Файл: Характеристика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основной задачей коммуникации всегда являлось стремление к адекватному пониманию. Чтобы без потерь донести свою мысль, человек пользуется многими средствами, предлагаемыми языком и культурой. Так, например, помимо вербального сообщения при общении также используются невербальные средства коммуникации: паралингвистическая система и телесные знаки. При устном общении вербальная и невербальная коммуникация неразделимы: жесты, мимика, телодвижения, особенности фонации включаются в разговор, и если они были неверно истолкованы реципиентом, акт коммуникации не считается состоявшимся.

За средствами невербальной коммуникации скрывается большое количество информацией, в том числе глубинный культурный слой, отражающий ментальность говорящего и совершаемые им интеллектуальные операции. Так, эти средства позволяют понять не только особенности характера и настроение отдельного человека, но также отражают культурные особенности определенного народа.

Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Данная работа посвящена анализу невербального общения.

В последние десятки лет в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения повысился, т.к. этот компонент социального поведения человека играет в жизни людей очень важную роль.

Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятна речь собеседнику, но и умением правильно понять визуальную информацию, т.е. взгляд партнёра, мимику и жесты, позы, телодвижения, дистанцию, темп и тембр речи.

Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, таких как юриспруденция, реклама, телевидение и др., а также желанием сохранить традиции и обычаи, которые выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и влияют на современные коммуникации.

Объектом исследования являются невербальные средства общения.

Цель данной работы – выявить особенности невербальных средств общения.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

1) ознакомиться с основами невербального общения;

2) рассмотреть особенности невербального общения;

3) изучить функции невербального общения.

В ходе написания данной работы был произведен анализ:


- научных публикаций;

- специальной учебной литературы;

- ресурсов сети Интернета.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербальной коммуникации

1.1. Некоторые аспекты изучения невербальных средств коммуникации

Поскольку вербальные и невербальные компоненты практически любой коммуникации находятся в тесной связи друг с другом, можно говорить о том, что они совместно выполняют познавательную, мыслеформирующую и собственно коммуникативную функции, являющиеся главными функциями процесса общения. Вследствие этого наилучшим вариантом исследования взаимодействия и вербального, и невербального общения будет функциональное исследование данных компонентов с позиции разных научных парадигм, в результате чего будут выявлены общие и дифференциальные признаки их структурно-системных свойств[31]. Результаты данных исследований, безусловно, окажутся различными, поскольку весьма сложным представляется условное разделение изучаемого текстового массива на собственно семантический, прагматический и коммуникативный аспекты с присущей им исходной антропоцентричностью.

Так, В.А. Маслова отмечает, что язык всегда представляет собой основу и продукт любой культуры, её генетический код [25], поскольку именно язык отражает мировоззрение, быт, концептуальные представления носителей той или иной культуры. Однако, если говорить о вербальных и невербальных средствах, важно отметить, что вербальные, как правило, исполняют роль определённых условных знаков, в свою очередь невербальные – можно рассматривать как некие отражательные символы оценок или эмоций человека. И хотя у носителей разных языков невербальные знаки будут различными, а их когнитивное наполнение, возможно, окажется общим, невербальные средства коммуникации будут находиться в системной зависимости от языка.

Как утверждают исследователи в области относительно нового междисциплинарного направления, сформированного на базе практической психологии, лингвистики, нейрологии и именуемого нейролингвистическим программированием, для того чтобы правильно понять то или иное действие человека, следует научиться «считывать» информацию мыслительных и, следовательно, деятельностных механизмов, лежащих в основе любого общения[29]. Подобное изучение когнитивных процессов способствует дальнейшему построению когнитивных карт, а стало быть, и разработкам в области поведенческой психологии, основоположником которой можно назвать русского академика И.П. Павлова, настаивающего на необходимости применения на практике объективных (физиологических) методов исследования психической деятельности и поведения человека.


Таким образом, исследование невербальных компонентов коммуникации далеко выходит за рамки традиционной лингвистики, однако взаимоотношения с когнитивизмом и семиотикой, подтверждающие семиотический характер современной лингвистики, позволяют осуществить переход на новый, лингвосемиотический исследовательский уровень, который допускает рассмотрение знака как носителя прямого и переносного невербального семиотического кода.

Сведения психолингвистических исследований подтверждают данную мысль и дают нам уверенность в том, что речемыслительные процессы репрезентируются посредством языка и тела[35].

Говоря о взаимосвязи мышления и речи, исследователи отмечают прямую зависимость эмоциональной составляющей мышления, его языковой / неязыковой реализации от речемыслительных и деятельностных процессов, это, в свою очередь, в определённой мере способствует лучшему восприятию, и, если речь идёт о художественном тексте, пониманию душевного состояния героя[2].

С учётом комплексного подхода к изучению проблемы взаимосвязи мышления ‒ речи ‒ эмоций, целесообразно, на наш взгляд, рассмотрение понятия «общение», поскольку речь представляет собой одну из форм человеческого общения, а согласно другому определению, является одним из средств человеческого общения. Данный термин имеет множество определений. Общим признаком для них будет характеристика общения как совместной деятельности особого вида. Как отмечается в работах многих исследователей, общение, как правило, подчиняется действиям экстралингвистического характера, а речь представляется явлением психическим[32].

