Файл: Транспортный налог ( Основы налогообложения транспортных средств в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1 января 2010 года к организациям, имеющих право на подобную льготу, добавлены и индивидуальные предприниматели. Таким образом, предприниматели, так же как и организации, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, теперь освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.
В силу ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога утверждаются законами субъектов РФ в предусмотренных НК РФ размерах. До 2010 года регионы были вправе увеличить или уменьшить ставки не более чем в пять раз. Однако с 1 января 2010 г. субъектам Федерации предос-тавлено право увеличить или уменьшить установленные в НК РФ базовые ставки налога не более чем в 10 раз. Таким образом, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федера-ции самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 Кодекса.
Обращаем внимание, что ранее допускалось установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для дифференциации ставок отменено. Вместе с тем введено новое основание, а именно: законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Как быть, если уведомление по транспортному налогу не получено? В принципе, если такое уведомление не прислали, то обязанности самостоятельно рассчитать налог у налогоплательщика не возникает – это прерогатива налоговых органов. Однако мы рекомендуем не дожидаться этого документа сколько придется, а самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию за разъяснениями. Дело в том, что в НК РФ закреплена т.н. неопровержимая презумпция: «налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма».
Обращаем внимание, что в ст. 363 НК РФ внесено важное изменение: теперь направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Причем налогоплательщики обязаны уплатить налог не бо-лее чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, в 2010 г. налоговые органы еще вправе направлять в адрес физических лиц налоговые уведомления об уплате транспортного налога за 2007 год, а вот в отношении задолженности за 2006 год – уже нет.
О привлечении в бюджет транспортного налога
В сложившейся экономической ситуации поступление региональных налогов имеет большое значение. Одним из существенных источников пополнения регионального бюджета является транспортный налог. Расскажем о методах работы налоговых органов Санкт-Петербурга в 2009 году, способствовавших увеличению поступлений транспортного налога в бюджет города, а также о планах на текущий год
В 2009 году в бюджет Санкт-Петербурга поступило более 5 млрд. руб. транспортного налога, что на 1 млрд. руб. больше, чем в 2008-м. Из общей суммы около 4 млрд. руб. составили поступления от уплаты налога физическими лицами. Значительную роль в увеличении поступлений налога сыграла работа, проводимая налоговыми органами Санкт-Петербурга. Законодательством Санкт-Петербурга установлено, что транспортный налог уплачивается ежегодно не позднее 1 июня. В связи с этим уже в начале апреля налогоплательщики начали получать уведомления о необходимости уплаты налога владельцами транспортных средств, рассылаемые Центром обработки данных.
Методы информирования налогоплательщиков
Еще до наступления сроков уплаты налогов проводится широкая рекламная кампания. Так, в 2009 году о сроках уплаты транспортного налога и необходимости исполнить налоговые обязательства владельцам транспортных средств на улицах города напоминала реклама, размещенная на 254 конструкциях, а также в метрополитене. Кроме того, информация транслировалась на радиостанциях «Дорожное радио» и «Авто радио», а также в крупных гипермаркетах города. В торговых точках были вывешены плакаты по данной тематике. Помощь в распространении социальной рекламы Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу (далее — Управление) постоянно оказывает администрация города.
Одновременно Управление разместило информацию на своем сайте и в региональных и местных печатных изданиях.
На сайте Управления создан баннер «Транспортный налог» со ссылкой на рубрику «Вопрос — ответ», чтобы налогоплательщики могли задать вопросы и в течение двух недель получить ответы.
Большая информационная работа проводилась и в межрайонных инспекциях ФНС России по Санкт-Петербургу. Для удобства налогоплательщиков в операционных залах межрайонных инспекций были открыты информационные окна, где налогоплательщики могли не только узнать о порядке и сроках уплаты транспортного налога, предоставлении льгот, но и получить документы на уплату транспортного налога и пеней. Необходимые сведения владельцы транспортных средств также имели возможность найти и на информационных стендах в инспекциях.
Работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность
Несмотря на проведенную в 2009 году рекламную кампанию, общая сумма задолженности физических лиц — владельцев транспортных средств составила более 3 млрд. руб. 
Одна из мер по принудительному взысканию долгов, применявшихся в 2009 году, — совместные мероприятия представителей налоговых органов и со¬трудников дорожно-патрульной службы , проводимые на дорогах города, на станциях технического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога. В ходе данных мероприятий сотрудники налоговых органов вручали неплательщикам квитанции на уплату налога и пеней. Совмеcтные мероприятия освещались региональными и общероссийскими телекомпаниями. На сайте Управления размещались фоторепортажи с места событий.
Кроме того, налоговые органы совместно с представителями регионального Управления Федеральной службы судебных приставов периодически участвовали в рейдах, проводимых на улицах города. С помощью автоматизированной поисковой системы «Поток-Д», установленной на служебных автомобилях регионального Управления ФССП России, выявлялись должники по уплате транспортного налога.
Как правило, неплательщики хорошо осведомлены о дальнейших действиях налоговиков, направленных на взыскание долгов. Поэтому многие из них старались незамедлительно погасить долг по налогу. Так, в ходе указанных рейдов 645 должников добровольно на месте уплатили представителям ФССП Росcии более 12 млн. руб. недоимки по налогу и пеней.
