Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа делилась на пары, в каждой из которых один участник -«руководитель», второй - «подчиненный».

Тренер выходил из аудитории с «руководителями» и сообщал, что они - руководители проекта по рисованию кошек.

Задача каждой пары - нарисовать кошку, при этом у «подчиненного» закрыты глаза, а «руководитель» имеет право давать только вербальные инструкции по рисованию отдельных элементов, без сообщения цели работы.

Затем каждая пара по очереди показывала свою работу, а «руководители» и «подчиненные» рассказывали, что мешало, что помогало им в процессе работы, описывали свои ощущения от совместной деятельности. Обсуждение.

Перерыв 15 мин

Целью следующего упражнения «Минута» является изучение ориентации во времени.

Участники закрывали глаза и старайтесь после команды ведущего («Начали») уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом они не должны были считать про себя. После того, как по ощущению прошла минута участник закрывал глаза, поднимал руку и сидел молча, ждал, пока не откроют глаза все участники.

Данное упражнение позволяет получить некоторую информацию об уровне адаптивности участников. Люди с низкой способностью к адаптации воспринимают минуту как временной отрезок, в реальности меньший, чем 60 секунд. Самое быстрое восприятие минуты может свидетельствовать о депрессии или переживании сильной тревоги.

Упражнение «Делу время — потехе час»

Цель. Осознание индивидуальной стратегии управления временем.

Упражнение выполнялось в подгруппах по 4-5 человек. Ведущий предлагал каждой подгруппе список пословиц и афоризмов, связанных с понятием времени, и просил проанализировать их. Каждый участник выбирал одну пословицу, которая совпадала с его жизненной философией, и одну, противоречащую его установкам и ценностям, и объяснял группе критерии выбора.

В упражнении «Поглотители времени» осуществлялся анализ существующих помех времени и выявление стратегий эффективного управления временем.

Ведущий делил группу на подгруппы, каждая подгруппа получала список «Поглотители времени» (нечеткая постановка цели, отсутствие приоритета в делах, неумение выбирать главное, попытка слишком много сделать за один раз, отсутствие ясного представления о предстоящих задачах и путях решения и т.д.).

Участники анализировали полученные списки и выбирали те ловушки времени, которые наиболее часто мешали им в работе, в жизни, затем ранжировали их. После этого каждый по кругу зачитывал три самых главных «пожирателя» времени. Затем ведущий обобщал сказанное и выделял несколько групп помех, актуальных именно для них и несколько стратегий преодоления.


Упражнение «Гардероб»

Цель. Создание каждым участником собственной схемы управления временем.

Первый этап. Группа делилась на пары, затем каждая пара в течение 10 минут рисовала идеальный шкаф на листе А4, в котором располагала необходимые вещи (каждая пара решает сама, какие вещи лучше всего разместить) на полках и вешалках, подписывая их.

Второй этап. После завершения рисования участники «слаживали» в шкаф еще несколько необходимых вещей, которые забыли положить.

Третий этап. Каждая пара показывали группе свой рисунок, рассказывала о первоначальном плане размещения вещей, сообщала о степени удовлетворенности действительным положением дел (на сколько процентов порядок в шкафу удовлетворяет каждого партнера), оценивала, насколько легко будет ориентироваться в шкафу при поиске необходимой вещи.

Четвертый этап. Ведущий интересовался у участников, как должен выглядеть идеально убранный шкаф, а затем просил каждую пару составить рекомендации себе по распределению вещей в шкафу.

В заключение упражнения ведущим была проведена аналогия между ошибками при распределении вещей в шкафу и при распределении времени.

В ходе обсуждения был обобщен опыт участников и их рекомендации на базе которых выделялись главные ошибки в управлении временем, оказывающие преграды для их успеха.

В следующем упражнении «Газета» проходила эмоциональная разгрузка участников.

Игроки встают с закрытыми глазами. Ведущий предлагает изобразить броуновское движение. «Вы — это атомы воды. Вода нагревается, атомы двигаются. Температура растет, атомы двигаются все быстрее и быстрее, вода закипает, поднимаются пузырьки, температура 1000С, вода булькает. Хаотичное движение. Выключили воду — образовались две молекулы = разделение круга на две (равные) группы. Задание группам — поместиться на газетном листе (газета большая)».

После 2,5 часов был объявлен перерыв на 60 мин.

После обеда проводилось упражнение-разминка «Четыре стихии», целью которого выступало развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Участники рассаживались по кругу и при соответствующих инструкциях выполняли определенные действия. Например, слово «земля», все должны опустить руки вниз; слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Далее с участниками проводилась мини-лекция «Цель» затем проводилось упражнение «Цель», направленная на повышение стрессоустойчивости, стрессовой толерантности.


Каждый участник получал бланк, где фиксировал цель, достижение которой является для него актуальным в настоящее время. Далее работа проходила в парах. Участники по очереди рассказывали друг другу о своих целях. Один из них выполнял роль консультанта, другой - клиента.

Далее проводилось обсуждение в соответствии с правилами формулирования цели (проверяется соответствие поставленной цели разработанным и зафиксированным в бланке критериям):

1. Реалистичность - наличие/отсутствие ресурсов, использование которых поможет ему достичь поставленной цели.