Поскольку вербальные и невербальные семиотические системы дополняются паралингвальными и экстралингвальными средствами, можно говорить о том, что паузы, темп речи, смех, плач, являющиеся, как правило, непроизвольными проявлениями внутреннего состояния человека, будут снимать возможную двойственность понимания вербальных средств в общении при переключении с одного кода семиотического восприятия на другой.

Детальное изучение невербальной коммуникации российскими и зарубежными исследователями свидетельствует о тщательной проработке темы, определении видов и способов представления невербальной коммуникации[19]. Исследователи, занимающиеся данными вопросами, ‒ и это не только лингвисты, ‒ отмечают, что большинство вербальных и невербальных репрезентаций и коннотаций при обращении к данным, выходящим за рамки собственно лингвистики в сферу физиологии, приобретают более верное толкование. Так, например, не будет секретом факт, что в определённых условиях тот или иной атрибут тела как неотъемлемый признак может приобретать определённое значение в поведении, в том числе невербальном.


Существующие на сегодняшний день направления в области изучения невербальной коммуникации[23]:

‒ «биоморфологические, антропологические и психологические описания жестов;

‒ типология жестов и жестового поведения внутри жестовой системы на основе их структурных или смысловых особенностей, с точки зрения функционирования, ареальных и социальных контекстов использования, соотношения с речью;

‒ межкультурный компаративный анализ жестовых систем различных типов;

‒ изучение лингвистических, психологических, социальных и культурных аспектов жестовой коммуникации, как самой по себе, так и в её соотношении с коммуникацией словесной;

‒ исследование происхождения, закономерностей исторической, социальной и культурной эволюции жестов и жестовых систем;

‒ прикладные аспекты кинесики: моделирование жестовой коммуникации на компьютере, применение жестов в воспитании детей и в обучении, роль и функция жестов в риторике, анализ кино- и театральных жестов, изучение изображений жестов в живописи разных художественных школ и направлений, описание соотношения жестов и мимесиса, кинетическая география и диалектология и многое другое» [12].

Если же говорить о типологической характеристике невербальных средств, следует отметить, что в силу различия подходов к пониманию особенностей данных средств коммуникации до сих пор единая типология окончательно не определена. В связи с этим перечислим основные выделенные исследователями типы невербальных средств (НВС).

Описание отношений между невербальными и вербальными средствами коммуникации обусловили создание классификации функций НВС коммуникации, в основе которой положение о том, что все НВС передаются по различным каналам восприятия. В результате К. Шерером было предложено выделение парасемантической, парасинтаксической, парапрагматической и диалогической функций, первая из которых указывает на меняющееся в зависимости от ситуации отношение невербальной коммуникации к вербальной; вторая – позволяет разделять речевой поток на сегменты, тем самым упорядочивая НВК; третья – отражает экспрессивность НВК и реакцию на неё; четвёртая – даёт возможность регуляции беседы [42].

На наш взгляд, данная классификация позволяет рассмотреть НВК по отношению к вербальной коммуникации именно с позиции лингвистики.

Остальные существующие на сегодня классификации ‒ исследования Г.Е. Крейдлина, О.В. Мудрой, И.Н. Горелова, А.В. Дементьева и др. ‒ систематизируют собственно невербальные средства коммуникации на основании различных аспектов их изучения: физической, семантической природы, с позиции взаимоотношения формы и значения непосредственно самих жестов, а также их условной или естественной связи[18, 28, 6, 8].


Таким образом, все вышеприведённые сведения свидетельствуют о всё возрастающем научном интересе к теме соотношения невербальных средств коммуникации / естественного языка и подтверждают кросс- и междисциплинарность современных научных знаний.

1.2. Искусство невербального общения

«Общение составляет неотъемлемую часть жизнедеятельности всех живых организмов. Человеческие существа передают сообщения посредством речи – основного, присущего только человеку способа коммуникации» [24]. В процессе такого общения люди обмениваются различной информацией. Однако люди способны общаться не только с помощью слов (вербально), но и при помощи языка тела (не вербально). При общении с другими людьми, сознательно или бессознательно, вместе со словами мы используем выражения лица, позы, жесты, голос, все из вышеперечисленного подпадают под сферу невербального общения[13]. Невербальное общение часто упоминается как язык тела. Таким образом, инструментом невербального общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

В прошлом, люди, которые были осведомлены о важности языка тела, и при общении сосредоточивали своё внимание главным образом на голосе и мимике их собеседника. Тем не менее, этого было недостаточно, так как при невербальном общении для того, чтобы понять истинное значение сообщения, важны все движения тела – осанка, походка, движения глаз, жесты, ноги, руки, туловище, голова, мимика, и манерность. Такого рода сообщения раскрывают истинные эмоции человека. Отслеживание такой информации в ходе общения дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой. Язык тела является ключом к внутреннему, психологическому и эмоциональному состоянию человека[11]. Исследования показывают, что человеческое тело может производить более 7 миллионов уникальных движений. Следовательно, за счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [40].