Файл: Анализ маркетинговой среды предприятия. SWOT-анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной экономике растет конкуренция между компаниями для завоевания рынков, в связи, с чем образуется настоятельная необходимость в активном изучении конкурентной среды для достижения высокой экономической эффективности. Конкурентная среда требует, чтобы каждая компания уделяла большее внимание вопросам качества, которое является одним из основных факторов получения прибыли и повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Молоко и продукты, изготовленные из него, благотворно влияют на здоровье и жизнедеятельность человека, так же оказывают позитивное воздействие на демографическое положение в стране. Исходя из этого повышение уровня конкурентоспособности отечественного молочного подкомплекса является одной из самых важных и актуальных задач, поскольку молочные продукты составляют основу рациона питания всех категорий населения страны.

К сожалению, темпы роста отечественного производства сельскохозяйственной продукции в последние годы остаются существенно ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров, что дестабилизирует положение в мясомолочном подкомплексе. Основным фактором, влияющим на уровень конкурентоспособности молочной продукции, является ее качество.

Проблема не только в том, что молока и молочных продуктов производится внутри страны гораздо меньше, чем требуется, но еще и в том, что качество отечественного молока уступает европейскому, но при этом превышает его в цене.

Так большинство молочных ферм в России оснащены устаревшим оборудованием, что не позволяет соблюдать основополагающие принципы содержания животных, в частности все поголовье содержится вместе, а молоко, полученное от здоровых и больных коров, смешивается и отправляется на перерабатывающие заводы.

Целью работы является анализ конкурентоспособности продукции ООО «Молоко» и разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентной стратегии предприятия.

Основные задачи работы:

- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и конкурентной стратегии;

- провести оценку внешней и внутренней среды предприятия с целью оценки конкурентоспособности предприятия;

- оценить стратегию и конкурентоспособность предприятия;

- разработать рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия ООО «Молоко».


Предмет исследования – особенности управления конкурентоспособностью предприятия молочной промышленности.

Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, сравнительный и статистический анализ, расчетно-конструктивный, индексный, методы сравнительного, структурного анализа (SA), социологического опроса, экспертных оценок, наблюдения и другие.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Госкомстата РФ, годовые отчеты и первичная документация предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных частей, заключения и списка литературы.

1.Теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции организации

1.1. Понятие, сущность и роль конкурентоспособности продукции организации

Конкуренция – это один из важнейших механизмов, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства. Конкуренция делает поведение субъектов экономики более рациональным и дает основания для выбора тактики деятельности на рынке, являясь системообразующим элементом в рыночной экономике. В связи с этим, актуальность изучения конкуренции в экономических исследованиях столь высока [10, с. 8].

Можно сказать, что конкуренция — это результат борьбы за долю рынка и конкурентные преимущества. В основе конкуренции заложено стремление участников рынка извлечь большую часть выгоды. В экономической теории конкуренция имеет следующее значение [4, с. 749]:

1. На рынке действует большое число независимых покупателей и продавцов некоего товара/услуги;

2. Для продавцов и покупателей существует свободный вход и выход с рынка. Это подразумевает возможность, как входить в любую отрасль хозяйства, так и выходить из нее, если производство товара становится невыгодным.

В экономической теории существует достаточно большое количество трактовок понятия конкуренции. Трудно выделить наиболее полное определение, так как они лишь отражают различные стороны многогранной категории.


М. Портер изучая конкурентоспособность определяет ее как последовательность стадий:

1. Факторная стадия. Уровень конкуренции зависит от имеющихся ресурсов и наделенности факторами производства, а также природными и трудовыми ресурсами и конечно, капиталом;

2. Инвестиционная стадия. Уровень конкуренции обеспечивается при условии создания новых видов продукции, иных производственных и организационных решений и других инноваций. Особую роль здесь играет государство, задача которого заключается в поощрении высоких темпов инновации [22, c. 71].

Разумное сочетание «сравнительных» и «конкурентных» преимуществ дает возможность усиливать конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. Зачастую конкурентная борьба приобретает избыточный или разрушительный характер, а следствие чего формируется новый, более высокий уровень конкурентоспособности.

Одним из показателей конкурентоспособности является темп экономического роста страны. В экономической теории экономический рост делят на два типа: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный экономический рост характеризуется простым добавлением факторов и увеличением количества ресурсов. Интенсивный тип экономического роста связан с усовершенствованием качества ресурсов, а также применением НТП [14, с. 714].

По существу, конкуренция выступает в качестве социального фактора. Чем выше уровень конкуренции, тем больше оснований для снижения цены, повышения качества товаров, появления новых товаров, которые делают жизнь человека более комфортной. Чем более значительное количество товаров производится, тем больше работников требуется для увеличения процесса производства. Конкуренция среди самих работников приводит к необходимости повышения квалификации, а более высокое качество труда предполагает и более высокую оплату. Больший размер заработной платы дает возможность приобрести больше товаров, удовлетворить большее число потребностей или на более качественном уровне.

