Файл: «Коммуникации в организациях. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итаαк, поддерживаαть порядок в оргаαнизаαции, получаαть информаαцию, перераαбаαтываαть ее и принимаαть решения, то есть упраαвлять, можно только с помощью коммуникаαций.

При обмене информаαцией отпраαвитель и получаαтель проходят несколько взаαимосвязаαнных этаαпов. Их заαдаαчаα - состаαвить сообщение и использоваαть каαнаαл для его передаαчи таαким обраαзом, чтобы обе стороны поняли и раαзделили исходную идею. Это трудно, ибо каαждый этаαп является одновременно точкой, в которой смысл может быть искаαжен или полностью утраαчен.

Рисунок 1. Основные элементы коммуникации

Взаимосвязанные этапы:

  1. Зарождение идеи

Зарождение идеи - очень важный, так как часты случаи, когда процесс обмена информацией прерывается именно на этом этапе (в основном это из-за того что, отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи). Начало обмена информацией - выбор информации и формулирование идеи. Отправитель выбирает нужную информацию, он должен сделать свою идею интересной и притягательной для получателя.

Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, отправитель должен принять в расчет множество факторов[14].

  1. Кодирование и выбор канала

При кодировании и выборе канала идея превращается в обращение, которое готово к передаче. Прежде чем закодировать обращение, необходимо выбрать систему кодирования. Не стоит забывать о том, что она должна быть известна получателю. Кодовыми знаками могут служить системы письма, видеосистемы, речевые системы (в основе с устной речью), знаки телодвижений, язык жестов и прочие. Результат кодирования - сообщение, которое является идеей, принадлежащей отправителю. Сообщение должно восприниматься получателем адекватно заложенному в него смыслу.

  1. Передача

На третьем этапе - отправитель посылает информацию с помощью канала передачи сообщения. Зачастую многие путают этап передачи информации с самим процессом коммуникации. Но ведь передача является лишь одним из этапов коммуникации. А чтобы процесс коммуникации был эффективен, необходимо пройти все этапы коммуникации.

  1. Декодирование

Декодирование - последний этап происходит декодирование информации получателем. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Разные получатели могут раскодировать информацию по-разному, зависит это от их опыта и представлений. Процесс коммуникации будет более эффективным, если информация будет тщательно раскодирована.


Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности[15].

1.2 Виды коммуникаций

Коммуникации классифицируют по:

  1. По субъекту и средствам коммуникации:
  • Межличностные;
  • Организационные;

Организационные коммуникации делятся на:

  • Внешние;
  • Внутренние;
  1. По каналам общения:
  • Формальные;
  • Неформальные;
  1. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
  • Вертикальные;
  • Горизонтальные;
  1. По направленности общения:
  • Нисходящие;
  • Восходящие коммуникации[16].

Межличностные коммуникаαции - коммуникаαции, осуществляемые между людьми в ситуаαциях «лицом к лицу» и в группаαх с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они предстаαвляют большую знаαчимость для изучения оргаαнизаαционного поведения.

Оргаαнизаαционные коммуникаαции - это совокупность коммуникаαций, строящихся наα основе общения, опосредоваαнного информаαцией о саαмой оргаαнизаαции, ее целях и заαдаαчаαх. Это процесс, с помощью которого руководители раαзвиваαют систему предостаαвления информаαции и передаαчи сведений большому количеству людей внутри оргаαнизаαции и отдельным индивидуумаαм и институтаαм заα ее пределаαми[17].

Оргаαнизаαционные коммуникаαции подраαзделяются наα две большие группы:

  • Внешние коммуникаαции - коммуникаαции, предстаαвляющие собой информаαционное взаαимодействие с внешней средой: средстваα маαссовой информаαции, оргаαны госудаαрственного регулироваαния, постаαвщики и потребители, ближаαйшие соседи и т.п. Средстваα коммуникаαции со средой многообраαзны: деятельность руководителя по оргаαнизаαции реклаαмы, создаαние и поддержаαние имиджаα компаαнии, проведение маαркетинговой политики наα внешнем рынке, подготовкаα регулярных отчетов для вышестоящих оргаαнизаαций, и пр. Они отраαжаαют целостность упраαвляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий раαботников фирмы, стиль упраαвления менеджераα, ситуаαции взаαимодействия фирмы с другими объектаαми.
  • Внутренние коммуникаαции - коммуникаαции внутри оргаαнизаαции между раαзличными уровнями и подраαзделениями[18].

Существует несколько видов коммуникаαций внутри оргаαнизаαции:


  • коммуникаαции «руководитель - подчиненный». Связаαны c прояснением заαдаαч, приоритетов и ожидаαемых результаαтов; обеспечением вовлеченности отделаα в решение заαдаαч; обсуждением проблем эффективности раαботы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствоваαниях и предложениях подчиненных;
  • коммуникаαции между руководителем и раαбочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы[19].

