Файл: Законодательство о государственной социальной помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ГЛАВА 2. ВИДЫ И РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

2. 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" предусматривает, прежде всего, большее количество денежных выплат, получатели которых, могут расходовать их как по своему усмотрению, так и в соотношении с целями на которые она предоставлена.

В соответствии со ст.12 закона “О государственной социальной помощи” различают следующие виды её оказания, которые представлены на рис.2.1.1

Рис.2.1.1 Виды социальной помощи.

Под понятием «социальное пособие» понимается – определённые денежные суммы, безвозмездно предоставленные гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальным пособиям свойственны следующие характерные признаки:

Первое, это безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает следующее, граждане, получившие пособия, не возвращают их в соответствующий бюджет, откуда они выдавались. Из этого следует, что получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.[16,c.67]

Второе это то, что они выплачиваются в размерах, фиксированных законом.

2. 2. РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

На основании этого можно сказать что, получение малоимущими семьями и малоимущими, одиноко проживающими гражданами, социальной помощи является их сугубо личным и субъективным правом, которым они могут в любой момент воспользоваться. Российская Федерация даёт возможность всем малоимущим слоям населения воплотить в жизнь своё право на получение данной помощи.

Для того чтобы получать социальную помощь данным слоям населения, им необходимо выполнить прописанные законом определённые действия. А именно, нужно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не должен вызывает трудностей для граждан, которые рассчитывают на помощь со стороны государства. Своё бедственное положение люди подтверждают необходимым набором документов. Ответственность за необходимые сведения возлагается не на самих граждан, а на организации, которые эти документы предоставляют. Это действие серьёзно регулирует достоверность и быстроту необходимых сведений.[17,c.54]

При заполнении заявления, человек указывает данные о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии со второй главой Закона "О государственной социальной помощи" и принадлежащем ему или его семье, имуществе на праве собственности.

Сведения, предоставленные заявителем, могут быть проверены и подтверждены с помощью проведения дополнительной проверки, самостоятельно произведённой органами социальной защиты населения. Организации, в соответствии с законодательством, несут ответственность за информацию, содержащуюся в выданных ими документах.

Если, например человек преднамеренно занизит свои доходы, а так же количество имущества, которое принадлежит ему на праве собственности, то в этом случае ему будет отказано в оказании социальной помощи. Данное положение очень важно, потому что одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является её адресность и рациональное использование бюджетных средств. Если число получателей социальной помощи будет непрерывно увеличиваться, то это приведёт к тому, что денежные средства в бюджетах будут использоваться не рационально, кроме того, это может также привести к тому, что социальная помощь будет оказываться не только малоимущим слоям населения, но и иным лицам, что напрямую бы противоречило закону. Данный факт непременно приведёт и к тому, что при большом расходовании бюджетных средств, и как результат этого, нехватка денежных средств, государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

После обращения заявителя о назначении государственной социальной помощи, и предоставления им необходимых документов, ему, не позднее десяти дней в письменной форме, направляется уведомление. В случае необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования), которая проводится органом социальной защиты населения, представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган, в указанный срок, должен дать предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае, окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.[15,c.43]

В случае если граждане имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты одновременно по нескольким основаниям, установленных в одном или в нескольких федеральных законах, то ежемесячная денежная выплата устанавливается по тому, который предусматривает более высокий размер.

Данную выплату, устанавливает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда РФ, на основании федерального закона “О государственной социальной помощи”.

Граждане, у которых возникло право на выплаты, могут в любое время обратиться за ней путём подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Письменное заявление и необходимые документы, для назначения ежемесячной денежной выплаты, должны подаваться гражданами в орган Пенсионного Фонда России по месту жительства. В этом же органе, им выдаются справки, которые подтверждают их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В выданных справках указываются: категория льготника, сроки назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги, на которые гражданин имеет право.

Список необходимых документов, которые рассматривает территориальный орган Пенсионного Фонда России, установлен приложением №3 к порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата будет начисляться при отказе гражданина от получения набора социальных услуг.[19,c.14]

На основании вышесказанного, можно сделать соответствующий вывод, что для того, чтобы получать государственную социальную помощь, малоимущие граждане самостоятельно, с письменным заявлением и соответствующими документами, должны обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, которые имеют право на получение набора социальных услуг, так же самостоятельно должны подать письменное заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Мною была выбрана тема курсовой работы  «Государственная социальная помощь».  Актуальность данной темы заключается в том, что в современном Российском Государстве, право социального обеспечения основывается на новых принципах и концепциях,  а также охватывает  отношения   ранее которые находились за границами данной отрасли права.
Российская Федерация, это правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося в этом человека.  На основании  этого, Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого нацелена на создание условий, предоставляющих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение определяет одну очень важную функцию - защитную.

Предоставляя своим гражданам социальное обеспечение и помощь, Государство перед собой, прежде всего, ставит  задачу защиты,  так как защита их в сложной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем, является основным направлением социального обеспечения.

При написании курсовой работы мне очень помогли научные работы таких авторов как: Буянова М.О., Горбачева Ж.А., Захаров Э.Г., Мочульская Е.Е, Сулейманова Г.В., Шайхатдинов В.Ш. и т.д. в их трудах подробно расписан материал по интересующей меня теме.

Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ».

Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства.

Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи.

Цель курсовой работы: рассмотрение и изучение государственной социальной помощи.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

-Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.

-Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи.

-Определить характеристику видов и размер государственной социальной помощи.

Структурно курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ


1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Конституция Российской Федерации, среди законодательства о государственной социальной помощи, занимает особое место. В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором создаются условия, при соблюдении которых обеспечивается достойная жизнь граждан и развитие человека в целом. [1] Стоит подчеркнуть, что конституция РФ не является регулятором правоотношений в среде государственной социальной помощи, она даёт те принципы, на которых основывается данный вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом.

Согласно ст.39, в установленных законом случаях, каждому человеку гарантируется социальное обеспечение. В виду этого, государство предоставляет всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. В России, на базе принципов, закреплённых в Конституции РФ, а также международных договорах, принят ряд законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особую роль играет Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", принятый Государственной Думой 25 июля 1999 года. Данный закон определяет и регулирует организационные и правовые основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Также он даёт понятие государственной социальной помощи, её источники, размер и виды, порядок назначения, категорию получателей и другие важные пункты.[2] Этот важный Федеральный закон выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи, представленные на рис.1.1

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

Полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории Российской Федерации

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.


Рис.1.1.Области оказания государственной социальной помощи

Источник: Горшков А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. М: Издательство «Омега-Л», 2010

Следующий законодательный акт, регулирующий оказание государственной социальной помощи, это Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ"[3]

Данный закон даёт правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации. А также учёта при предоставлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных средств, и при осуществлении прочих мер социальной защиты граждан РФ.

Этот закон определяет назначение и величину прожиточного минимума, порядок установления и регулярность начисления потребительской корзины, учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.

Также нужно выделить Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учёта дохода и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими субъектами, и оказания им государственной социальной помощи".[5]

Данный закон указывает на виды доходов, которые должны учитываться при определении среднедушевого дохода, как начисляется среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан социальной помощи. Также, данный закон показывает, за какой период нужно учитывать доходы, и как рассчитать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего человека за нужный расчётный период.

Издание этого закона, дополняет Федеральный закон РФ "О государственной социальной помощи", потому что этот закон даёт разъяснение для органов социальной защиты населения, и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью, а не определяет порядок начисления среднедушевого дохода.[3]

Среди нормативных актов, нужно заострить внимание на Федеральном законе РФ от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации "[4]

От этого Федерального закона зависит назначение потребительской корзины для социальных групп населения России, и установление того, что потребительская корзина граждан (трудоспособное население, пенсионеры, дети) должна определяться не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённом составе и объёмах в натуральных показателях.

Можно сказать, что система законодательства о государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером правового регулирования в этой области.


1.2. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Государственную социальную помощь можно понимать в широком, и в узком смысле. Под широким смыслом понимаются денежные выплаты определённым категориям граждан, которые наиболее нуждаются в них. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Узкий смысл, понятия государственной социальной помощи, можно найти в Федеральном законе “О государственной социальной помощи”. Здесь имеются в виду определённые выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых вещей малоимущим семьям и малоимущим, одиноко проживающим гражданам.[9,c.87]

Наиболее точное определение понятия государственной социальной помощи имеет большое значение, потому что для реализации данного закона, нужно определить точный круг получателей данной помощи, а также порядок назначения, периоды и размер оказания помощи.

В наше время, согласно Федеральному закону от 17.07.99 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2013 и вступившими в силу изменениями 01.09.2013) "о государственной социальной помощи" одной из черт данной помощи является адресный характер, т.е. согласно определению конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. В этот круг могут входить только малоимущие семьи или малоимущие, одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход, по независящим от них причинам, ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.[3]

Таким образом, можно сказать, что государственная социальная помощь является инструментом граждан для реализации своих конституционных прав. Принятие Закона “О государственной социальной помощи” является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.

Сложившаяся современная экономическая ситуация даёт нам понять о необходимости повышения эффективности социальной политики и решении наиболее острых социальных проблем, поиск новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.[20,c.54]

Главные цели и задачи социальной политики представлены в таблице 1.2

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

-стремление достичь улучшения материального положения граждан, а также условия их жизни;

- обеспечить эффективную занятость населения и повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы;


- соблюдение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

-переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;

- улучшение социальной инфраструктуры.

- восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

- обеспечить справедливое распределение налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;

-стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности:

Таблица 1.2 Цели и задачи социальной политики

Источник: Голенко Е.Н., Ковалёва В. И. «Право социального обеспечения»// Е.Н.Голенко, В. И. Ковалёва с.24.. Уч. 2013г.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Р. Ф..

ГЛАВА 2. ВИДЫ И РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

2. 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" предусматривает, прежде всего, большее количество денежных выплат, получатели которых, могут расходовать их как по своему усмотрению, так и в соотношении с целями на которые она предоставлена.

В соответствии со ст.12 закона “О государственной социальной помощи” различают следующие виды её оказания, которые представлены на рис.2.1.1