Файл: Транспортный налог ( Основы налогообложения транспортных средств в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее транспортные средства), которые зарегистрированы в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, также моторные лодки, с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, которые находятся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, котроые зарегистрированы в Российском международном реестре судов


Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных cредствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные cредства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.


Сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных cредств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В соответствии с федеральным законодательством, транспортный налог не взимается со следующих видов транспортных средств:

1. Легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов а также обычные автомобили c двигателем мощностью менее 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;

2. Автомобили Минобороны России, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3. Транспортные средства, находящиеся в розыске. (Для освобождения от уплаты налога владелец транспортного средства должен представить в налоговую инспекцию справку из милиции о том, что автомобиль угнан и находится в розыске. В данной справке должна быть указана дата обращения в органы милиции).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налоговая декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Налогоплательщик заполняет и включает в свою декларацию только те листы, которые ему необходимы.
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц с проставлением номера, начиная со второй страницы. Каждая страница декларации (за исключением страницы 1 титульного листа декларации), представляемая организацией, после слов "достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" должна быть подписана одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации с указанием даты подписания.


В верхней части каждой страницы декларации проставляется ИНН/КПП организации.
 


Глава 2. Роль транспортного налога в налоговой системе РФ и РД

В cложившейся экономической ситуации поступление региональных налогов имеет большое значение. Одним из существенных источников пополнения регионального бюджета является транспортный налог.
За 2009 год в целом по РФ начислено 70,9 млрд. руб., собрано 62,0 млрд. руб., в том числе по физическим лицам начислено 51,7 млрд. руб., собрано 42,7 млрд. руб. 
Аналогичные данные за 9 месяцев 2010 года, с учётом срока уплаты транспортного налога соответствующие годовым: в целом по РФ начислено 83,0 млрд. руб., собрано 64,0 млрд. руб., в том числе по физическим лицам начислено 65,5 млрд. руб., собрано 47,6 млрд. руб. 
Транспортный налог также является региональным налогом, доля которого в налоговых и неналоговых доходах бюджетов субъектов Российской Федерации на 01.11.2010 г. составила 1,7% и увеличилась на 0,6% по отношению к аналогичному периоду 2007 года. По доли в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ он занимает 8 место.
На 01.11.2010 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило транспортного налога на сумму 68,6 млрд. рублей, что на 24% выше аналогичного периода прошлого года. В 2009 году поступление транспортного налога составило 62 млрд. рублей (выше на 16,8% уровня 2008 года).
Максимальный темп роста по транспортному налогу за 2009 год был достигнут в Воронежской области и Республике Ингушетия (увеличение составило в три раза). Увеличение транспортного налога в два раза составило в Тамбовской области, Республике Северная Осетия - Алания, Костромской области. 
