Файл: Анализ структуры налоговых обязательств и налоговой нагрузки на примере ОАО «Балтийский Банк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отметить, что налогообложения должна не только средство изъятия в денежных средств, а способ регулирования коммерческих банков. забывать, что функционирование банковской имеет принципиальное для экономики в . Цель налогообложения банков должна в том, чтобы оставались крупными, сильными налогоплательщиками, источником доходов .

От того, будут развиваться, и коммерческие банки, многом зависит прибыль, а значит и доходов федерального, и местных бюджетов.

отражаются на банков налог прибыль и отчисления внебюджетные фонды. с точки зрения регулирования банковской особое значение налог на и налог на стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т. е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер – на период 3–5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, таком подходе появиться соблазн простой оптимизации (как у банков, и у предприятий). Поэтому коммерческих банков вышеописанную систему и освобождение от доходов российский банков, полученных предоставления долгосрочных на развитие , потребует создания механизма контроля использованием долгосрочных по назначению. А на сегодняшний отсутствует. Необходимо условия, при коммерческому банку бы выгодно эти кредиты расширения производства, создания новых мест. А условия быть таковыми: банки полностью от налога прибыль, полученную предоставления долгосрочных для развития , строительного производства.


, полученные коммерческими , также освобождаются налогов, как и фонды, на жилья и соцкультбыта. этом производителям установить: полученную за счет долгосрочных кредитов налогом в течение 5 со дня в эксплуатацию производственных за счет долгосрочных кредитов ставке, уменьшенной в 2 . На таких условиях должно предоставление кредитов и предприятиям, занимающимся сельхозпродукции и продукции .

Первоочередными, с точки совершенствования системы кредитных организаций, следующие вопросы ():

– из состава и расходов, учитываемых целей налогообложения, исключить переоценку в иностранной валюте, в оплату уставных кредитных организаций;

– в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

– к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

– ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть уменьшена до 15%;

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом;

– нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

Для налогообложения кредитных организаций в наибольшей степени характерны нестабильность правового регулирования, постоянные изменения правил исчисления и уплаты налогов.


Поэтому существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков (и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли), которая стимулировала бы банки на увеличение доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Таким образом, система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т. е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).

Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

Заключение

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Коммерческие банки являются одними из наиболее крупных налогоплательщиков государства. Данное обстоятельство связано с тем, что в последнее десятилетие кредитно-банковский сектор развивался наиболее интенсивно по сравнению с другими сферами народного хозяйства и это обеспечивало большие налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

В налоговой системе страны банки занимаю особое положение, поскольку во взаимоотношениях с налоговыми органами они выступают в трех лицах: как самостоятельные налогоплательщики, как налоговые агенты, и как посредники.

Как самостоятельные налогоплательщики они уплачивают разнообразные виды федеральных, региональных, местных и прочих налогов. Банки несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

Объектом исследования в данной работе выступает ОАО «Балтийский Банк», который относится к категории финансово стабильных кредитных организаций. Одним из факторов стабильности является универсальность банка. Банк оказывает полный спектр банковских услуг. Ресурсная база формируется за счет привлеченных ресурсов и собственных средств.


На протяжении данного периода наблюдается рост налогооблагаемой прибыли банка, в связи, с чем в 2016 году, главным образом благодаря увеличению чистых доходов, та же динамика наблюдается и в 2017 году, что свидетельствует о нормализации работы банка. И если данная политика в работе банка будет продолжаться и в последующих годах, то будет наблюдаться рост налога на прибыль.

Налоговые обязательства коммерческого банка ОАО «Балтийский Банк», увеличиваются в основном за счет увеличения перечислений налога на прибыль за 2015 год сумма составила5 687,2 тыс. руб., за 2016 год равна 11 605 тыс. руб. и за 2017 год сумма перечислений 14 505,6 тыс. руб. Таким образом, общая сумма прироста составила по перечислению налога на прибыль за период 2015–2017 г. – 155%.

