Файл: Реформа электроэнергетики РФ и мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие преобразования приведут к снижению объемов неплатежей, управленческих и юридических расходов, повысят надежность электроснабжения и будут способствовать заключению свободных двухсторонних договоров на поставку ЭЭ.

В результате реформы электроэнергетики цена ЭЭ на ОРЭ определяется коллективным поведением небольшого количества крупных собственников ГК, а потребители, фактически являясь инвесторами, лишены реальной возможности в краткосрочной и среднесрочной перспективе существенно влиять на стоимость ЭЭ.

Основной проблемой потребителей, обеспечивающих финансовые потоки ГК территориальным сетевым и инфраструктурным организациям, остается существенный рост цен на ЭЭ в основном из-за использования маржинального принципа ценообразования и существенного роста сетевой составляющей.

Применение данного принципа позволяет получить незаслуженную прибыль базовым наиболее экономичным электростанциям, меньше всего нуждающимся в реконструкции и модернизации. Использование этого принципа позволило в разгар финансового кризиса ГК, в отличие от других сегментов экономики, повысить свою доходность даже при снижении спроса на ЭЭ в ущерб интересам промышленности и населения[21].

По нашему мнению, сверхприбыли ГК, рассчитанные по разнице справедливой и маржинальной цен, должны быть ограничены органом государственного регулирования в размере, необходимом для модернизации станционного оборудования, что обеспечит интересы собственника в росте стоимости компании, а в случае неиспользования этих средств она должна быть передана в фонд развития распределительных сетей.

Свой вклад в рост цен на ЭЭ вносят и сбытовые компании, так как в большинстве случаев у потребителей недостаточно квалификации для анализа ценовой конъюнктуры рынка и нет возможности проверить обоснованность выставленных счетов, поэтому им приходится соглашаться с завышенными расчетами сбытовых компаний.

Для устранения возможности искусственного завышения цены покупки ЭЭ и мощности с ОРЭ недобросовестными сбытовыми копаниями предлагается публиковать на сайтах АТС необходимые статистические данные о составляющих средневзвешенной нерегулируемой цены на ЭЭ.

В настоящее время государство и субъекты рынка, кроме потребителей, не заинтересованы в снижении цен на ЭЭ, в результате чего наблюдается «выжимание» максимального дохода из потребителя. Реформа привела к значительному росту аппарата государственного регулирования и размыванию ответственности и координации деятельности структур государственного регулирования[9].


Ситуация усугубляется нерешенностью противоречий между группами интересов и появлением непредвиденных обстоятельств. В этих условиях компаниям необходимо четкое понимание экономического, социального и стратегического регулирования с целью формирования коалиции для поддержки той или иной стратегии в отношении регулирования.

Повысить эффективность управления и регулирования можно, устранив дублирование, существенно сократив число организаций, занимающихся регулированием деятельности субъектов электроэнергетики, уточнив функции и ответственность каждого.

Существующая нормативно-правовая база допускает включение инвестиционной составляющей в тариф, что приводит к его росту, даже при отсутствии освоенных средств в технологическую модернизацию сетей.

Неэффективность формы контроля за инвестициями со стороны органов государственной власти и система самоконтроля в электросетевых компаниях позволяют переложить все риски и проблемы сетевых компаний на плечи потребителей[4].

Для кардинального улучшения качества инвестиционного процесса предлагается использовать адресные субсидии из федерального бюджета с одновременным исключением их из бюджетов сетевых компаний. Для этого в федеральном бюджете должен быть сформирован фонд, в котором сосредоточена часть инвестиционной составляющей.

Использование инвестиций не из амортизационных отчислений, капитализации прибыли или от внешних инвесторов, а за счет средств потребителей не стимулирует сетевые компании к внедрению инновационных технологий или использованию нового экономичного оборудования, так как слаб контроль за их расходованием и нет необходимости возвращать инвестируемые средства[22].

Сделать механизм финансирования инвестиционных проектов более привлекательным, прозрачным и эффективным можно, придав потребителям права инвесторов, когда используется возможность обмена в уполномоченном банке сертификата на сумму накопленной потребителем инвестиционной составляющей.

Основные направления совершенствования государственного регулирования, представлены на рис. 2[23].

Министерство энергетики, решая стратегические задачи и разрабатывая множество фундаментальных перспективных документов, не в состоянии эффективно решать все накопившиеся и возникающие проблемы ввиду реализации интересов правительства и в ущерб интересам потребителей.

В настоящее время можно наблюдать раздробленность регулятивной ответственности, появление рисков, связанных с дублированием функций, отсутствием четко оговоренной свободы действий, заинтересованностью сторон при решении проблем рыночной власти и слабости рыночных механизмов[24].