Наибольшее снижение по транспортному налогу сложилось в Ульяновской области (с падением к 2008 году на 37,6%), Республике Марий Эл соответственно на 34,1%, Владимирской области на 21,8%, г. Москва на 11,7%. Всего же снизились поступления по транспортному налогу в девяти субъектах Федерации.
В 2009 году, поступление транспортного налога с физических лиц составило 42,7 млрд. рублей (выше на 20,1% уровня 2008 года). Доля данного вида налога в транспортном налоге в 2009 году составила 69% и увеличилась на 8% к уровню 2007 года.
Максимальный темп роста, по транспортному налогу с физических лиц за 2009 год был достигнут в Воронежской области (увеличение составило в 6,5 раза), Тамбовской области и Костромской области соответственно в 3,5 раза. Наибольшее снижение по транспортному налогу с физических лиц сложилось в той же Ульяновской области (с падением к 2008 году на 64%), Республике Марий Эл соответственно на 50%.
Разница между поступлением транспортного налога на душу населения в субъектах РФ достигает 66 раз. Максимальное поступление налога в 2009 году зафиксировано в Ханты-Мансийском автономном округе – 1 327,8 рублей на одного жителя, минимальное значение в Чеченской Республике – 20 рублей, где поступление транспортного налога за 2009 год составило лишь 25,4 млн. рублей на 1 268 тыс. человек. 
В соответствии с зaконами Ханты-Мансийского автономного округа и Чеченской Республики в 2009 году для автовладельцев (физических лиц) на легковые автомoбили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.) налоговая ставка по Ханты-Мансийскому автономному округу составляла 15 рублей, по Чеченской Республике - 5 рублей за каждую лошадиную силу; от 100 л.с. до 150 л.с. – 21 и 10 рублей соответственно; от 150 л.с. до 200 л.с. – 30 и 15 рублей; от 200 л.с. до 250 л.с. – 45 и 25 рублей, свыше 250 л.с. – 90 и 45 рублей.
Для сравнения в 2009 году для автовладельцев (физических лиц) на легковые aвтомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.) налоговая ставка по Республике Северная Осетия-Алания составила – 5 рублей, в Краснодарском крае и Республике Адыгея автовладельцы платили по 10 рублей, в Кабардино-Балкарской Республике - 7 рублей.
Поступление транспортного налога до 100 рублей на одного жителя составило всего в 6 субъектах РФ (кроме Чеченской Республики это – республики Дагестан и Ингушетия (21,1 рубль и 25,6 рублей на одного жителя соответственно), Кабардино-Балкарская Республика (44,2 руб.), Республика Тыва (75,5 руб.), Карачаево-Черкесская Республика (77,8 руб.)).
Следует отмeтить, что это все высокодотационные субъекты Федерации, у которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в доходах консолидированного бюджета субъекта за 2009 год соответственно составила 90%, 75%, 89%, 52%, 78%, 67%.
Что касается транспортного налога с физических лиц, то ситуация здесь не лучше. Дифференциация между поступлением данного вида налога на душу населения в субъектах Федерации достигла 87 раз. 
Максимальное поступление транспортного налога с физических лиц в 2009 году зафиксировано в г. Санкт-Петербург – 866,1 рублей на одного жителя, минимальное значение в Республике Дагестан – 9,9 рублей.
Таким образом, в результате маневренности транспортного налога в отношении ставок и льгот одни субъекты Федерации собирают транспортный налог, а другие нет.
Как мы видим, имеются серьёзные проблемы с собираемостью транспортного налога, особенно с физических лиц. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить то, что начислено, с тем, что фактически собрано. Граждане хоть и пассивно, но сопротивляются этому несправедливому налогу.



