Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические основы антимонопольного законодательства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенные поправки в Закон о конкуренции 1991 г. были внесены в 2002 г. и в значительной степени вывели малый и средний бизнес из-под опеки чиновников.

На настоящем этапе венчает развитие антимонопольного законодательства Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции»,[6] вступивший в силу 26 октября 2006 г., который обозначил новые тенденции отечественного антимонопольного законодательства. Они затронули как содержательную, так и юридико- техническую стороны этой сферы правового регулирования и связаны с усилением функциональности и эффективности правовых норм о конкуренции. Среди них наиболее ярко выраженной является тенденция унификации антимонопольного законодательства. По замыслу разработчиков Закона о защите конкуренции он должен устранить недостатки ранее действовавшего антимонопольного законодательства, адаптировав регулирование конкурентных отношений к реалиям российской экономики.

Несмотря на то, что новый закон о защите конкуренции во многом превзошел ранее действующие законы, назвать его совершенным нельзя. Об этом свидетельствуют постоянно вносимые в него изменения и дополнения.

1.3 Сущность и состав антимонопольного законодательства

В свою очередь, на наш взгляд, необходимо пояснить сам термин «антимонопольное законодательство». Данное понятие использовалось в Законе о конкуренции еще с марта 1991 г., однако его легальное определение появилось лишь в мае 1995 г. (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Тогда в его состав включалась Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации). Тем самым в ст. 1.1 указанного Закона термин «законодательство» понимался в широком смысле. В него включались как законы, так и другие нормативные правовые акты. В принципе это не противоречило Конституции РФ, которая в ст. 71-72 и ст. 105 различает термины «закон» и «законодательство». Однако такая трактовка отличалась от усилившейся к тому времени тенденции узкого понимания законодательства (например, п. 2 ст. 3 ГК РФ или ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Именно поэтому в октябре 2002 года законодатель, учитывая особую значимость конкурентного права для рыночных отношений, решил распространить эту тенденцию на антимонопольное законодательство и включил в его состав лишь федеральные законы, регулирующие отношения, предусмотренные в ст. 2 Закона о конкуренции на товарных рынках.


По своему уровню антимонопольное законодательство было и остается федеральным. Это связано с тем, что п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Если какой-либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, касающийся защиты конкуренции, противоречит федеральному Закону о защите конкуренции, то на основе положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подлежит применению федеральный закон о защите конкуренции.

До включения в Закон о конкуренции на товарных рынках легального определения понятия «антимонопольное законодательство» в отечественной юридической литературе высказывались различные точки зрения относительно определения состава антимонопольного законодательства.[7]

1. Антимонопольное законодательство состоит из конституционных норм о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства (законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках и банковской деятельности, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования анти­монопольного характера).

2. Антимонопольное законодательство включает в себя перечисленные выше положения Конституции Российской Федерации и законодательные акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики и о поддержке малого предпринимательства).

3. Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и все гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивается такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.

На сегодняшний день существует также несколько точек зрения относительно трактовки термина «антимонопольное законодательство».

Так, по мнению К. Ю. Тотьева,[26] антимонопольное законодательство следует рассматривать как динамичную систему федеральных законов, которые:


1) направлены на обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности на территории России и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

2) регулируют разнообразные отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках (включая отношения, связанные с воспроизводством и поддержкой добросовестной конкуренции, предупреждением, ограничением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции);

3) включают правила о предотвращении и пресечении отрицательных последствий для конкуренции на товарных рынках в России.

Антимонопольное законодательство призвано урегулировать отношения как между участниками предпринимательской деятельности, так и между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на всей территории Российской Федерации.

В то же время, по мнению Е. П. Губина и П. Г. Лахно, под антимонопольным законодательством понимают совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, а также предупреждения и преследования монополистической деятельности

Что касается легального определения антимонопольного законодательства, то оно дано в ч.1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, а именно: «антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона».[7]

Акты антимонопольного законодательства действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы главы 1 Конституции РФ. Поддержка конкуренции - наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Конституцию РФ не могут быть внесены изменения и дополнения.

