Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наше государство всегда было нацелено на создание правомерных налоговых отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Сохранение такого равновесия позволяет пополнять бюджет страны по всем уровням. При этом государство и рыночные отношения выступают основными инициаторами возникновения и развития налоговой системы. Поскольку налоги дают государству мощный инструмент не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, решения широкого круга социальных проблем общества, регулирования процесса общественного воспроизводства.

Целью деятельности любой организации является увеличение прибыли всеми возможными способами, в том числе посредством применения легальных схем налоговой оптимизации, на основе проведения и изучения анализа налоговой системы в Российской Федерации. Поэтому предпринимательская деятельность подвергается пристальному вниманию со стороны контролирующих органов. Для того, что бы свести к минимуму риск попадания в поле зрения инспекторов налоговой службы, каждая организация должна усилить систему внутреннего контроля соблюдения всем норм налогового законодательства. Для этого в первую очередь необходимо непрерывно следить за изменениями, вносимыми чиновниками в действующие законы и нормативные акты.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли организаций и индивидуальных предпринимателей, а получение максимальной прибыли это основная цель любой предпринимательской деятельности.

Кроме того, своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия.

Актуальность темы исследования обусловила цель курсовой работы - рассмотреть особенности исчисления, формирования отчетности и уплаты организацией налога на добавленную стоимость

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

  • Изучить экономическую сущность налога на добавленную стоимость;
  • Охарактеризовать объекты обложения НДС;
  • Изучить систему начисления и возмещения НДС ,
  • Изучить сроки уплаты налога на добавленную стоимость,
  • Рассмотреть порядок синтетического и аналитического учета налога на добавленную стоимость,
  • Рассмотреть систему формирования отчетности по НДС.

Объектом исследования выступает система налогообложения НДС. Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем соблюдения законодательных норм обложения налогом на добавленную стоимость.

Теоретической и методологической базой работы являются Налоговый кодекс Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы упрощенной системы налогообложения, научные труды преподавателей кафедры «Налоги и налогообложения» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, статьи периодических изданий, Система правовой поддержки «Консультант Плюс», информационные ресурсы официальных сайтов сети Интернет.

ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПРАКТИКА ЕГО ВЗИМАНИЯ В РФ

1.1. Назначение и объекты обложения налогом на добавленную стоимость

Налоговая система в Российской Федерации была создана в 1991 г. Практически с нуля. Тогда в декабре 1991г. был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы определили перечень поступающих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Кроме того, также были установлены категории плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы неоднократно вносились изменения и дополнения.[1]

Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира.

Налог на добавленную стоимость (НДС) можно представить виде определенной формы изъятия в пользу государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения. Другими словами добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.


Впервые в России НДС был принят в 1992 году и фактически заместил два налога: налог с продаж и налог с оборота, действовавшие ранее. Таким образом, НДС считается косвенным налогом, т.к. сумма налога сходит в состав цены товара и фактически его платит конечный потребитель. По своей сущности этот налог не на предприятие, а на потребителя, предприятие играет роль сборщика налога.

Налог на добавленную стоимость по сумме налоговых поступлений в бюджет занимает одно из ведущих мест в налоговой системе России. Порядок взимания НДС в России схож с механизмом, действующим в большинстве западных стран: налог взимается каждый раз при совершении акта реализации, до тех пор, пока товары (работы, услуги) не дойдут до своего конечного потребителя.

Упрощенно схему поступления налога в бюджет можно представит в виде схемы на рисунке 1.

Рис. 1. схема расчета НДС

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый учет НДС:

  • Налоговый кодекс РФ (глава 21);
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ;
  • Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ статус юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

В соответствии с законодательством в качестве объектов обложения этим налогом определены все обороты по реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.

В облагаемый оборот включается стоимость реализованной продукции (выручка от реализации), исчисленная без включения в нее налога на добавленную стоимость, а также обороты: внутри предприятия для нужд собственного производства; по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги); по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам; по реализации предметов залога.

НДС определяется установленным процентом от облагаемого оборота. По товарам, с которых взимаются акцизы, в облагаемый оборот включается и сумма акцизов.

Реализуя свои товары (работы, услуги), предприятия включают их в стоимость НДС, определенный процентом от облагаемого оборота (выручки от реализации). В результате полученная предприятием выручка содержит и налог на добавленную стоимость по реализованной продукции - так называемый «НДС начисленный».


К преимуществам НДС относятся механизм его взимания (при каждом акте купли-продажи), обеспечивающий немедленное поступление налога в бюджет. Кроме того, как всякому косвенному налогу ему присуща высокая налоговая дисциплина, что приводит к меньшим экономическим нарушениям.

Наряду с этим налогу присущи и некоторые негативные стороны. При отсутствии на рынке достаточной товарной массы, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство страны, данный налог усиливает инфляцию, приводя к дополнительному повышению розничных цен.

1.2.Налоговые ставки и льготы по НДС

Ставки НДС в период действия налога периодически менялись. Первоначальная ставка НДС, установленная при его введении в действие в 1992 году составляла 28% и была выше, чем в большинстве стран.

В настоящее время действуют следующие ставки НДС: 0%, 10%, 18%

На рисунке 2 представлен перечень налоговых ставок НДС, применяемых в Российской Федерации с пояснениями их применения.[2]

Рис.2.Налоговые ставки НДС в Российской Федерации

В течение всего периода существования налога на добавленную стоимость перечень льгот, предоставляемых налогоплательщикам, постоянно видоизменялся. Общее число льгот достаточно велико, поэтому их можно сгруппировать, положив в основу тот или иной признак.

1. Льготы, предоставляемые предприятиям отдельных видов производства и отраслей (услуг городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси); услуг, профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, и пр. указанные в ст. 149 НК РФ.).

2. Экспортно-импортные операции не облагаются НДС (экспортируемые товары, работы и услуги; услуги по транспортировке, разгрузке, погрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ; а также некоторые виды импортируемых товаров, ввозимых на территорию РФ).

3. Не облагаются НДС товары, работы и услуги, имеющие социальную направленность (сфера жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и культура)

4. От НДС освобождаются товары и работы, которые предназначены для ускорения научно-технического прогресса; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также патентно-лицензионные работы, услуги (кроме посреднических), а также получение авторских прав, участники инновационного проекта "Сколково".


5. Прочие товары и услуги, предусмотренные ст. 149 НК РФ.

6. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 000 000 рублей. Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.[3]

Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым и закрытым для всей территории РФ. Другими словами органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права расширять или сокращать перечень льгот по налогу на добавленную стоимость, которые предоставлены плательщикам федеральным законодательством.

Обязательным условием для применения льгот является раздельный учет затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, освобожденных от НДС и облагаемых данным налогом.

1.3. Порядок исчисления налога в бюджет

При исчислении налога на добавленную стоимость следует руководствоваться главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Согласно НК РФ плательщиками НДС признаются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых возложена обязанность по уплате данного налога.

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по каждой ставке.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения и совершенным в налоговом периоде.

Налогоплательщик при реализации товаров дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС. При реализации товаров продавец обязан в 5-дневный срок со дня отгрузки товара выставить покупателю счет-фактуру. Счет-фактура является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.