Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия(Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных условиях важнейшими проблемами развития любого предприятия являются: обеспечение непрерывного развития, завоевания рыночных позиций, овладение конкурентными преимуществами в перспективе. Эффективное решение этих проблем возможно за счет верно выбранного стратегического направления, грамотно разработанных конкурентних стратегий, создание стратегических планов, то есть использование стратегического конкурентного планирования.

Дестабилизирующие факторы, которые наблюдаются в последние годы, получают распространение под действием процессов интернационализации хозяйственных систем различных стран, обостряют конкуренцию на внешних рынках, что приводит к повышению значимости обеспечения конкурентоспособности как элемента системы управления предприятием.

Именно поэтому, в современных рыночных условиях эффективное управление конкурентоспособностью отечественных промышленных предприятий является главной предпосылкой обеспечения эффективной, результативной их деятельности.

Для поддержки успеха в конкурентной борьбе нужно осуществлять перманентный мониторинг, анализировать целевые рынки, позицию фирмы, позиции конкурентов, предпочтения потребителей, исследовать сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности, оптимизировать способность быстрого приспособления к динамичному рыночной среды.

Необходимо также анализ конкурентоспособности продукции и компании в целом на рынке, что позволяет определить ее позиции в отрасли и разработать или скорректировать конкурентную стратегию. Для проведения определенных мероприятий российские предприятия должны внедрять систему управления конкурентоспособностью, которая будет соответствовать опасностям внешней среды и возможностям самого предприятия.

Анализ работ зарубежных и отечественных ученых доказывает необходимость разработки эффективного аппарата управления конкурентоспособностью на отечественных предприятиях промышленного сектора и повышение степени их адаптации к условиям окружающей среды.

Цель работы - разработать конкурентную стратегию предприятия

Предмет работы - разработка конкурентной стратегии кафе «Море»

Объект работы - кафе «Море»

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
  • рассмотреть сущность конкурентоспособности и содержание системы управления конкурентоспособностью предприятия;
  • охарактеризовать этапы и уровни процесса управления конкурентоспособностью предприятия;
  • провести анализ деятельности предприятия ООО «Море»;
  • рассмотреть экономическую характеристику деятельности предприятия;
  • анализ состояния и динамики окружения ООО «Море»;
  • рассмотреть формирование конкурентной стратегии ООО «Море»;
  • разработка конкурентной стратегии ООО «Море»

Изучением вопросов конкурентоспособности предприятия изучалась такими зарубежными учеными, как М. Портер, Р. Уотермен, Т. Коно, С. Брю, Р. Фатхутдинов, Ю. Рубин, К. Макконел, И. Адизис, Й. Шумпетер, Д.Бол, С. Кхадер, а также отечественными Т. Харченко, И. Должанский, С. Шершнев, Ю. Ивановым, А. Циганюк, А. Сомов, Я.А. Анисимов, Р. Мансуровым и другими.

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности и содержание системы управления конкурентоспособностью предприятия

На современном этапе развития хозяйственных отношений предпосылкой выживания любого предприятия в условиях постоянно растущей конкуренции является его конкурентоспособность, высокий уровень которой свидетельствует о возможности обеспечения эффективного функционирования предприятия на рынке, высокая степень его адаптации к условиям рыночной среды, динамический характер которого требует закрепления за процессом управления конкурентоспособностью ведущей позиции в общем менеджменте предприятия. Для отечественных предприятий актуальным является разработка эффективного инструментария управления конкурентоспособностью, что обусловлено распространением их присутствия на рынке, повышением конкуренции, необходимости поиска конкретных конкурентных преимуществ.[1]

Сущность понятия «конкурентоспособность» рассматривается отечественными учеными по различным аспектам данного явления: как с позиции рассмотрения экономической категории «конкурентоспособность», так и в сочетании с конкурентоспособностью предприятия, конкурентоспособности товара, конкурентоспособностью отрасли и др.

Так, Харченко Т.О. определяет конкурентоспособность как обусловлено экономическими, политическими и социальными факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках.

Шершнева С. и Оборская С. указывают на конкурентоспособность предприятия, что означает его уровень компетенции, по сравнению с другими предприятиями-конкурентами, в накоплении и использовании потенциала определенной направленности и его отдельных составляющих (текущее планирование, стратегический менеджмент, ресурсы, технологии, квалификация персонала), результат которого выражается в таких показателях как доходность, производительность, качество продукции и других[2].

Рубин Ю. Б. рассматривает конкурентоспособность предприятия как его способность реально и потенциально производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым характеристикам более привлекательной, чем продукция фирм-конкурентов.


Должанский И.З. конкурентоспособность предприятия - это его способность достаточно эффективно использовать собственные и заемные ресурсы, учитывая конкуренцию на рынке.

В работе Коно Т. под конкурентоспособностью предприятия понимается совокупность таких характеристик, как доля предприятия на рынке, способность к производству, сбыту и развитию, умение менеджмента компании реализовывать поставленные задачи.

С точки зрения Яшина Н. С. конкурентоспособностью предприятия есть возможность, а также динамика его адаптации к условиям рыночной конкуренции.

Как видно из вышеприведенных определений, акцент делается на различных компонентах данного понятия - на внутренний и внешний деятельности самого предприятия, на товаре и его характеристиках, или на эффективности в сравнении с конкурентами одного рыночного сектора, на котором находится компания.

