Файл: Правовые основы организации нотариата (Место нотариата в государственных органах РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем из самой сути Конституции вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, который способствует их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.

Возложив на себя конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан, государство тем самым возлагает на себя и другую обязанность – создание соответствующих механизмов.

В полном объеме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства о нотариате и нотариальном процессе. При характеристике Конституции как источника нотариального права нужно обратить особое внимание на специальные нормы о нотариате.

Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.[8]

При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса. При этом правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как при возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение.

Таким образом, реформа нотариата должна идти в русле развития конституционного процесса. В свою очередь институт нотариата дает государству возможность реализовать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.


Глава 2 Нотариат в системе государственных органов РФ

2.1 Значение нотариата в государственных органах РФ

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые были приняты 11 февраля 1993 г. и вступили в силу 11 марта 1993 г.

Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества.

Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства.

Уникальность данного института, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства.

Данные преимущества проявляются сейчас, когда государство испытывает трудности с финансированием правоохранительной и судебной системы. Введение института нотариусов, занимающихся частной практикой, является наиболее яркой и положительной чертой Основ законодательства о нотариате. Однако роль государственного нотариата не принижается. Тем не менее, полагается, что государственный постепенно отомрет.[9]

Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов:

1) Организационные основы деятельности нотариата;

2) Нотариальные действия и правила их совершения.

В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой.

Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правилам их совершения, а также применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров.


То, что нотариальный процесс как определенная законом процедура совершения нотариальных действий, существует, является очевидным и для практикующих нотариусов, и для ученых.

Долгое время своеобразным «процессуальным кодексом» для нотариусов была Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 06 января 1987 года №01/16–01.

Данная инструкция достаточно подробно описывала общий порядок совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных видов, но применительно к уже давно утратившему силу законодательству, и 26 апреля 1999 года приказом Министра юстиции №73 была признана утратившей силу.

Таким образом, сложилась ситуация, в результате которой, кроме Основ, не было ни одного акта, регулирующего порядок совершения нотариальных действий; однако его положения не являются исчерпывающими и требуют более детального регламентирования.

Поэтому Федеральная нотариальная палата РФ рекомендовала руководствоваться некоторыми отмененными положениями инструкции, поскольку они являлись единственными положениями, регулирующими порядок совершения нотариусами некоторых нотариальных действий, а их отмена увеличивала количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий.

Из 195 положений инструкции ФНП рекомендовала придерживаться 88. Но позже, 15 марта 2000 года приказом Министра юстиции №91 были утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ.

Существует и ряд актов, утвержденных Министерством юстиции РФ и определяющих правовой статус лиц, желающих стать нотариусами:

1) Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

2) Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

За выполнение нотариальных действий, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.[10]


В других случаях тариф определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом (ст.22 Основ о нотариате). Данное правило является защитой интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку они самостоятельно несут ответственность, платят налоги и иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, при этом не получая никакой поддержки от государства; поэтому, если взыскивать плату по всем действиям согласно закону «О государственной пошлине», то нотариус чисто экономически не сможет осуществлять свою деятельность. Необходимо сказать и о законодательстве, касающемся нотариальной формы документов, т.е. определяющем обязательность нотариальной формы для определенных видов документов.

Прежде всего это Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 г. (с последующими изменениями). Авторы - разработчики Гражданского кодекса сознательно пошли по пути уменьшения количества сделок и документов, требующих обязательной нотариальной формы, что вряд ли можно считать положительным явлением Гражданского кодекса.

Гражданский кодекс содержит очень небольшой вид сделок, для которых требуется обязательная нотариальная форма: договор об ипотеке и залоговое соглашение (ст.339, 349); договоры ренты всех видов (гл.33); доверенности на совершение сделки, требующей нотариальной формы или выдаваемой в порядке передоверия (ст.185,187); завещание и свидетельство о праве на наследство (ст.1124, ст.1162); но любая сделка по желанию сторон может быть заключена в нотариальной форме.

Что касается иных нормативных актов, содержащих операции, требующие нотариального удостоверения, - то это прежде всего, Семейный кодекс, в соответствии с которым для совершения сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения, необходимо согласие супруга, удостоверенное нотариусом - ст.35; брачный договор - ст.41; соглашение об уплате алиментов - ст.100), закон «О простом и переводном векселе» (протест векселя), Кодекс торгового мореплавания РФ (морской протест), закон «Об ипотеке» (закладная, нотариальное удостоверение соглашения между должником, залогодателем и законным владельцем закладной, нотариально удостоверенная копия этого соглашения, нотариальное удостоверение уступки прав по договору об ипотеке, нотариально удостоверенное обязательство освободить заложенный дом или квартиру) и ряд других актов. Всего в законодательстве предусмотрено 27 сделок и документов, для которых требуется нотариальная форма.[11]


Следовало бы сказать и о законах, которые касаются нотариата лишь в части. Так, гл.37 (ст.310-312) Гражданско-Процессуального Кодекса РФ определяет порядок подачи жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Фактически данная глава ГПК РФ закрепляет контроль судебных органов за законностью правоохранительной деятельности нотариусов, это обусловливается тем, что нотариус осуществляет именно правоохранительную функцию. Этот контроль сопоставим с надзорно - контрольными функциями суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве, что повышает ответственность нотариусов за совершаемые действия.

Наиболее суровой мерой ответственности для нотариусов, занимающихся частной практикой, являются санкции, предусмотренные ст. 202 Уголовного кодекса Российской Федерации - «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Применяемый в Уголовном кодексе термин «частный нотариус» некорректен и по своей сути противоречит Основам законодательства о нотариате. Данный термин применим скорее в бытовом обороте, но никак не в законе.

Кроме того, отнесение данного состава преступления в главу о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (в части, касающейся нотариусов) также противоречит закону, поскольку нотариальная деятельность не является предпринимательской (коммерческой) и никаких управленческих функций в коммерческой организации нотариус осуществлять не может - опять же в силу закона.

Под злоупотреблением полномочиями понимается использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам и в случае, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества и государства; наказание может быть назначено в виде штрафа, ареста или лишения свободы (до трех лет) с лишением права занимать определенные должности.

Что касается государственных нотариусов или должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия, то они несут ответственность в соответствии с гл.30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, халатность и т.д.

Данное разделение мер ответственности не соответствует закону, т.к. государственные нотариусы и «частные» нотариусы осуществляют одни и те же полномочия и функции, переданные им государством, имеют равный правовой статус и, следовательно, должны нести равную ответственность.