В 2017 году Балтийский Банк уплачивал единый социальный налог в сумме 5 403,98 тыс. руб. Динамика общей суммы налоговых платежей движется в сторону уменьшения, в результате резкого сокращения численности персонала Ярославского филиала банка.

Сумма всех налоговых обязательств в 2016 году составила25 675,22 тыс. руб. и возросла по сравнению с показателем 2010 г. на 52,5%.

Доля налога на прибыль в общей сумме уплачиваемых налогов составила в 2015 году – 33,8%, в 2016 году – 47,6%, а в 2017 году – 56,5%, что означает, что налогооблагаемая прибыль в 2017 году значительно снизилась, т. е. возросла. Наблюдается рост платы и по НДС, так за 2015 года 11,86%, за 2016 год сумма уплаты НДС 11,1% и за 2017 год равна 12,16%.

Доля налогов, уплачиваемые независимо от финансового результата за 2015 год составила 54,34%, за 2016 год равна 41,3% и за 2017 год 31,34%.

Таким образом, по проведенному анализу структуры налоговых обязательств и налоговой нагрузки ОАО «Балтийский Банк» необходимо сделать следующие выводы:

– чистая прибыль банка увеличилась;

– налоговая нагрузка увеличилась в связи с ростом чистых доходов и операции от оказания банковских услуг;

– коэффициент эффективности налогообложения увеличился за отчетный период 2015–2017 гг. что, означает рост чистой прибыли в 2,5 раза больше, чем начисленные налоговых обязательств по банку.

Коммерческие банки составляют систему, которая обеспечивает жизнеспособность национальной экономики. Налогообложение коммерческих банков – проблема чрезвычайно сложная, поскольку они являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. Существует необходимость формирования такой системы налогообложения банков, которая стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в реальный сектор экономики, позволила бы увеличить их доходы, а следовательно, балансовую прибыль, способствовала бы увеличению суммы уплачиваемых налогов, поступающих в бюджеты разных уровней.


На мой взгляд, налогообложение коммерческих банков проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Конечно, необходимо продумать систему льготного налогообложения прибыли банков, полученной от кредитования малого бизнеса, сельского хозяйства, наукоемких отраслей экономики и др.

