Файл: Правовой статус и правовые аспекты деятельности некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источниками формирования имущества в денежной и иных формах, носящими целевой характер являются:

  • бюджетные поступления;
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц (в том числе и иностранных государств);
  • труд активистов и добровольцев;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Таким образом, все источники формирования имущества некоммерческих организаций можно разделить на целевые поступления (в любой форме) и на доходы от предпринимательской деятельности (см. рис. 2).

Источники формирования имущества организаций

Некоммерческих

Коммерческих

Др. поступления (проценты по вкладам и т.п.)

Целевые поступле-ния

Доходы от предпринима-тельской деятельности

Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) – доходы от обычных видов деятельности

Операционные дохоы, внереализационные доходы, чрезвычайные расходы

Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов)

Добровольные имуществен-

ные взносы и пожертвования

Доходы, получаемые от собственности

Прочие

не запрещен-

ные законом поступления

Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по различным ценным бумагам и вкладам

Рисунок 2- Источники формирования имущества некоммерческих и коммерческих организаций

Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Для учета целевых доходов и целевых расходов предусматривается счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:

  1. в разрезе источников их поступления (субсчет 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений»);
  2. по назначению целевых средств (субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета).

Для аналитического учета поступлений целевого финансирования (источников) в рабочем плане счетов к счету 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений» можно открыть следующие аналитические счета:


86-1.1 «Вступительные взносы»,

86-1.2 «Членские взносы»,

86-1.3 «Паевые взносы»,

86-1.4 «Целевые взносы»,

86-1.5 «Добровольные взносы»,

86-1.6 «Доходы от предпринимательской деятельности»,

86-1.7 « Прочие поступления ».

Для аналитического учета использования средств НКО в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:

86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»,

86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»,

86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»,

86-2.4 «Прочие расходы».

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования различных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86:

— поступление целевых денежных средств от участников, учредителей, спонсоров отражается:

Дебет счета 50 (51, 52, 55),

Кредит счета 86;

— поступление имущественных целевых взносов в натуральной форме:

Дебет счетов 07, 08, 10, 15, 41 и др.,

Кредит счета 86;

— присоединение к средствам целевого финансирования основной уставной деятельности прибыли от предпринимательской деятельности (после начисления и уплаты налога на прибыль):

Дебет счета 99.,

Кредит счета 86;

Если целевое финансирование осуществляется частями, составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета 76,

Кредит счета 86;

Целевые средства, а также доходы от предпринимательской деятельности, полученные НКО, предназначаются на строго определенные цели. Средства целевого назначения расходуются в соответствии с утвержденной сметой. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях»). Смета доходов и расходов - это основной документ, на основании которого действует НКО. В ней постатейно отражены все виды доходов и расходов организации за определенный период деятельности данного учреждения. Смета может составляться на любой период (месяц, квартал, год (зачастую) и т. д.).

Унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Это объясняется тем, что НКО могут иметь чрезвычайно широкий спектр функций, финансирование которых трудно поддается формализации. Поэтому форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных для удобства и учета специфики конкретной НКО разрабатывается самой организацией исходя из поставленных задач. На каждую целевую программу составляется отдельная смета. В каждой из программ предусматривается отдельной статьей административные расходы. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы.


Средства целевого использования отражаются в форме № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» по следующим группам расходов:

  • расходы на целевые мероприятия;
  • расходы на содержание аппарата управления;
  • расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.

Использование целевых доходов отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами:

  • 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО;

К общехозяйственным расходам относят расходы непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг), а обусловленные нуждами управления организации. В частности, к управленческим расходам относятся:

  • расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
  • расходы на материально-техническое обеспечение для деятельности включая амортизационные отчисления, расходы на содержание служебного автотранспорта или оплату транспорта или оплату транспортных услуг для нужд управления, оплату услуг всех видов;

— амортизация нематериальных активов, используемых для нужд или для деятельности организации в целом;

  • арендная плата;
  • абонентская плата за телефон и почтово-телеграфные расходы;
  • канцелярские расходы;
  • расходы на обеспечение безопасности организации;
  • расходы по оплате информационных, консультационных, аудиторских, юридических услуг, услуг нотариусов и т. п.;
  • расходы по подготовке кадров, повышение квалификации, обучение работников штата организации, на договорной основе с образовательными учебными заведениями;
  • расходы по проведению обязательного аудита;
  • командировочные и представительские расходы;

—расходы на ведение бухгалтерского учета и представление статистической отчетности, на публикацию бухгалтерской отчетности;

  • расходы по уплате налогов и иных обязательных платежей;
  • расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений, мероприятий, на которые получены средства бюджетного финансирования;
  • расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности;
  • расходы по работе со структурными подразделениями учреждения;
  • потери и списания;

Необходимо отметить тот факт, что существует определенная группа расходов так называемого "смешанного характера". Такие расходы организация самостоятельно вправе относить к тем или иным группам расходов и учитывать в бухгалтерском учете, предварительно оговаривая.


