Файл: Характеристика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель – осуществить обзорно-теоретический анализ невербальных признаков лжи в межличностном общении. Для начала следует рассмотреть само понятие «ложь». Большинство исследователей сходятся в том, что ложь – действие умышленное. Например, Пол Экман определяет ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышлено, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. В.В. Знаков трактует ложь как умышленную передачу сведений, с помощью вербальных или невербальных средств коммуникации, не соответствующих действительности. Ложь наблюдается в двух основных формах. Первая форма лжи – умолчание [39]. Когда человек умышлено скрывает истину, при этом не сообщая ложной информации. Но умолчание нельзя назвать ложью, если существует предварительная договоренность. Например, пациент просит врача не сообщать ему плохих новостей. Умолчание – пассивная форма лжи. При умолчании легче скрыть невербальную реакцию организма, так как, не говоря непосредственно лжи, организм человека не противится и не выдает невербальные признаки несогласия с собственными словами. Умолчание верифицируется прямым вопросом и уличением в умалчивании информации. Вторая форма лжи – искажение. Она заключается не только в умалчивании истины, но и в сообщении ложной информации. Это активная, и более совершенная форма лжи. Разоблачение такой лжи требует определенных теоретических знаний и навыков. И если у лжеца хорошо продумана и выстроена линия его лжи (легенда), то остается надеяться только на невербальные признаки лжи.

Лжецы в подавляющем большинстве случаев испытывают как минимум три типичные эмоции: страх разоблачения, чувство вины, радость в случае, если ложь удалась. Эти эмоции находят отражение в невербалике человека. Сильную эмоцию скрыть сложней, чем слабую. Если человеку пришлось лгать внезапно он может не успеть скрыть свои эмоции, но суметь скрыть причину эмоций. Самый лучший способ скрыть эмоцию – фальшивая эмоция. Например, чаще всего отрицательная эмоция скрывается улыбкой. Изображать отрицательные эмоции тяжелее, чем положительные. Ложь, не вызывающая эмоциональных переживаний раскрыть трудней. Выявляя несоответствующие словам человека эмоции, часто мы получаем лишь информацию о наличии обмана, но не всегда этого достаточно.

В первую очередь при верификации следует обратить внимание на необходимость потенциального лжеца обдумывать каждое слово. Проявляется это в паузах в разговоре, в ответах на вопросы. Проявляются мимические признаки – напряжение век (прищур), напряжение бровей, резкие изменения в жестикуляции [39].


Еще один признак, который важно не упускать – это эмблемы, или жесты. Невербальные жесты, имеющие конкретное значение, понятное каждому принадлежащему к определенной культурной группе называются эмблемами. Например, кивок головы или горизонтальные движения головой, пожатие плечами. Некоторые эмблемы состоят из множества элементов. Например, при кивке головой в знак согласия, некоторые люди делают дублирующее движение веками. Эмблемы могут частично прорываться наружу, выдавая истинные эмоции человека, при этом ни лжец, ни жертва их не замечают из-за их фрагментарности и не типичной позиции в ситуации общения. При фрагментарном проявлении эмблемы обычно проявляется лишь один из элементов эмблемы, при этом транслятором этого элемента может выступать не типичная для этой эмблемы часть тела. К примеру, такая эмблема как пожатие плечами, означающая собственную не осведомленность, может проявиться как на мгновение развернутые ладони к верху. Эмблема является хоть и трудно обнаружимым, но весьма информативным признаком лжи, поскольку каждая эмблема имеет конкретное значение.

Следующий элемент невербальной коммуникации, который можно рассматривать как признак лжи, это иллюстрации. Иллюстрации – невербальные жестикуляции визуализирующие некоторые слова, фразы, а также с помощью характерных жестов усиливающие ударение на определенное слово. Тем самым говорящий, как бы подкрепляет свою речь. Она становится более доступной пониманию. Как показали исследования сороковых годов прошлого века, иллюстрации явление не врожденное, поэтому, как и эмблемы, иллюстрации привязаны к культурной среде человека[36]. Иллюстрации не имеют конкретного значения, и выступают лишь как сопровождение слов говорящего. Применяют иллюстрации все люди по-разному, с разной частотой, интенсивностью, продолжительностью. Изменения в иллюстрировании человека при разговоре является легко обнаружимым признаком лжи, но иллюстрации можно рассматривать как признак лжи только, если Вы хорошо знаете этого человека и его обычную манеру иллюстрировать.