В перспективе на 2017–2020 года приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же как и всегда – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II по состоянию от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.01.2015).
  2. Федеральный закон от 02.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 14.03.2013).
  3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ, от 10.07.2002 (ред. от 12.01.2016).
  4. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, Банка России № 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. 2005. № 19.
  5. Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. №О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // Вестник Банка России. 2011. № 21.
  6. Аксенова А.А. Основные принципы налогообложения в РФ. Сборник научных трудов научно-практической конференции: Проблемы налогообложения и экономический кризис. – М.: МЭСИ, 2012.
  7. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- М.: Магистр, 2012.
  8. Бабич Ю.А. Банковское дело: учебное пособие для вузов / Ю.А. Бабич. - М.: Экономика, 2011.
  9. Банковское дело: учебник. Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая М.: Финансы и статистика, 2010.
  10. Банковское дело: учебник для вузов. Под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д. Эриашвилию. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
  11. Банковское дело: управление и технологии. Под ред. Тавасиева А.М. М.: Юнити-Дана. 2012.
  12. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник 2-е изд., перераб. и доп. Г.Н. Белоглазова. М.: ЮРАЙТ, 2012.
  13. Баранова Л.Г. Налогообложение банков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2015.
  14. Бармина С.В. Достовалова Ю.Н. Современное состояние налогообложения банков России // СТЭЖ, 2013. - № 7.
  15. Борисов О.М. Роль налогообложения в деятельности банков // Банковское дело, 2013. - № 1.
  16. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: учебное пособие / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012.
  17. Воронин Д.В. Банковский сектор России: тенденции и перспективы развития //Управление в кредитной организации, 2014. - № 1.
  18. Гагарин П.А., Ильинова Т.А. Ответственность банков за налоговые и финансовые нарушения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013. - № 10.
  19. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебник для вузов - М.: Финансы и статистика, 2012.
  20. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право: учебное пособие / Е.Н. Евстингеев. - М.: Инфра - М, 2011.
  21. Жукова Е.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Жукова Е.Ф. - СПб.: Питер, 2012.
  22. Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы.-2013.-№3. – С.25-33.
  23. Камалиев Т.Ш. Налоговая нагрузка и методы ее расчета //Налоговый вестник,2012. № 8.
  24. Кацаев М.А. Методические основы расчета налоговой нагрузки коммерческого банка //Финансы и кредит.2011. № 18.
  25. Князев А. Особенности нового налогового года для банков // Бухгалтерия и банки, 2014, № 2.
  26. Ковалева А.М., Татаринцев А.В. Специфика налогообложения банков // Банковское право. 2012. № 5.
  27. Макаров В.Л. Новый порядок контроля обязанностей банков, предусмотренных Налоговым кодексом РФ // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013, № 9.
  28. Макаров В.Л. Налоговая политика РФ на 2014 - 2016 годы применительно к банкам // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013, № 7.
  29. Макеров И.В. Законодательное формирование ставок налогообложения банков // Право и экономика, 2013, №6.
  30. Моисеев С.Р. Специальное налогообложение банков // Банковское дело, 2010. - № 9.
  31. Муравлева Т.В. Налогообложение банков: учебное пособие.-М.:Издательство «Экзамен», 2012.
  32. Налоговый контроль за банками: границы разумного // Финансы, 2013. - № 10.
  33. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебник. Гончаренко Л.И. М.: Финансы и статистика, 2013.
  34. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебное пособие 2-е изд. Е.Б. Шувалова. М.: Дашков и Ко, 2012.
  35. Осипов Д.В. Изменения в Налоговом кодексе РФ: важное для банков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013. - № 5,6.
  36. Романова М. В. Порядок учета некоторых доходов и расходов банка в целях налогообложения прибыли // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2011. - №8.
  37. Саркисянц А. Российская банковская система: специфика развития // Бухгалтерия и банки, 2013.- № 4.
  38. Саркисянц А. Фискальная политика и налогообложение банков // Бухгалтерия и банки, 2012, № 11.
  39. Семенихин В.В. Особенности уплаты налога на прибыль банками // Налоговый вестник, 2012. - №10.
  40. Семенихин В.В. Налог на прибыль и банки, без резервов, с учетом Закона № 420-ФЗ // Налоги (газета), 2014, № 12.
  41. Смирнова Е.В. Налоговое бюджетирование в системе управления рисками коммерческого банка //Международный бухгалтерский учет, 2014, № 7.
  42. Чибинев В.М. Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений // Банковское право, 2012. - № 3.
  43. Чхутиашвили Л.В. Налогообложение коммерческих банков в условиях глобализации // Международный бухгалтерский учет, 2010. № 7.
  44. Цисарь И.Ф. Моделирование оптимальной ставки налогообложения банков // Банковское дело, 2013. - № 12.
  45. Шестакова Е.В. Налоговое планирование НДС в банке // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013. - № 10.
  46. Шестакова Е.В. Оптимизация налога на имущество банка // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2013. - № 11.
  47. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/-ONNP_2013-06-05.pdf
  48. Федеральная налоговая служба России. Официальный сайт. -[Электронный ресурс] - М.: 2014. - www.nalog.ru.
  49. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - М.: 2014. - www.gks.ru
  50. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. Режим доступа: URL: http://www.nalogi.ru/faq/detail.php?ID=1562421
  51. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». URL: http://www.sbrf.ru/moscow/ru/investor_relations/accountability/fin_reports_ifrs/.
  52. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_4.html#p5951