Учитывая недостатки приведенных определений можно сказать, что конкурентоспособность предприятия - это способность субъекта хозяйствования накапливать и эффективно использовать внешние и внутренние ресурсы, при учете влияния факторов экзогенного среды, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получение долгосрочных преимуществ над конкурентами.

Главным признаком конкурентоспособности является расширение сущности содержания, которое оно включает, до уровня глобального экономического пространства, где существует значительное количество факторов внешнего воздействия и конкурентов.

Таблица 1

Специфические признаки конкурентоспособности

Признак конкурентоспособности

Характеристика признака

Изменение методов оценки

Новое измерение конкурентоспособности предприятий требует трансформации методов ее оценки для более полного соответствия результатов требованиям конкурентного рынка

Скорость технологического обновления

Процессы становления единого экономического пространства приводят не только к повышению мобильности ресурсов, а также к росту темпов внедрения инноваций, заставляет предприятия достигать конкурентоспособности путем постоянного технологического обновления

Создание новых методов
управления

Для повышения уровня конкурентоспособности возникает
потребность в разработке новых методов управления, которые позволят учитывать новые факторы конкурентной среды и ускорять скорость управленческих решений

Изменение критериев адаптации

Необходимость создания механизма адаптации и подборка новых критериев


Субъектом управления конкурентоспособностью является в целом система управления предприятием, то есть круг лиц, деятельность которых направлена на реализацию целей управления. К ним относятся владелец организации, высший управленческий персонал, линейные менеджеры подразделений предприятия, менеджеры-специалисты, привлекаемые извне к управлению конкурентоспособностью (например, через консалтинговые фирмы), органы государственного или ведомственного управления.[3]

Объектом управления конкурентоспособностью предприятия является технико-экономический процесс, который формирует необходимый уровень конкурентных преимуществ. Также, объект рассматривают как систему взаимосвязанных элементов внутренней среды фирмы, конкурентов и потребителей, объединенных в ходе решения задачи по обеспечению конкурентных позиций и наращивания конкурентных преимуществ.

Исходя из того, что целевыми величинами формирования конкурентоспособности является прибыль, рост и развитие, управление конкурентоспособностью должно включать в себя прежде всего средства и методы достижения запланированных значений показателей с помощью совокупности ресурсов фирмы. Также, в эту систему входит сегментирования рынка и отбор целевого рынка, оценка уровня конкурентоспособности фирм конкурентов, оценка собственного производственного, технического, финансового и др. потенциалов, определение конкурентных преимуществ и недостатков продукции, выпускаемой предприятием.[4]

Структура управления конкурентоспособностью основывается на оценке ее эффективности в данный период функционирования предприятия и включает следующие группы элементов:

1. Группа элементов оценки конкурентоспособности:

- Формирования списка конкурентов отрасли;

- Сбор данных о конкурентах и анализ собранной информации;

- Подбор показателей оценки;

- Анализ уровня конкурентоспособности по показателям оценки.

2. Группа элементов управления конкурентоспособностью:

- Принципы управления;

- Стратегия и тактика менеджмента;

- Программы повышения конкурентоспособности;

- Реализация программ

На рисунке (приложение А) изображен механизм управления конкурентоспособностью предприятия. На внутреннюю среду предприятия влияют факторы внешней среды, при этом факторы внутреннего влияют на весь процесс управления. Структурными элементами механизма является субъект управления, объект управления и средства воздействия субъекта на объект, которые включают в себя цели и задачи управления, методы и инструменты управления, производственный, финансовый и маркетинговый менеджмент. При этом каждый из видов менеджмента включает свои собственные инструменты управления.[5]


Главной проблемой в управлении конкурентоспособностью выступает проблема повышения конкурентоспособности предприятия, которая требует решения ряда задач при формализации методологии управленческих решений.

Ученые выделяют несколько методологических задач решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятия:

- формирование параметров и критериев конкурентоспособности и показателей их измерения;

- разработка методов оценки конкурентоспособности;

- формирование методики создания алгоритма повышения конкурентоспособности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью реализовывать имеющийся потенциал и оценивается по целому спектру параметров, учитывающие многовекторность факторов влияния рыночной среды и позволяют определить преимущества и недостатки предприятия по сравнению с его конкурентами в данном рыночном секторе[6].

В целом понятие конкурентоспособности обязательно учитывает взаимодействие внутренней среды предприятия с внешней, что является основным фактором определения позиции компании по сравнению с конкурентами. Только после анализа сред возможно формировать любые решения, целью которых является повышение эффективности деятельности. необходимо также учитывать, что целью управления конкурентоспособностью достижение стратегической цели существования предприятия посредством создания и использования долгосрочных конкурентных преимуществ, так конкурентоспособность должна учитывать количественные методы оценки позиции фирмы по отношению к конкурентам отрасли, которые позволят выделить данные конкурентные преимущества.

1.2 Этапы и уровни процесса управления конкурентоспособностью предприятия

Эффективность системы управления конкурентоспособностью также зависит от организации данного процесса на предприятии. Механизм управления осуществляется поэтапно, что позволяет управлять процессом на всех его уровнях. Соблюдение этапов процесса управления конкурентоспособностью является очень важным, поскольку они учитывают все меры по разработке конкурентных преимуществ и внедрение системы их оценки для дальнейшей корректировки. Базой для формирования перспектив является эффективная структура процесса управления конкурентоспособностью, которая включает в себя те меры, которые смогут защитить предприятие от негативных факторов глобальной среды и найти перспективные пути развития предприятия и повышения его общей конкурентоспособности[7].