Различного рода манипуляции со своим телом еще более субъективны, чем иллюстрации, но все же нельзя их обойти стороной. Манипуляциями называют действия, направленные на почесывание, поглаживание, пощелкивание, покусывание и т.д. различных частей тела или подручных атрибутов. Продолжительность манипуляций может различаться от мгновений до минут. Манипуляции очень субъективны и нельзя их воспринимать как источник информации о эмоциональной реакции человека, не зная, как этот человек использует манипуляции в повседневной жизни. Краткие манипуляции обычно имеют определенную цель. Например, поправить волосы. Но продолжительные бессмысленные и как часто бывает не вполне осознанные манипуляции, определенной цели не имеют и, как правило, служат лишь неким индивидуальным ритуалом человека. В ситуации формального общения проявление манипуляций можно воспринимать как потерю контроля в следствии нервозности или раздраженности человека, что в свою очередь можно интерпретировать как ложь. Но в рамках межличностного общения манипуляции являются крайне неточным признаком лжи, так как в межличностном общении человек может позволить себе больше расслабиться, и меньше самоконтроля, что в последствии может привести к разного рода манипуляциям.


Эмоциональную реакцию человека можно отслеживать также с помощью вегетативной нервной системы. Такие реакции организма как внезапное покраснение кожи лица, побледнение кожи лица, изменения в дыхании, увеличение потоотделения, частоты сглатывания, подавить практически не представляется возможным, следовательно, можно делать выводы о наличии у человека эмоциональной реакции. По такому принципу и работает детектор лжи[30]. Он замеряет показатели состояния ВНС, и эти показатели верификатор использует для постановления своего заключения. Однако большинство психологов по этому поводу имеют иное мнение и полагают, что реакции ВНС на всякого рода эмоции всегда одинакова, и существует разница лишь в интенсивности этих реакций в прямой пропорциональности силе испытываемой человеком эмоции. Как показывает практика, люди, испытавшие сильные эмоции, рассказывая о своих ощущениях, дифференцируют физические ощущения, относительно разных эмоций. Но психологи объясняют это тем, что люди по-разному интерпретируют одни и те же ощущения. Из этого можно сделать вывод, что реакцию ВНС человека можно воспринимать как признак сильного эмоционального переживания человека, а уже исходя из ситуации воспринимать как признак лжи.

Самые точные признаки лжи — это мимические выражения человека [22]. Но вместе с тем это самый трудно обнаружимый признак. Причина сложности применения этого признака на практике заключается в многообразии выражений нашего лица. Мимические выражения бывают произвольными или непроизвольными (произвольные как правило менее правдоподобные чем непроизвольные). Произвольные выражения это те, которые человек использует с целью скрыть свое истинные эмоции. Например, когда отвращение скрывают за улыбкой. Непроизвольные выражения часто являются искренней реакцией на испытываемые эмоции. Но это не всегда так. Пол Экман описывает в своей книге такой феномен как «правила лица». Его суть заключается в приобретении человеком привычки выдавать наиболее социально приемлемые мимические реакции, скрывая при этом свои истинные эмоции. Происходит это чаще всего по этическим причинам. Эта очень сильная привычка, поскольку она вырабатывается с детства и ежедневно подкрепляется. В последствии она приобретает непроизвольный характер, и в итоге мы имеем непроизвольные (а значит и более правдоподобные) мимические выражения, не отражающие истинных эмоций. Одна и та же эмоция может по-разному отражаться на лице человека в зависимости от формальности ситуации, от силы эмоции, от наложений одной эмоции на другую. При всей сложности расшифровки человеческих мимических выражений, именно мимические выражения являются самым точным источником информации для верификатора, поскольку они могут дать информацию не только о наличии или отсутствии у человека эмоциональной реакции и ее характере (отрицательная эмоция или положительная), но и конкретизировать эмоции, испытываемые человеком. А из этого следует, что можно определить не только лжет ли человек, но и дать оценку причине его лжи. Но на житейском уровне понимания человеческой мимики, определять истинные эмоции человека по выражениям его лица, для большинства людей не представляется возможным.


Исходя из вышесказанного, следует заключить, что невербальные признаки нельзя трактовать как набор не связанных друг с другом сигналов, их нужно воспринимать целостно, в совокупности друг с другом, учитывая субъективные аспекты некоторых признаков. В противном случае информативность невербальных признаков практически сходит на нет. Определять и сопоставлять невербальные признаки лжи – это сложный, но крайне интересный и результативный процесс.

