Файл: Сущность и особенности организационных коммуникаций в системе управления на предприятии.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования системы организационных коммуникаций на предприятии
1.1 Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями на современном этапе
1.2 Сущность и особенности организационных коммуникаций в системе управления на предприятии
1.3 Методологические подходы к оценке эффективности организационных коммуникаций
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его производственно хозяйственной деятельности
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ГМС Насосы»
2.3 Анализ затрат и результатов при использовании маркетинговых коммуникаций в ОАО «ГМС Насосы»
Введение
Управление предприятием в современных экономических условиях, когда происходят достаточно быстрые изменения во внешней среде, — это искусство, требующее от руководителей применения новых методов управления. Одним из таких методов является управление организационными коммуникациями, или коммуникационный менеджмент. Особенно велико значение коммуникационного менеджмента в кризисных условиях, предъявляющих повышенные требования к внутренним и внешним коммуникационным взаимодействиям.
Возрастание значения коммуникаций в формирующемся сетевом информационном обществе, в том числе в последнее время и в России, свидетельствует о необходимости и важности изучения управления общественными отношениями в совокупности процессов менеджмента современных организаций.
Практически нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении, каждое общество в каждой точке пронизано рассогласованием и конфликтом, поэтому социальный конфликт вездесущ. Становится понятно, насколько высока цена умения организации достигать взаимопонимания и сотрудничества с заполняющими окружающую социальную среду контактными аудиториями, в составе которых живет, трудится, сотрудничает и конфликтует ее общественность. В соответствии с этим коммуникациями необходимо управлять. Обычно под управлением понимается целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Рассматривая базовый набор управленческих действий по отношению к коммуникациям, это означает:
- определять цели коммуникации;
- определять пути достижения этих целей;
- планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей;
- организовывать реализацию этих планов;
- координировать взаимодействие компонентов коммуникативного процесса, а также действия непосредственных исполнителей;
- контролировать процесс коммуникации с помощью обратной связи;
- корректировать процесс коммуникации по результатам обратной связи.
Совокупность представленных управленческих процедур и операций объединяется в рамках коммуникационного менеджмента, который обобщенно определяется как профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. Эта целенаправленная деятельность заключается в использовании приемов, методов, процедур, технологии, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между различного уровня общностями и индивидами, представляющими организацию и ее среду.
Задача повышения эффективности управления средними и крупными машиностроительными предприятиями является особенно актуальной, поскольку последствия экономических реформ значительно ослабили их позиции на отечественных и зарубежных рынках. Для повышения конкурентоспособности предприятий необходимо обеспечение своевременной реакции на изменение спроса, сокращение производственного и управленческого циклов, повышение надежности производственной цепочки на основе интеграции подразделений и тесного взаимодействия с поставщиками и потребителями, максимальное использование кадрового потенциала. Для достижения этих целей должны использоваться все ресурсы организации.
В настоящее время с увеличением роли информации как в развитии общества в целом, так и в экономической сфере, в частности, повышается значимость эффективного управления коммуникационными процессами - передачи информации от источника к получателю с минимальными потерями. В процессе адаптации принципов ведения предпринимательской деятельности к условиям информационного общества особое место отводится разработке новых принципов, методов и моделей управления маркетинговыми коммуникациями.
Актуальность данной темы заключается в том, что коммуникации играют важную роль в деятельности любой организации. Хорошо развитая сеть организационных коммуникаций позволяет организации находить новых партнеров, новых потребителей своих товаров и услуг. Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги организаций привлекательными для целевой аудитории. Действительно, эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации. Поэтому любой организации в ходе своей деятельности следует уделять особое внимание изучению, а также формированию эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций, для более успешного достижения своих целей.
Цель курсовой работы – анализ и совершенствование системы организационных коммуникаций на примере промышленного предприятия, а также приобретение навыков по оптимизации затрат на использование различных видов коммуникаций в системе управления предприятием.
Задачи работы:
- изучить сущность организационных коммуникаций, их основные характеристики, а также их значимость для организации;
- рассмотреть факторы, влияющие на повышение эффективности коммуникаций;
- изучить этапы эффективной коммуникации;
- провести оценочные мероприятия комплекса организационных коммуникаций в условия российской экономики;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- провести оценку маркетинговой деятельности предприятия и, в частности, системы коммуникаций;
- представить предложения по оптимизации и эффективности использования организационных коммуникаций на современном рынке.
Объектом исследования является ОАО «ГМС Насосы», на материалах которого была произведена основная работа по изучению представленной темы. ОАО «ГМС Насосы» является крупнейшим производителем насосного оборудования. Данное предприятие относится к химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Теоретической базой написания данной работы послужили учебные пособия по представленной теме ведущих отечественных и зарубежных специалистов, материалы периодической печати и статистические данные за последний период, а также обширная электронная информация, представленная на официальных сайтах.