2. Эмоциональная привлекательность - представление себя в ситуации, когда уже достиг цели, и делаешь вывод о том, действительно ли это может принести положительные эмоции.

3. Личностная значимость.

4. Позитивная формулировка - успешными в жизни становятся люди, у которых сформирована мотивация достижения успеха (а не избегания неудач). Поэтому и формулировка цели должна содержать позитивную установку.

5. Экологическая проверка. Реализация цели не должна негативно сказываться на других сферах жизни человека и его окружения.

6. Если цель сформулирована корректно, можно переходить к анализу этапов ее достижения. Назначить точную дату, к реализации первого шага, ведущего к цели.

7. Обсуждение позитивных и негативных стимулов, которые будут помогать двигаться к цели.

После взаимного обсуждения и проверки, целей каждая пара участников рассказывала в кругу о результатах проведенного ими анализа.

Целью следующего упражнение «Время делиться» являлась активизация участниками друг у друга позитивных импульсов.

Группа делилась на пары, где участники сообщали своим партнерам:

- какую черту внешности в своем собеседнике они считают наиболее привлекательной,

- одно или два его особо приятных личных качества,

- один или два заметных способности или, возможно, даже таланта.

Каждый не только проговаривает свои чувства собеседнику, но и, выслушав, записывает мысли и реакцию партнера о себе в тетрадь и сохраняет эти записи на будущее. Когда у него будет «трудный» день - будет что позитивного почитать о себе и снять стресс.

Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»

Цель. Обобщение информации, полученной в течение дня.

Содержание.

Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом.

Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.


Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».

Обсуждение. Участники могут провести обсуждение тех качеств, которые наиболее часто (или наиболее редко) упоминались в резюме, проанализировать их и составить собственную программу, включающую формирование необходимых для стрессоустойчивости личностных качеств.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Цель: На сплоченность группы.

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Обратная связь, подведение итогов.

Участники, сидя в общем кругу, рассказывали, что нового и/или полезного они узнали в процессе занятия, что они постараются использовать в своей и в личной жизни.

Таким образом, в первый день тренинга была организована благоприятная психологическая атмосфера, в рамках которой были созданы отношения партнерства и сплоченности участников, были рассмотрены причины возникновения стресса, проводилось обучение умению распознавать характер ситуаций и действовать адекватно существующим условиям.

В основном специалисты были расположены к конструктивному взаимодействию, только в некоторых упражнениях возникали трудности исполнения.

В ходе второго дня осуществлялось обучение управлению и нейтрализации факторов возникновения стресса, умение отслеживать признаки стресса и последствий у себя и других людей.

Второй день прошел с наибольшим интересом и активным участием специалистов.

Многие были заинтересованы в проработке собственных стрессовых ситуаций, поэтому охотно включались в общую работу.

В последний день тренинга были проведены упражнения направленные на углубление знаний о методах самоконтроля и саморегуляции. Участники были обучены способам снижения эмоционального напряжения.

В последний день тренинга в группах был достигнут высокий уровень партнерства, сплоченности и открытости участников.

Специалисты выразили благоприятные отзывы о тренинге.

Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проходило в нескольких дошкольных учреждениях. В эксперименте приняли участие 38 воспитателей.


По результатам тестирования оказалось, что многих у специалистов (47,4%) наблюдаются низкий уровень стрессоустойчивости. Данные показатели свидетельствуют о том, что значительная часть личной энергии и ресурсов растрачивается на борьбу с негативными психологическими состояниями, которые возникают в процессе стресса.

В рамках измерения социально-психологической адаптации у большинства специалистов (55,2%) были зафиксированы низкие показатели, которые указывают на плохую приспособляемость в новой обстановке, сложностях в социальных контактах, отсутствие тяги с трудовой деятельности, сложностях переключения внимания с одного вида деятельности на другой, трудностях восприятия нового учебного материала.

В процессе диагностики эмоционального выгорания у многих специалистов по шкалам «эмоциональное истощение» (47,4%) и «деперсонализация» (50%) наблюдаются высокие показатели, а по шкале «редукция личных достижений» низкие показатели (50%). Полученные показатели свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, усталости, деформации отношений с другими людьми, а так же негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов.

По результатам измерения тревожности было зафиксировано, что у большинства испытуемых по шкалам «ситуативная» (55,3%) и «личностная» (47,4%) тревожность наблюдаются высокие показатели, что указывает на наличие напряженности, беспокойства и вегетативного возбуждения Как правило, данное состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы влияния стрессовой ситуации.

Профилактика стрессоустойчивости воспитателей дошкольных учреждений осуществлялась при помощи тренинговой программы, которая проходила в форме мини-лекций, игр и упражнений.

В экспериментальную выборку на контрольном этапе вошли специалисты, у которых в рамках исследования были зафиксированы низкие показатели стрессоустойчивости. Для удобства проведения тренинга экспериментальная выборка была поделена на две группы по 9 человек. С каждой группой было проведено по 3 занятия через день по 6 часов.

В первый день тренинга проводилось знакомство с группой. Были организованы благоприятные условия для создания партнерских отношений между участниками. Были проведены мини-лекции направленные на рассмотрение причины возникновения стресса, участники обучались умению распознавать характер ситуаций и действовать адекватно существующим условиям.