Файл: Экономическое значение налогов с физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Права человека неотделимы от его обязанностей. В Конституцию Российской Федерации введена норма об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 62 Конституции). Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина[1].

Самым массовым налогом является подоходный налог. Он используется, как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога.

Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2012 года он назывался подоходным налогом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2012 года введена в действие глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (до 1 января 2002 года действовала только часть 3 статьи 12 этого закона - в части продажи ценных бумаг)[2].

При этом изменилось не только название налога. С 1 января 2012 года изменились также порядок определения налогооблагаемого дохода, правила исчисления и удержания налога, определение даты получения дохода. Значительно снизились ставки налога, изменились размеры налоговых вычетов, отменены некоторые ранее действовавшие льготы и установлены новые.

На основании положений ст. 12 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге, вводится в действие и прекращает действовать на территориях этих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).


При налогообложении имущества физических лиц следует руководствоваться Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 1992 г.

Особенность правового регулирования налога на имущество физических лиц заключается в том, что представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлены полномочия лишь по установлению конкретных размеров налоговых ставок и их дифференциации в установленных пределах, а также по установлению дополнительных налоговых льгот. Между тем порядок и сроки уплаты налога установлены Законом № 2003-1.

Закон № 2003-1 является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим обложение конкретным видом налога, но не включенным в состав НК РФ.

В течение всего периода действия Закона № 2003-1 в него неоднократно вносились изменения, направленные на совершенствование налогообложения имущества физических лиц. К числу последних можно отнести изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2012 № 283-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".

Предполагается, что впоследствии налог на имущество физических лиц будет заменен местным налогом на недвижимость, принятым в рамках реформирования имущественного налогообложения в Российской Федерации.

Целью настоящей работы является рассмотрение налогов с физических лиц и их экономического значения.

В соответствие с поставленной целью задачами настоящей работы является:

  • дать общую характеристику налога на доходы физических лиц;
  • раскрыть понятие налога на доходы физических лиц;
  • выявить сущность и особенности налога на имущество физических лиц;
  • показать экономическое значение налогов с физических лиц;
  • изучить правила перечисления (уплаты) налогов с физических лиц в бюджет;
  • предложить рекомендации по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.


1. Теоретические аспекты налогов с физических лиц

1.1. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц уплачивают:

1) физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации;

2) физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, но получают доходы от источников в Российской Федерации.

Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским кодексом РФ (глава 3). К "физическим лицам" в терминах Налогового кодекса РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.11).

В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

Понятие "налоговый резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются:

- граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ;

- иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;

- иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Для этого они должны быть зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоять на 1 января 2012 года в трудовых отношениях с какими-либо организациями. Такими организациями могут быть филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в РФ свыше 183 дней.

Если иностранное физическое лицо, временно пребывающее на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и выезжает за пределы Российской Федерации до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13%, а 30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу в служебную командировку, на отдых или лечение и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году[3].


Для правильного определения срока пребывания гражданина на территории страны необходимо руководствоваться статьей 6.1 НК РФ. Согласно данной статье, течение срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Течение срока нахождения физического лица за пределами территории РФ начинается со следующего дня после его отъезда за пределы РФ.

Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина;

- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

В главе 23 НК РФ даны определения следующих понятий:

- налоговая база (ст.210);

- налоговый период (ст.216);

- налоговые вычеты (ст.218, 219, 220, 221);

- дата фактического получения дохода (ст.223);

- налоговые ставки (ст.224).

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), установленного на дату фактического получения доходов[4].

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.

Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2012 года, установлены в фиксированных суммах.


Дата фактического получения дохода - это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному[5].

Налоговая ставка по определению, данному в пункте 1 статьи 53 НК РФ, - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Главой 23 НК РФ введены четыре твердо фиксированные налоговые ставки - 6, 13, 30 и 35 процентов. Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Статья 209 НК РФ определила, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц является полученный доход. Причем для налогоплательщиков-резидентов это доход, полученный как от российских источников, так и от источников за пределами Российской Федерации. А для налогоплательщиков-нерезидентов - это только доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Со вступлением в действие второй части НК РФ для определения понятия "доход" следует руководствоваться статьей 41 первой части НК РФ. Так, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Расшифровка доходов физических лиц от российских и иностранных источников дана в статье 208 НК РФ. К российским источникам относятся:

- российские организации любых форм собственности;

- российские индивидуальные предприниматели;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства (филиалы).

К источникам за пределами Российской Федерации относятся иностранные организации, не имеющие постоянных представительств (филиалов) в России. Иностранными организациями являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации.

Виды доходов, которые могут быть получены гражданами от российских и иностранных источников, можно представить в виде таблицы 1[6].

Как мы видим, перечень доходов, которые могут получить физические лица, остается открытым. Это означает, что если трудно отнести полученный доход к перечисленным в пунктах "а"-"л", то их смело можно отнести к "иным доходам".