К "смешанным расходам" относятся: на сертификацию продукции (работ, услуг); на обеспечение пожарной безопасности принадлежащей организации объектов; плата за землю, за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; и т.п.

  • 83 «добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
  • 98 «Доходы будущих периодов» - при направлении бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Составляются следующие бухгалтерские проводки:

—средства целевого финансирования направлены на содержание организации:

Дебет счета 86,

Кредит счета 20 (26);

При этом следует отметить, что счета 20 и 26 предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности (в соотве5тствии с ПБУ 10/99). Однако расходы за счет средств целевого финансирования не являются расходами по обычным видам деятельности и положения ПБУ 10/99 на эти расходы не распространяются.

Таким образом, расходы, непосредственно связанные с ведением уставной деятельности, могут отражаться двумя способами: на счете 20 (субсчет «Расходы по уставной деятельности») или 26 с последующим отнесением на счет 86 и непосредственно на счете 86. Порядок учета расходов по уставной деятельности отражается в учетной политике НКО.

—возвращены средства целевого финансирования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 50 (51,51,55);

—с расчетного счета перечислены неиспользованные средства целевого финансирования:

Дебет счета 60,

Кредит счета 51;

—получено оборудование (основные средства), приобретенные за счет средств целевого финансирования:

Дебет счета 08,

Кредит счета 60;

—средства целевого финансирования использованы на приобретение оборудования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 20;

— средства целевого финансирования использованы для инвестирования:

Дебет счета 86,

Кредит счета 83.

В соответствии с пп. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ НКО должны вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности и по уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, раздельно. Основной проблемой при этом, как правило, является учет расходов. НК РФ в понятие «раздельный учет» в разных ситуациях вкладывается разный смысл:

  1. раздельный учет операций (п.4 ст. 149 НК РФ);
  2. раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п.7 ст. 346.26 НК РФ);
  3. раздельный учет доходов и расходов (п.1 ст. 321, п.20 ст.346.38 НК РФ);
  4. раздельный учет доходов (п.14 ст.251, п.2 ст.274, п. 1 ст.295, п.1 ст. 321 НК РФ);
  5. раздельный учет расходов (п.14 ст.251, п.3 ст.261, п. 2 ст.274, п.1 ст.296, п.1 ст. 321 НК РФ);
  6. раздельный учет сумм налога (НДС) (п.4 ст.170 НК РФ).

Отсутствие раздельного учета влечет за собой огромное количество неблагоприятных последствий: от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.

При этом порядок ведения раздельного учета в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.

Поэтому некоммерческой организации следует самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учетной политике. При этом необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, необходимо четко разделить все расходы организации на:

  • прямые, под которыми подразумеваются те расходы, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности (производство конкретного товара, оказания услуги, выполнения работы).
  • косвенные, под которыми понимаются те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом.

Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:

  • расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;
  • расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);
  • расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что касается косвенных расходов, то организации в течение месяца следует наладить их обособленный учет, выделив для этого, например, отдельный субсчет на счете 26 "Общехозяйственные расходы". По окончании месяца сумма всех косвенных расходов за месяц должна быть распределена между видами деятельности (предпринимательской и уставной).

Во избежание разногласий с налоговыми органами состав косвенных расходов, подлежащих распределению, закрепляется как элемент учетной политики некоммерческой организации.

При определении состава косвенных расходов необходимо принимать во внимание, что для отнесения расходов к косвенным, т.е. подлежащим распределению между видами деятельности, организации необходимо иметь документальное подтверждение связи этих расходов с осуществлением как уставной, так и предпринимательской деятельности. При отсутствии веских документальных подтверждений связи тех или иных расходов с осуществлением предпринимательской деятельности организации следует в полном объеме относить указанные расходы к расходам на осуществление уставной деятельности, финансируемым за счет целевых средств.