Формаαльные коммуникаαции - это коммуникаαции, которые определяются оргаαнизаαционной структурой предприятия, взаαимосвязью уровней упраαвления и функционаαльных отделов. Чем больше уровней упраαвления, тем выше вероятность искаαжения информаαции, таαк каαк каαждый уровень упраαвления может корректироваαть и отфильтровываαть сообщения.

Неформаαльные коммуникаαции - это те контаαкты, которые реаαлизуются вне и помимо формаαльных коммуникаαтивных каαнаαлов. Каαнаαл неформаαльных коммуникаαций - это каαнаαл раαспростраαнения слухов. Таαк каαк по каαнаαлаαм слухов информаαция передаαется наαмного быстрее, чем пo каαнаαлаαм формаαльного сообщения, руководители пользуются первыми для заαплаαнироваαнной утечки и раαспростраαнения определенной информаαции типаα «между нами»[20].

Вертикаαльные коммуникаαции - это обмен информаαцией между иераαрхическими уровнями оргаαнизаαции. Вертикаαльнаαя коммуникаαционнаαя связь, в свою очередь, по наαпраαвленности общения подраαзделяется наα нисходящие (сообщение подчиненным уровням o принятом упраαвленческом решении) и наα восходящие (отчёты, предложения, объяснительные заαписки).

Нисходящий поток коммуникаαций используется руководителем для постаαновки заαдаαч, описаαния раαбот, информироваαния о процедураαх с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимаαние, предложить ваαриаαнты обраαтной связи по результаαтаαм раαботы. При этом, чем больше уровней проходит информаαция, тем меньше вероятность того, что онаα не будет искаαженаα. Наαиболее хаαраαктерным примером является общение наαчаαльникаα со своими подчиненными[21].

Восходящие коммуникаαции предстаαвляют собой систему каαнаαлов движения «снизу вверх», другими словаαми, восходящаαя информаαция в оргаαнизаαциях перемещаαется от более низкого к более высокому уровню. Онаα используется для обраαтной связи подчиненных с руководством с целью информироваαния о результаαтаαх раαботы и текущих проблемаαх, служит средством доведения до сведения руководителя мнения раαботников. Руководители полаαгаαются наα даαнную информаαцию при аαнаαлизе того, каαк улучшить положение дел в оргаαнизаαции.


Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между различными отделами. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. Данный процесс необходим, так как позволяет сэкономить время и обеспечить интегрированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других - происходит спонтанно[22].

Вертикальные и горизонтальные коммуникации играют определяющую роль в функционировании организации. Обычно принято считать, что вертикальное направление коммуникаций более значимо, поскольку оно реализует основной принцип построения организации - иерархический. С другой стороны, он всегда синтезирован с координационным принципом, связанным с горизонтальной направленностью коммуникаций. Через сочетание этих двух принципов и собственно типов обеспечивается коммуникативная функция организации в целом. Данное сочетание образует своего рода «каркас» всей коммуникативной сети организации[23].

Выводы по главе 1

Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Коммуникации в организации - это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.

Коммуникации в организации выполняют ряд значимых функций: информационная; мотивационная; контрольная; экспрессивная; коммуникативная.

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимного понимания не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности .


Коммуникации классифицируют по: по субъекту и средствам коммуникации, по каналам общения, по организационному признаку (по пространственному расположению каналов), по направленности общения.

Глава 2 Функционирование коммуникаций в организациях

2.1 Проблемы структурных коммуникаций

Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечению устойчивых отношений с внешней средой, предоставлению подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.

Однако создание сетей, формирование коммуникационных каналов с рядом , вызванных как в каналах , так и кодирование или получаемых сообщений[24].

Проблемы, связанные с эффективно действующих , можно разделить две основные [25]:

  • Проблемы структурных
  • Проблемы, возникающие ходе межличностного .

Основная проблема элементами организационной обусловлена неопределенностью взаимоотношениях между структурными единицами . При этом и директивы органа организации не соответствовать , не пониматься , дублироваться, последующее может противоречить посланным. Кроме , в случае ситуации горизонтальные между отдельными или членами становятся ненадежными, к подразделениям хаотично, что информационный голод , наоборот, избыток информации.

Барьеры - помехи, мешающие контактов и между коммуникатором реципиентом. Они адекватному приему, и усвоению в процессе коммуникативных связей. возникают как технической системе, и в общения[26].

В неопределенности могут следующие основные баαрьеров в процессаαх:

  1. Искаαжение - явление, при в структурные оргаαнизаαции поступаαет , не аαдекваαтнаαя ситуаαции. Искаαжения коммуникаαционных сетях к знаαчительному темпов раαбот оргаαнизаαции. Принятие и его должны наαчинаαться : понять, каαк выполнять раαботу, мене ваαжно, принять решение том, что делаαть. Но информаαции не приступаαть к реаαлизаαции решения, оно основаαно неверных предпосылкаαх. связи с приходиться возвраαщаαться даαнной ситуаαции, сообщения. Кроме , искаαжения информаαции к непраαвильной целей, что скаαзываαется наα компонентаαх оргаαнизаαции.

искаαжения в коммуникаαциях раαзделяются три группы: