Файл: Реформа электроэнергетики РФ и мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Отсутствие независимой и объективной оценки общего фактического состояния энергетического оборудования энергообъектов РФ, а также государственного мониторинга надежности энергосистемы.

2. Несостоятельность системы анализа и прогнозирования потребления энергии на период от 5 до 15 лет.

3. Высокие удельные расходы топлива на производство как тепловой, так и электрической энергии. Одной из основных причин данного явления В.З. Салов считает недопустимые режимы работы ТЭЦ, неэффективные с экономической точки зрения. Объясняется это следующим: из-за высокой степени износа сетей и, как следствие, больших тепловых потерь, потребитель не получает тепло в требуемом объеме и надлежащего качества. Это подталкивает его к уходу от централизованного теплоснабжения и строительству собственных котельных. Потеря крупных тепловых потребителей (в первую очередь это касается промышленности и ЖКХ) приводит к снижению загрузки оборудования на существующих энергетических мощностях ТЭЦ и перерасходу топлива.

4. Потеря единого ответственного в лице энергосистемы, включающей как генерацию, так и передачу энергии, что в свою очередь приводит к снижению надежности энергосистемы, а также к безответственному отношению при выборе инжиниринговых компаний (предоставляющих в первую очередь проектные услуги), когда решающим фактором становится не качество предоставляемых услуг, а их цена.

5. Отсутствие эффективной системы контроля за изношенностью оборудования и остаточных ресурсов, утрата отлаженной и оснащенной ремонтной базы, подкрепленной квалифицированным персоналом.

6. В части инновационного развития, определяющего перспективы энергетики: отсутствие слаженной работы научных, проектных институтов и энергетических образований (ОАО «ВТИ», ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова», ОАО «ЭНИН», ОАО «Теплопроект», ОАО «ВНИПИ-энергопром», ОАО «Институт ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ» и др.) и установившихся связей между ними, своевременно обновляемой технической нормативной базы. Помимо этого, необходимо отметить, что российский машиностроительный комплекс в настоящее время не способен производить электротехническое оборудование, конкурентоспособное по сравнению с зарубежным по мощности, производительности и экологии. Это привело к значительному росту закупок зарубежного оборудования, которое зачастую не пользуется спросом в собственных странах в силу устаревших технологий или вовлечения в энергетику ВИЭ.

7. Перекос энергопотребления в сторону непромышленных потребителей, не подлежащих регулированию в отношении снижения тепловой и электрической нагрузки и требующего высокого уровня надежности, что в свою очередь предполагает комплексную модернизацию всего энергетического комплекса, а соответственно больших затрат на техническое перевооружение и генерации, и сетей.


Нигматулин Б.И. также говорит о том, что реформирование электроэнергетики не дало ожидаемых результатов ни по одному из направлений (обеспечение надежности и безопасности функционирования энергетической системы, доступность подключения мощности, оптимальная ценовая политика в отношении как промышленных, так и бытовых потребителей) и даёт свою оценку проблемам современной российской энергетики [12].

В первую очередь, Б.И. Нигматулин говорит о том, что энергетика должна иметь долгосрочную программу развития на 10-20 лет в связи с тем, что она является инфраструктурной отраслью, характеризующейся большой инерционностью и требующей значительных инвестиций не только в развитие, но просто в поддержание должного технологического уровня эксплуатации. При этом он подвергает жесткой критике существующие государственные стратегические планы развития данной отрасли, считая их несостоятельными по целому ряду причин:

1. Международное сопоставление стоимости электроэнергии и газа проводится с использованием среднегодового курса доллара ЦБ, а не паритета покупательской способности доллара (ППС$), рассчитанного по всему ВВП, что в свою очередь приводит к искажению фактических данных.

2. Неточность прогнозных оценок ведет к перерасходу дефицитных ресурсов.

3. Невозможность реализации в полном объеме принятой инвестиционной программы в силу ограниченности имеющихся финансовых, проектных и строительно-монтажных ресурсов. Дефицит инвестиций говорит о необходимости пересмотра существующей программы либо в сторону уменьшения инвестиционной составляющей, либо в сторону повышения эффективности использования инвестиций.

4. Экономически нецелесообразная структура инвестиционной программы[6].

Кроме критической оценки Энергетической стратегии России, Б.И. Нигматулин также провёл оценку, как технологического состояния отрасли, так и существующей системы управления, в ходе которой им были обнаружены существенные проблемы российского энергетического комплекса[12].

Во-первых, это высокая степень износа основных фондов энергетики (до 60%) при низких темпах их обновления и создания строительных заделов. Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Всё это приводит к снижению надежности и безаварийности электроснабжения потребителей, увеличению удельного расхода топлива, а также к сверхнормативным потерям в электрических сетях (до 14% вместо нормативных 8%)[18].


Во-вторых, это низкий КПД российских ГРЭС, обусловленный использованием паросилового цикла.

В-третьих, для российской энергосистемы характерен избыток установленных мощностей, вызванный диспетчерскими и технологическими ограничениями мощности, достигающими 14 %. Это приводит к завышению тарифов, т.к. избыточные мощности также оплачиваются потребителем, и снижению коэффициента использования установленной мощности (КИУМ)[17].

Следующей негативной тенденцией развития энергетики является резкое сокращение государственного финансирования НИОКР в электроэнергетике (основные вливания идут в атомную энергетику, находящуюся под исключительным контролем государства).

Одной из самых значимых проблем современной российской энергетики является неэффективность существующей системы управления, проявляющейся в следующем[7]:

- Отсутствие жесткой координации планирования электропотребления, развития генерирующих мощностей, электросетевого комплекса, газотранспортной системы, железных дорог, водных путей, автодорог, т.е. отсутствует достаточное инфраструктурное обеспечение электроэнергетического комплекса.

- Отсутствует эффективный механизм ценообразования – все участники рынка электрической энергии и мощности стремятся к увеличению цен своих долей, формирующих стоимость электроэнергии. При этом потребитель приобретает электрическую энергию по фиксированной цене, предложенной сбытовыми компаниями.

- Отсутствие систем учета и компенсации реактивной мощности и, как следствие, рост сверхнормативных потерь.

- Стимулирование правилами оптового рынка электрической энергии и мощности строительства дорогостоящих АЭС и ГЭС. Это связано с тем, что продажная цена электроэнергии на сутки вперед устанавливается по наибольшей (маржинальной) цене, которую указывает последний отбираемый поставщик. В первой ценовой зоне, это практически всегда газовые ТЭС, во второй – угольные ТЭС, чья стоимость электроэнергии ежегодно вырастает на 15-20% в связи с соответствующим ростом цен на органическое топливо. ГЭС и АЭС технологически не используют органическое топливо, поэтому рост маржинальной стоимости электроэнергии на оптовом рынке стимулирует необоснованный рост цены электроэнергии от этих станций. В результате, ГЭС и АЭС увеличивают чистую прибыль. Также имеет место дискриминация на оптовом рынке генерирующих компаний ТЭС по сравнению с Росэнергоатомом и Русгидро, у которых в себестоимость включена инвестиционная составляющая (около 50 млрд. руб. в год).


- Отсутствие независимого контроля над ценой ядерного топлива.

- Завышенная цена газа (на 10-15%), обусловленная отсутствием допуска независимых поставщиков к газотранспортной системе страны.

- Завышенная стоимость услуг на транспорт электрической энергии, отсутствие жесткого контроля со стороны ФСТ и Минэнерго за издержками при эксплуатации сетей и эффективностью реализации инвестиционной программы ПАО «Россети».

- Увеличение численности эксплуатационного персонала.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить основные особенности современного состояния энергетики России:

1. Лавинообразное нарастание процесса старения основного оборудования электростанций и электрических сетей, опережающее темпы обновления основных производственных фондов (свыше 30 лет проработали: почти 60% оборудования ТЭС, 80% – ГЭС, 35% – АЭС, 50% – ВЛ и 60% – подстанций единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС); в распределительном электросетевом комплексе выработало нормативный срок 70% оборудования). Характеристика возрастного состояния основного оборудования, по данным ИПНГ РАН, также представлена рис. 2.

Рисунок 2 - Характеристика возрастного состояния основного оборудования

2. Снижение надежности энергоснабжения и наличие сверхнормативных потерь как электрической, так и тепловой энергии.

3. Сокращение финансовых вливаний в НИОКР и, как следствие снижение научно-технического потенциала энергетической отрасли, а также отраслей отечественного энергомашиностроения и электромашиностроения (что в свою очередь приводит к отсутствию на российском рынке высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования, отставанию в сфере разработок, освоения и внедрения новых технологий производства, транспорта и распределения электроэнергии).

4. Перекос государственных инвестиций в сторону атомной энергетики и гидроэнергетики при дефиците частных инвестиций.

5. Недостаток маневренных электростанций, покрывающих пиковую и полупиковую зоны нагрузки и позволяющих обеспечить наиболее рациональную загрузку генерирующих мощностей.

6. Низкая экономическая и энергетическая эффективность отрасли, обусловленная низким КПД ТЭС, наличием сверхнормативных потерь, неоптимальными режимами работы ТЭЦ.

7. Недостаточный уровень доступности энергетической инфраструктуры, наличие технологических барьеров на оптовом рынке электрической энергии и мощности.


8. Высокая зависимость электроэнергетики от природного газа и угля.

Что же касается перспектив развития российской энергетики, то здесь также обнаруживаются расхождения государственных стратегических планов и сценариев развития и независимых экспертных оценок.

Согласно Проекту Энергетической стратегии России на период до 2035 года рассматриваются три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе[21].

Первый сценарий Консервативный. Его основными характеристиками являются: умеренные долгосрочные темпами роста экономики; активная модернизация топливно-энергетического и сырьевого секторов на основе импортных технологий и знаний; относительное отставание российской экономики в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Второй сценарий – Инновационный – характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Третий сценарий – Целевой (или форсированный) – разработан на базе инновационного сценария. Он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

При этом, в качестве основного рассматривается инновационный сценарий развития, что связано с негативной динамикой ВВП (постепенное замедление темпов роста в 2010-2012 годах и особенно неблагоприятные тенденции 2013 году), предполагающей, что в ближайшие годы темпы роста ВВП и большинства иных показателей, с высокой вероятностью, будут ниже даже консервативного сценария.

Данный сценарий предполагает модернизацию электроэнергетики России, которая преследует следующие цели (Программе «Модернизация электроэнергетики России на период до 2020г.»):

1. Кардинальное обновление электроэнергетики России на базе отечественного и мирового опыта.

2. Преодоление нарастающего технологического отставания, морального и физического старения основных фондов.

3. Повышение надёжности энергоснабжения и энергетической безопасности страны.

4. Снижение роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

За счет реализации данных мероприятий предполагается достижение следующих целевых показателей:

- Вывод из эксплуатации физически и морально изношенного оборудования – 26405 МВт, ввод новых мощностей – 83301 МВт;