В качестве крайней меры, направленной на погашение задолженности перед бюджетом, применялся арест автотранспорта. Всего в 2009 году было арестовано 250 автомобилей на общую сумму 58 млн. руб.
Например, в Кировском районе Санкт-Петербурга арестовано имущество пяти должников на сумму 1,8 млн. руб., Василеостровском районе — трех должников на сумму 1,4 млн. руб., во Фрунзенском районе — двух должников на сумму 0,9 млн. руб.
В Центральном районе города при взаимодействии сотрудников ФССП России и налоговых органов было устанoвлено местонахождение автомобилей, владельцы которых имели крупные суммы задолженности по уплате транспортного налога. В результате арестовано два автомобиля общей стоимостью 1 млн. руб. После погашения налоговой задолженности арест с автотранспортных средств был снят.
Для проведения исполнительных действий представители регионального Управления ФССП России совместно с сотрудниками налоговых органов систематически посещали должников по месту жительства, а также по месту работы. Результатом такой работы, проведенной в Выборгском районе, стало вручение исполнительных документов и квитанций для добровольного погашения долга налогоплательщику, имевшему задолженность в сумме 170 000 руб., после чего он погасил недоимку в полном объеме.
По ходатайствам налоговых органов ФССП России выносились постановления об ограничении выезда должников за пределы Российской Федерации. Всего в 2009 году территориальными подразделениями ФССП России вынесено более 4000 постановлений об ограничении выезда за границу в отношении всех категорий граждан, не исполнивших судебные акты о взыскании налоговой задолженности.
На сайте Управления в августе 2009 года был размещен список должников по транспортному налогу с суммой долга от 100 000 руб., который постоянно обновлялся. Многие налогоплательщики, обнаружив себя в списке, стремились как можно быстрее уплатить недоимку и пени. С августа 2009 года по январь 2010 года 979 налогоплательщиков из 3191, попавших в указанный список, погасили задолженность на сумму более 116 млн. руб. В отношении граждан, не уплативших налог, в настоящее время применяются меры по его судебному взысканию.
Только за 2009 год в суды направлено исковых заявлений на сумму более 1 млрд. руб. Судебными органами уже вынесены решения о взыскании с должников налога на сумму более 400 млн. руб. Начало процедуры судебного взыскания побуждает многих из них уплатить причитающиеся суммы, не дожидаясь решения суда. Кроме того, 57 налогоплательщиков-должников, имеющих крупные суммы задолженности по транспортному налогу, были вызваны в территориальные налоговые органы на комиссии по урегулированию налоговой задолженности с участием представителей прокуратуры и правоохранительных органов.
С декабря 2009 года на сайте Управления действует online-сервис «Узнайте вашу задолженность» в рамках реализации программы «Личный кабинет налогоплательщика». Данная услуга с первого дня подключения очень востребована пользователями сайта. Ею уже воспользовались более 250 000 жителей Санкт-Петербурга. Среднее количество обращений в день составляет более 4000, а в отдельные дни — от 20 000 до 25 000. Сумма поступлений в бюджет от пользователей online-сервиса с начала его работы по 1 февраля 2010 года составила более 31 млн. руб.
Планы по расширению информационных услуг в 2010 году
В текущем году Управление планирует расширить перечень услуг по предоставлению налогоплательщикам — физическим лицам информации о наличии задолженности по всем налогам. Такие сведения можно будет получить на мобильный телефон в виде СМС-сообщения. Чтобы узнать о задолженности, налогоплательщику нужно только отправить СМС-сообщение, содержащее ИНН, на определенный федеральный номер сотовой связи. В ответ он получит СМС-сообщение о сумме задолженности либо о ее отсутствии.
Главная задача, которую ставят перед собой налоговые органы Санкт-Петербурга в 2010 году, — обеспечить своевременную и полную уплату транспортного налога каждым налогоплательщиком, имеющим в собственности транспортные средства. Для этого необходимо иметь достоверную базу данных как о налогоплательщиках, так и об исполнении ими налоговых обязательств. Поэтому Управление совместно с Управлением ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в январе текущего года провело два совещания по вопросам своевременного предоставления актуальной информации в налоговые органы о владельцах транспортных средств.
Кроме того, важно, чтобы налоговое уведомление было доставлено налогоплательщику. С этой целью анализируется возвратная корреспонденция, уточняются адреса доставки на основании сведений, предоставляемых Управлением Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Уже сейчас начинается широкая рекламная кампания, намечено проведение мероприятий, направленных на массовое информирование владельцев транспортных средств о необходимости своевременно и в полном объеме исполнить свои налоговые обязательства.
Решению поставленной задачи будет способствовать уже имеющийся у налоговых органов Санкт-Петербурга опыт, а также новые формы и методы работы, которые еще предстоит применить на практике.


Заключение



Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам, это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие. Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством. 
Налогoплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законoдательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самохoдные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока, полезного использования транспортных средств.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств снижена в два раза (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Поступление транспортного налога в бюджет в РД по сравнению с другими регионами находится на последнем месте, это связано с тем, что в Дагестане много дорогих автомобилей, владельцы которых не платят транспортный налог. По данным Управления ГИБДД МВД по РД, число зарегистрированных транспортных средств в Дагестане составило 399 тыс. единиц, из которых только чуть больше трети находятся на налогообложении.