Справочные данные о поступлениях транспортного налога в бюджет РД в 2010 году: всего поступило 402095 тысяч рублей (в том числе 272366 тысяч рублей – поступления от физических лиц, 129729 тысяч рублей - поступления от юридических лиц). Начислено всего 432817 тысяч рублей (в том числе 299138 тысяч рублей - физические лица, 133679 тысяч рублей - юридические лица). 
Благодаря активной информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками в 2010 году выросло поступление транспортного налога с физических лиц на 27%. Дополнитeльно в бюджет республики привлечено почти 58 млн. руб. Уровень собираемости начисленного налога вырос на 3 процентных пункта и достиг 91%, тогда как в среднем по России, в силу специфики взыскания налога с физического лица собирается лишь 77% от подлежащего к уплате транспортного налога. 
Дагестанские чиновники тоже ищут способы затыкания бюджетных дыр — одним из них станет увеличение налогового бремени для физических лиц и предприятий. Осенью парламeнт Дагестана продолжит обсуждение проекта республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О транспортном налоге”». 
Внесение изменений в действующий закон, по мнению разработчиков поправок, было обусловлено необходимостью пересмотра ставок транспортного налога. 
Так, в Республике Дагестан, налоговые ставки не менялись с 2004 года, когда в других регионах Южного федерального округа транспортный налог был увеличен. Минимальные транспортные налоги были установлены властями Ингушетии, Республики Дагестан и Чеченской Республики.
По мнению дагестанских чиновников, с момента последнего увеличения транспортного налога, зарплата дагестанцев значительно выросла и они в состоянии платить больше за свои автомобили, на сегодняшний день не был проведен мониторинг по категориям граждан, подпадающих под действие закона. 
Нередки случаи, когда грузовой автотранспорт и дорогие иномарки в целях ухода от налогообложения оформляются на инвалидов и пенсионеров. В старой версии закона были и другие возможности для недобросовестных граждан, поэтому следует учесть все эти проблемные моменты, во избежание повторения ошибок. 
Одним из способов искоренения данной проблемы является введение ограничений: так, предлагается лимитировать установленную льготу инвалидам всех категорий и пенсионерам, имеющим автомобили, предоставляя им льготу только на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (л. с.). 
Подобная мера была принята и активно используется многими субъектами ЮФО. Принятие данного проекта закона позволит увеличить поступление транспортного налога в казну местных бюджетов.
Стоит также отметить, что поправки были приняты на рассмотрение в Народное собрание Дагестана еще до заявлений министерства финансов и прошли лишь в одном чтении. Таким образом, не исключено, что проект республиканского закона будет вновь корректироваться — теперь на основании предложений Минфина. Правда, неизвестно в чью пользу: автомобилистов или республиканского бюджета?
Ссогласно проекту республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан “О транспортном налоге”» (если он пройдет остальные чтения в НС) планируется увеличение транспортного налога для жителей республики в два раза. 
Таким образом, владелец автомобиля, мощность которого не превышает 100 л. с., будет платить 8 рублей за л. с. (сейчас чуть больше 4 рублей). У кого машина с двигателем помощнее — от 100 до 150 л. с., будет платить 10 рублей за л. с. Автомобили до 200 л. с. обойдутся его владельцу в 15 рублей за каждую лошадиную силу и т. д.
Так, за суперпрестижный «Бентли Континенталь» мощностью 560 л. с. владелец будет платить более 30 тыс. рублей в год, за Toyota Land Cruiser Prado (249 л. с.) — около 5 тыс. рублей, за ВАЗовскую «девятку» (80 л. с.) — 640 рублей. Наконец, владелец миниaтюрной «Оки» (35 л. с.) заплатит за свое скромное авто 280 рублей. 
Как утверждает экспeрт одной из дагестанских страховых компаний, повышение налоговых ставок может привести к тому, что станет еще более популярным один из способов уйти от налoгов — это снятие автомобиля его владельцем с учета. Как следствие, информация о наличии у человека автомобиля не поступает в налоговую службу. 
Конечно, это нарушение законных норм, которое также грозит штрафом. Однако для владельца дорогой иномарки, за которую он должен каждый год платить немаленький налог, штраф в размере 100 рублей куда выгоднее. 
Есть еще и другая схема ухода от налога, о которой говорили дагестанские парламентарии, — оформление транспорта на льготника. Так, по мнению эксперта, удвоение налоговой ставки на транспорт еще больше усугубит ситуацию с такими нарушениями. 
Данные о количестве автомобилей расходятся. В Махачкале, по сведениям республиканского управления ГИБДД, число зарегистрированных единиц транспорта превышает 55 тысяч, а с учетом тех, кто по различным причинам не поставил свое авто на учет, — намного больше. 
Зато по данным налоговых служб, все выглядит намного скромнее — 25300 владельцев машин в г.Махачкала. Таким образом, информация о наличии у многих махачкалинцев автомобиля не поступает в налоговую службу, а налоговая, в свою очередь, не высылает автовладельцу уведомления об оплате. По причине таких расхождений транспортный налог, установленный в размере 28 млн рублей за год, не исполняется.
Если повышение произойдет, то на автомобилистах это отразится плохо, особенно на тех, кто занимается крупными перевозками и соответственно использует грузовой транспорт, некоторые такие компании могут даже оказаться на грани разорения. Что касается водителей маршруток и водителей такси, то они, скорее всего, инициируют повышение цен за проезд. Ну а простые автомобилисты — они пострадают в наименьшей степени: если не смогут содержать свою машину, пересядут на общественный транспорт.
 