Применительно к частноправовым отношениям указанный запрет конкретизирован в ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ, где не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением.


С точки зрения публичных интересов непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закрепленные в ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т. п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.

Анализ конституционных положений показывает, что Конституция РФ рассматривает поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы экономической деятельности в допускаемых законом границах.

Антимонопольное законодательство, основываясь на Конституции Российской Федерации, взаимодействует с другими нормативными актами.

Среди них важное место занимают акты гражданского законодательства (прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации). Дело в том, что антимонопольное и гражданское законодательство имеют схожий предмет регулирования:

1) отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

2) отношения с участием таких лиц.

Из этого вытекает возможность и необходимость их взаимодействия по самому широкому кругу юридических ситуаций.

Гражданским кодексом РФ также предусмотрены правовые последствия нарушения требований антимонопольного законодательства, в виде возмещение ущерба (ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ). Данная форма гражданско-правовой ответственности стала уже традиционной в сфере антимонопольного регулирования. [2]

Другим важнейшим инструментом взаимодействия Закона о защите конкуренции им гражданского законодательства служат их общие поня­тия. В блок таких понятий входят традиционные категории гражданского права, содержащиеся в ГК РФ и используемые в настоящее время в Законе о защите конкуренции. В состав этого блока следует включить:

1) понятия, характеризующие субъектный состав регулируемых отношений в соответствии со ст. 1 7 - 1 2 3 ГК РФ: «юридические лица», «физические лица», «коммерческая организация», «некоммерческая организация», «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «индивидуальный предприниматель»;


2) понятия, относящиеся к различным видам объектов гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ: «акции», «доли», «работы», «услуги», «информация», «результаты интеллектуальной деятельности», «исключительные права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг»;

3) понятия, касающиеся юридически значимых действий хозяйствующих субъектов и правоотношений с их участием: «сделки», «договоры», «заключение договора», «условия договора», «цена».

Все три перечисленные выше группы общих понятий антимонопольного и гражданского законодательства описывают различные элементы юридических фактов. Однако ими круг понятийного аппарата, общего для антимонопольного и гражданского законодательства, не ограничивается.

Проведенный на основе законодательства, судебной практики и доктрины анализ позволяет выявить следующие тенденции взаимодействия понятийного аппарата антимонопольного и гражданского законодательства.

Во-первых, с 1991 г. прослеживается очевидная тенденция взаимопроникновения (диффузии) понятий антимонопольного и гражданского законодательства. Результатом такой диффузии стала тесная связь условий применения правовых норм и соответствующих правовых последствий.

Новый Закон о защите конкуренции закрепил эту тенденцию нормативно, указав в ч. 1 ст. 2, что антимонопольное законодательство основывается на ГК РФ.

Во-вторых, категории Закона о защите конкуренции позволяют наполнить конкретным содержанием общие понятия ГК РФ и использовать их для применения необходимых правовых последствий. В частности, речь идет о понятиях «злоупотребление правом» и «использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции» (ст. 10 ГК РФ). Судебная практика показывает, что понятия антимонопольного законодательства, применяемые в ГК РФ (в частности, в п. 1 ст. 10), являются не автономными (как, например, классические категории «юридическое лицо» или «договор»), а зависимыми (их содержание напрямую зависит от легальных определений, содержащихся в Законе о защите конкуренции).

В-третьих, с помощью понятийного аппарата антимонопольного законодательства формируется аргументация, позволяющая обосновать отказ в защите тех или иных субъективных прав по п. 2 ст. 10 ГК РФ. Как свидетельствует арбитражная практика, ссылки на конкретные положения антимонопольного законодательства в ходе судебного процесса подкрепляют тезис о необходимости применения этого правового последствия.