Заключение

Общаясь, люди используют все доступные им средства, чтобы их поняли. Первичным средством передачи информации является, конечно, язык. Однако в ситуации реальной коммуникации невозможно обращать внимание только на вербальное сообщение, не уделив внимания другому, не менее важному компоненту коммуникации – невербальному. При взаимодействии этих двух сторон коммуникации невербальные средства могут выполнять такие функции по отношению к речи как повторение, противопоставление, замещение, дополнение, акцентирование и регулирование.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.

Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.

Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.

Библиография

  1. Аминов И. И. Психология делового общения; Омега-Л - Москва, 2009. - 304 c.
  2. Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2009. С. 410-413.
  3. Базарный, Владимир Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / Владимир Базарный. - М.: Концептуал, 2015. - 432 c.
  4. Блюм М. А., Герасимов Б. И., Молоткова Н. В. Этика деловых отношений; Форум - Москва, 2009. - 224 c.
  5. Вилюнас В.К., Психология эмоций. Хрестоматия, Питер, 2012. - 496 с.
  6. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. 104 с.
  7. Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. – М: Лабиринт, 2003. – 320 с.
  8. Дементьев А. В. Способы и средства вербального отражения кинесики: на материале современного английского языка. М., 1985.
  9. Детская патопсихология. Хрестоматия, / Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2012. - 289 с.
  10. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Мате-риалы Международной научно-практической конференции. 2012. – С.92– 93.
  11. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. – 144 с.
  12. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  13. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. – NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. – С. 273. – 278.
  14. Ильин Е. П., Эмоции и чувства, СПб.: Серия «Мастера психологии», Питер, 2011 - 752 с.
  15. История зарубежной психологии. XIX–XX вв. Научные школы и теории современной психологии. Составитель О. П. Макушина. Воронеж Издательский дом ВГУ. 2015.
  16. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 2012.
  17. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации; Юрайт - Москва, 2012. - 480 c.
  18. Крейдлин Г. Е. Семантические типы жестов // Лики языка. М., 1998. С. 174-185.
  19. Кроль В. М. Психофизиология / В.М. Кроль, М.В. Виха. - М.: КноРус, 2014. - 512 c.
  20. Лабунская, В., Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учебное пособие /В. Лабунская.- Ростов: Феникс, 1999. – 608 с.
  21. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c.
  22. Левин К., Динамическая психология, Серия: Живая классика, М.: Смысл, 2011 г., - 576 с.
  23. Лучинин, А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А.С. Лучинин. - М.: Феникс, 2014. - 256 c.
  24. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник ЧГПУ. 2014. №8.
  25. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  26. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер, 2010.
  27. Михальчук Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум; Асар - Москва, 2009. - 256 c.
  28. Мудрая О. В. Функции невербальных компонентов в системе языка (на материале сравнения русского языка с английским): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1995. 16 с.
  29. Общая психология. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 128.
  30. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа», 2012.
  31. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2012.- 368 с.
  32. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 528 с.
  33. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций; Речь - Москва, 2012. - 336 c.
  34. Самыгин С. И., Руденко А. М. Деловое общение; КноРус - Москва, 2012. - 440 c.
  35. Современная психофизика / Под ред. В. А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 543 с.
  36. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.
  37. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2011. - 156 c
  38. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения; Академия - Москва, 2009. - 192 c.
  39. Экман Пол Психология лжи. Обмани меня если сможешь // СПб: Питер, 2010.
  40. Adler, R. B., Proctor, R. F., II Looking out, Looking in [Текст] / R.B. Adler, R. F., II Proctor. - Australia; Boston: Wadsworth/Cengage Learning, 2010.
  41. DeVito, J.A. Human communication: The basic course [Текст] / J.A. DeVito. – Boston; London: Pear-son/Allyn & Bacon, 2005.
  42. Scherer K.R. Die Funktionen des nonverbalen Verhaltens im Gespräch // Gesprächsanalysen: Vorträge, gehalten anlässlich d. 5.Kolloquims d. Inst. für Kommunikationsforschung u. Phonetik, 14.-16. Oktober 1976. – Hamburg, 1977. - S. 275-297
  43. Ting-Toomey, S. Communicating across cultures [Текст] / S. Ting-Toomey. – New York: Guilford Press, 1999.
  44. Все о психологии // Электронный журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu-psycho.ru/neverbalnaya-kommunikaciya.html. Режим доступа - свободный. (дата обращения 03.02.2017)
  45. Пиз Аллан Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Электронная библиотека ModernLib.Ru