М.Ю. Мирзабекова выделяет ряд основных функций конкуренции [33, c. 456]:

1. Регулирующая – установление соответствия между спросом и предложением;

2. Аллокационная – регулирование размещения факторов производства с целью их наибольшей отдачи;

3. Инновационная – стимулирование роста инноваций;

4. Адаптационная – адаптация фирмы к условиям взаимодействия с внутренней и внешней средой;

5. Распределительная – воздействие на эффективное распределение ВВП между потребителями;


6. Контролирующая – антимонопольная политика на рынке.

Положительное влияние на экономику отражается в следующем: конкуренция является двигателем НТП, заставляя производителей искать все лучшие технологии, более рационально использовать ресурсы. Конкуренция вытесняет с рынка неэффективные предприятия, устаревшую технику, некачественные товары; она остро реагирует на изменения в объеме спроса, ведет к сокращению издержек, препятствует росту цен, а иногда ведет к их снижению.

К негативным последствиям относят: создание неустойчивого положения бизнеса, ведет к росту безработицы, инфляции и приводит к банкротству; создает предпосылки для дифференциации доходов; приводит к перепроизводству товаров и недогрузке мощностей в периоды производственных спадов [19, с. 178].

Таким образом, под конкуренцией понимается экономический процесс соперничества экономических субъектов за более выгодные условия существования на рынке.

В экономической литературе представлено большое многообразие определений термина «конкурентоспособность предприятия». Приведу наиболее полные, на мой взгляд, варианты дефиниций данной категории.

В таблице 1.1 приведен аналитический обзор дефиниции «конкурентоспособность предприятия».

Таблица 1.1 - Определение дефиниции «конкурентоспособность предприятия»

Автор

Трактовка понятия

Примечания

Б.Р. Каллагов [11, c. 607]

Конкурентоспособность предприятия – способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам

Не показан объект, субъект, носители этой способности

А.И. Руденко [24, c. 71]

Конкурентоспособность предприятия – способность приносить прибыль, на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса

Не раскрыта суть понятия, в чем именно заключается конкуренция

И.Ансофф

[2, c. 54]

Конкурентоспособность предприятия – способность предприятия конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей

Только товар показан в качестве конкурентоспособного объект, услуги не учитываются

Ф. Котлер

[12, c. 118]

Конкурентоспособность предприятия – это способность противостоять на рынке другими изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Р.А. Фатхутдинов [31, c. 68]

Конкурентоспособность предприятия – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами

Учитывается только выпуск продукции, про реализацию ничего не сказано


Конкуренция как движущая сила на данном этапе экономического развития вынуждает производителей постоянно совершенствоваться и развиваться, тем самым повышая свою конкурентоспособность [12, с. 125].

Анализ приведенных дефиниций позволяет сформулировать определение конкурентоспособности предприятия. В рамках работы под конкурентоспособностью предприятия следует понимать его способность реализовывать конкурентоспособные товары (услуги), противостоять конкурентам и держать стабильную успешную позицию на рынке [3, с. 402].

Результаты анализа понятия «конкурентоспособность» компаний позволили нам выделить шесть основных признаков этой категории:

1) продукция максимально удовлетворяет потребности потребителей (в том числе соотношение цена/качество);

2) предприятие функционирует в рамках закона;

3) собственники компании довольны объемом прибыли;

4) персонал удовлетворен своей работой и зарплатой и полностью разделяет корпоративную культуру компании;

5) предприятие заботится об окружающей среде, планомерно уменьшая вредное воздействие на нее и используя только экологически чистые сырье и технологии;

6) предприятие формирует новые ценности – оказывает содействие бедным и инвалидам. Реализует различные волонтерские и социальные проекты и программы [7, с. 82].

Как следствие, по моему мнению, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности организации необходимо:

1) создать условия для выпуска высоко конкурентоспособного ассортимента товаров, отвечающих всем потребностям целевых групп потребителей;

2) обеспечить развитие конкурентного потенциала организации до уровня ведущих конкурентов отрасли, учитывая, что конкурентный потенциал организации – это способность организации гибко перестраивать свои бизнес-процессы в соответствии с требованиями внешней среды.

Учитывая все необходимые условия, обеспечивающие формирование конкурентоспособности компаний, я считаю, что «конкурентоспособность компании» – это способность компании в условиях динамично изменяющейся внешней среды, выпускать товары высокого качества по адекватным ценам, максимально предвосхищающим потребности целевых сегментов, учитывать экологические последствия деятельности и гибко адаптировать все бизнес-процессы, составляющие конкурентный потенциал организации, к этим условиям.

Данное определение высвечивает, на мой взгляд, следующие аспекты конкурентоспособности:

1) конкурентоспособность – это динамичное показатель, так как он варьируется при изменении внешней среды;