Методология исследования включает традиционные методы анализа и синтеза, комплекс приемов маркетинговых исследований и обработку статистических данных.
1 Теоретические аспекты формирования системы организационных коммуникаций на предприятии
1.1 Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями на современном этапе
С каждым годом специалисты в сфере управления проявляют все больший интерес к организационным коммуникациям. Результаты многочисленных опросов, проведенных в Европе и США, показывают, что не только экспертами в сфере коммуникаций, но и большинством руководителей признается значительная роль коммуникаций в достижении целей организации. Так, исследование, проведенное Международной ассоциацией бизнес-коммуникаций, показало, что большинство руководителей видят связь между рыночной стоимостью компании и способностью руководства использовать внутренние и внешние коммуникации для достижения деловых целей.
Предприятия различного рода деятельности, от мелких розничных торговцев до крупных товаропроизводителей, постоянно продвигают свою деятельность к потребителям и клиентам, пытаясь реализовать несколько целей [1]:
1) информировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж;
2) убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам и маркам, делать покупки в определенных магазинах, посещать именно эти увеселительные мероприятия и т.д.
3) заставлять покупателя действовать - поведение потребителя направляется на то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.
Эти цели достигаются с помощью рекламы, продавцов, названий магазинов, оформления витрин, упаковки, рассылки литературы, раздачи бесплатных образцов, купонов, пресс-релизов и других коммуникационных видов деятельности.
Для коммерческих предприятий обычно выделяют два уровня коммуникаций [2]:
а) уровень общей коммуникации, в рамках которого разрабатывается коммуникативная политика предприятия, определяются стратегическая целевая установка и базовые инструменты осуществления коммуникаций. Организация и управление коммуникативным процессом на этом уровне возлагаются на менеджмент, высшее руководство фирмы;
б) уровень структурных подразделений, на котором принимаются решения об использовании арсенала коммуникативных инструментов. Это — подразделения рекламы, стимулирования сбыта, связи с общественностью, внутрифирменных коммуникаций, спонсорства и т.д. В задачи этих отделов входят планирование и реализация соответствующих инструментов коммуникаций в рамках принятых стратегии и тактики осуществления интегрированной концепции коммуникативной деятельности фирмы. Ответственными за выполнение задач на этом уровне являются руководители соответствующих подразделений (отделов, групп).
Коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Представление коммуникации как процесса, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя, дает возможность выделить цели коммуникаций. Они заключаются не только в убеждении и контроле, но и в общении.
Между тем в сфере организационных коммуникаций существует множество нерешенных проблем, начиная с трактовки термина «организационные коммуникации». На сегодняшний день существуют сотни определений организационных коммуникаций. На рисунке 1 приведены наиболее распространенные определения.
Рисунок 1. Основные подходы к определению организационных коммуникаций
В данной работе под организационными коммуникациями будем понимать процессы информирования и взаимодействия внутри организации и с внешним окружением, направленные на достижение целей организации (рисунок 2).
Рисунок 2. Сущность организационных коммуникаций
Анализ научных исследований в сфере организационных коммуникаций показал, что интересы ученых в основном сосредоточены вокруг следующих проблем [3]:
– оказывают ли коммуникации влияние на эффективность деятельности организации, и через какие параметры проявляется данное влияние;
– можно ли количественно оценить влияние коммуникаций на результаты деятельности организации;
– возможно ли измерение эффективности коммуникаций и создание методик, с высокой степенью достоверности позволяющих судить о качестве реализации коммуникационных процессов в организации;
– возможно ли управление коммуникациями, и каковы критерии успешного управления организационными коммуникациями;
– должен ли при этом применяться полноценный управленческий цикл;
– оправдано ли отнесение коммуникаций к стратегически значимым факторам развития организации и применение элементов стратегического управления;
– целесообразно ли создание специализированных подразделений, занятых управлением организационными коммуникациями – как внутренними, так и внешними;
– каким образом должна оцениваться эффективность деятельности подразделений, занятых управлением коммуникациями (рисунок 3).
На сегодняшний день не доказана связь между эффективностью коммуникаций и результатами деятельности организации. Существующие многочисленные методики измерения эффективности коммуникаций носят разрозненный характер, фокусируясь на измерении результативности конкретных коммуникативных мероприятий и не позволяя составить общее представление о коммуникационном потенциале организации и о его воздействии на ключевые показатели деятельности. Кроме того, коммуникации рассматриваются изолированно от целей организации и принятой стратегии, что не позволяет интегрировать управление коммуникациями в систему стратегического управления организацией.
Рисунок 3. Актуальные проблемы в сфере организационных коммуникаций