.

Для первого игрока обозначим р1 – вероятность выбора стратегии А1,
р2 – вероятность выбора стратегии А2. Построим линии выигрыша для случаев, если второй игрок выбирает стратегии В3 иВ4 соответственно. Оптимальное решение – верхняя точка нижней огибающей этих прямых.


υ= –p1 – 8(1 – p1)

υ= –4p1 + 12(1 – p1)


p1 – 8(1–p1) = –4p1 + 12(1–p1)

7p1 – 8 = – 16 p1 + 12

23 p1 = 20

p1 =

p2 = 1 – =

υ* = =

Аналогично поступаем для второго игрока, только на этот раз выбираем нижнюю точку на верхней огибающей.



q1 – 4(1–q1) = –8q1 + 12(1– q1)

3q1 – 4 = – 20 q1 + 12

23q1 =16

q1 =

q2 = 1 – =

υ* = =



Решим задачу симплекс-методом. Для этого преобразуем элементы платежной матрицы, чтобы не было отрицательных элементов.



В3

В4

+8


В3

В4

А1

-1

-4

А1

7

4

А2

-8

12

А2

0

20


Запишем условия оптимальности смешанных стратегий.

Для первого игрока:

Для второго игрока:

Разделим каждое из неравенств на υ и введем замену: .

Сформулируем пару двойственных задач.

Для первого игрока:


Для второго игрока:

Решим вторую задачу симплекс-методом, приведя ее к каноническому виду:


y1

y2




y1

y4




y3

y4


y3

7

4

1


y3

7


y1

y4

0

20

1


y2

0

y2

0

z

1

1

0



z

1


z


Оптимальное решение: y1*= , y2*=, z* =.

На основе принципа двойственности найдем оптимальное решение первой задачи. Для этого составим следующую таблицу:


Прямая


x1

x2

x3

x4

x*

0

0

f*

Двойственная


y3

y4

y1

y2

y*

0

0

z*


Оптимальное решение первой задачи: x1*=, x2*=, f*=.

Найдем цену игры с преобразованной платежной матрицей и оптимальные стратегии игроков.

υ′ = 1/ f * = .

p1 = = , p2 = = .

q1 = = , q2 = = .

Оптимальные стратегии:

Цена исходной игры: υ = – 8 =




Вопросы для самопроверки:

  1. В каком случае не существует оптимального решения в чистых стратегиях?

  2. Что называется смешанной стратегией?

  3. Как в случае смешанных стратегий определяется цена игры?

  4. Что такое доминирующие и доминируемые стратегии?

  5. Сформулируйте условия оптимальности смешанных стратегий.

  6. Почему элементы платежной матрицы при решении симплекс-методом должны быть неотрицательными?

  7. как в матричных играх используется принцип двойственности?

  8. В каком случае матричную игру можно решить графически?


51