Глава 3. Совершенствование системы налогообложения транспортных средств



С 2011 г. значительно возросли акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Чтобы уменьшить нагрузку на владельцев автотранспортных средств, снижены базовые ставки транспортного налога. Ставки в отношении легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, самоходных машин на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней уменьшены в два раза по сравнению с ранее действовавшими (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Конкретные ставки транспортного налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ эти ставки могут быть больше или меньше базовых, но не более чем в 10 раз. Указанная норма дополнена положением, в соответствии с которым не ограничено уменьшение ставок в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Соответственно, теперь субъекты РФ могут снизить ставку налога по таким автомобилям вплоть до нуля.
Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов, могут иметь обратную силу, если это прямо ими предусмотрено. Следовательно, субъекты РФ могут принять законы, уменьшающие ставки, и установить, что они будут применяться с 1 января 2011 г. Если региональная налоговая ставка окажется более чем в 10 раз выше базовой, которая действует с 1 января 2011 г., законодательные органы субъектов РФ обязаны привести принятые законы в соответствие с Налоговым кодексом РФ.
С 1 января 2011 г. организациям - плательщикам транспортного налога не нужно подавать в инспекцию расчеты авансовых платежей. Соответствующие изменения были внесены в ст. 363.1 НК РФ.

Для физических лиц изменился срок уплаты транспортного налога. Теперь он не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Данные поправки вступили в силу 2 сентября 2010 г.
В Информационном сообщении Минфин России разъяснил порядок установления сроков уплаты транспортного налога. Налоговым периодом по данному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ). Соответственно, изменения, касающиеся срока уплаты, применяются с 2011 г. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований должны были привести нормативно-правовые акты в соответствие с Налоговым кодексом РФ. Эти акты необходимо было официально опубликовать до 1 декабря 2010 г.
Транспортный налог за 2010 г. уплачивается в прежние сроки, установленные региональным законодательством. При принятии нормативно-правовых актов представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данного налога распространяются на 2010 г. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты содержат норму о придании им обратной силы, за 2010 г. физлица должны уплачивать транспортный налог не ранее 1 ноября 2011 г.
В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов предполагается внести следующие изменения в главу 28 Кодекса:
1) Предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;
2) Увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.
В юридической конструкции транспортного налога выделены те элементы, которые необходимо оптимизировать. К их числу следует отнести:
- в ст. 357 Налогового кодекса РФ необходимо указать, что налогоплательщиками транспортного налога признаются собственники транспортных средств, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации они зарегистрированы;
- группа элементов, определяющая эффективное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога должна быть оптимизирована путем совершенствования норм федерального рамочного закона, закрепляющих юридические характеристики этих элементов. В качестве объекта налога в ст. 358 Налогового кодекса РФ закреплены виды транспортных средств, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Дополнительными фактическими обстоятельствами, определяющими возникновение и развитие налогового обязательства являются факт регистрации транспортного средства и налоговое уведомление (для физических лиц). В этом случае юридические факты (право собственности, регистрация транспортного средства) вместе с определенным законодателем объектом налога составят фактический состав, влекущий возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
- в ст. 357 Налогового кодекса РФ, определяющей налогоплательщиков, следует указать их виды - организации и физические лица.
В ходе анализа действующего регионального законодательства выявлено, что по своей структуре региональные законы о транспортном налоге включают только нормы устанавливающие: ставки налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и льготы. 
С целью компенсации негативных эффектов, возникающих вследствие дополнительной нагрузки на население из-за повышения акциза на моторное топливо, также предлагается принять ряд решений, направленных на снижение ставок транспортного налога:
- снизить с 2011 года средние ставки транспортного налога в 2 раза по некоторым объектам налогообложения;
- установить возможность для субъектов Российской Федерации понижать средние ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. вплоть до нуля;
- рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации принять решения о снижении с 2011 года установленных законодательством субъектов Российской Федерации ставок транспортного налога.
Заменить транспортный налог дополнительным акцизом на топливо решили депутаты Госдумы. Ситуация с транспортным налогом в прошлом году привела к росту социальной напряженности – исходную ставку планировалось увеличить вдвое. В результате ставка осталась прежней, однако регионы получили возможность увеличивать ее многократно.
Теперь же Россия вообще сможет отказаться от транспортного налога – его заменит налог на топливо. Суть изменения в том, что тот, у кого мощнее и прожорливее двигатель и кто больше передвигается на своем авто – тот и будет больше платить. Для того, чтобы эта схема заработала, необходимы изменения в Налоговом кодексе, которые уже одобрены Комитетом по промышленной политике Совета Федерации, изменения будут внесены во вторую часть Налогового кодекса.
Предлагается установить ставку топливного сбора в размере 3-6% от стоимости моторного топлива. При этом, цена топлива вырастет незначительно – в среднем на 50 копеек за литр. Правда, от дополнительных расходов будут освобождены льготные категории граждан, и предстоит решить, каким образом будет действовать этот механизм. Концепция уже внесена для обсуждения в Госдуму.
Предложенный Думой законопроект предусматривает и индексацию ставки НДПИ на нефть. С 1 января 2007 года она установлена в размере 419 руб за 1 тонну, а с 1 января 2012 года ее предлагается поднять до 446 руб, и с 1 января 2013 года – до 470 руб. 
Увеличение НДПИ на нефть «обусловлено ожидаемым уровнем инфляции в 2011-2013 годах и направлено на сохранение уровня налоговых поступлений в бюджетную систему РФ» от этого налога. 
Одновременно предлагается увеличить в 1,61 раза размер ставки НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2011 года ее предлагается установить в размере 237 рублей за 1000 куб метров, с 1 января 2012 года - 251 рублей, а с 2013 года - 265 рублей.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, определен п. 2 ст. 358 НК РФ. К таким средствам, в частности, относятся: весельные лодки, а также мотор-ные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специ-ально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощно-стью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; транспортные средства, нахо-дящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом и некоторые другие транспортные средства.
Обращаем внимание, что до 2010 года объектом налогообложения не признавались пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находившиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом дея-тельности которых являлось осуществление пассажирских или грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ). Однако в отношении индивидуальных предпринимателей такого указания в Законе не было, что, конечно, выглядело явной дискриминацией.