Состояние региональной энергетики и результат анализа существующих проблем ОРЭ и РРЭ показали необходимость создания единого регионального энергетического агентства, функциями которого должны стать:

- обеспечение качественного и надежного электроснабжения промышленных потребителей и населения по минимальной цене, на основе согласования интересов как поставщиков, так и потребителей;

- создание условий для пополнения основных и оборотных фондов электросетевых компаний и формирование зоны предсказуемости тарифов на ЭЭ;

- выполнение функций регионального администратора, привлекающего андеррайтеров для выпуска и размещения ценных бумаг на величину накопленной потребителями инвестиционной составляющей для обеспечения им прав инвесторов;

- создание региональной системы составления балансов ЭЭ, мониторинга потерь ЭЭ и обеспечение прозрачности результатов функционирования хозяйствующих субъектов;

- формирование руководящего кадрового состава для отрасли и выполнение функций по внесудебному улаживанию возникающих конфликтов;

- создание мощных территориальных организаций с целью снижения издержек при ремонтах и наладке электрооборудования, препятствующих аутсорсингу при помощи аффилированных компаний и т. д.

Главными критериями отбора и расстановки руководящих кадров для успешного продолжения реформы должен стать опыт, успехи в работе в отрасли и наличие базового инженерно-технического и экономического образования[4].

Принятие решений органом регулирования должно быть открытым, понятным, с предварительным обсуждением без финансовой и политической заинтересованности и сводящее к минимуму конфликт интересов.

Рост экономической эффективности работы электроэнергетики возможен путем неординарных эффективных решений на новой технологической основе с максимально возможным привлечением негосударственного капитала и лучшего управленческого опыта. Требуется корректировка законодательной базы с целью создания условий внедрения эффективных мероприятий по снижению потерь ЭЭ вне зависимости от корпоративных интересов[25].

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. Основными причинами неудач реформы и появления множества проблем реформирования и неэффективного управления отраслью является отсутствия четких целей и стратегии дальнейших преобразований в отрасли и рынке ЭЭ, несовершенство нормативной базы и системы нормативно-технических требований, а также незавершенность правовой базы.


2. Усиление роли органов государственного регулирования связано с тем, что процессы долгосрочного развития электроэнергетики и рынка ЭЭ не полностью обеспечиваются рыночными сигналами в силу гарантированного спроса на ЭЭ и его неэластичности, поэтому требуется постоянное вмешательство государственных органов регулирования. До разработки новой модели рынка ЭЭ для снижения ее стоимости, целесообразно обязать сетевые компании выполнять функции гарантирующих поставщиков.

3. Органы государственного регулирования не имеют реальной возможности получать достоверную информацию о деятельности субъектов рынка, поэтому необходимо предпринять меры для обеспечения прозрачности отрасли с точки зрения ценообразования, доступности коммерческой информации и модернизировать систему управления сетевым комплексом.

4. Назрела необходимость в ограничении незаслуженной прибыли ГК при маржинальном ценообразовании и придания потребителям прав инвесторов.

5. Для улучшения качества инвестиционного процесса предлагается использовать адресные субсидии из федерального бюджета с одновременным исключением их из бюджетов сетевых компаний.

6. Создание регионального энергетического агентства позволит создать зону предсказуемости тарифов на ЭЭ, анализировать результаты управления и регулирования в территориальных сетевых организациях, уменьшить издержки на выполнение ремонтных и наладочных работ, внесудебно уладить возникающие конфликты и будет способствовать созданию региональных систем составления балансов ЭЭ и осуществлению мониторинга ее потерь, а также оценки эффективности работы руководящих кадров и т.д.

Заключение

Цель курсовой работы заключалась в оценке и анализе результатов и перспектив реформы электроэнергетики в России.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- в первой главе дана оценка современному состоянию электроэнергетики России;

- во второй главе проанализированы проблемы современной электроэнергетической отрасли и стратегические пути их решения.

В результате, изучив и проработав материал по теме, мы пришли к следующим выводам:

Электроэнергетика является одной из отраслей экономики, от которой во многом зависят экономический рост и экономическое состояние страны в целом. Её надёжное и стабильное функционирование влияет на экономику страны и уровень жизни её граждан. Электроэнергетика пережила далеко не одну реформу, но эффективный уровень её развития и решение некоторых фундаментальных проблем так и остаются под вопросом. В настоящее время большинство учёных и экспертов сходятся в том, что Россию и весь мир ожидает энергетический кризис, поэтому одним из приоритетных направлений развития экономики является энергоэффективность – это снижение потребления энергоресурсов предприятиями и населением страны. В первую очередь это определяется необходимостью снижения нагрузки на окружающую среду в части потребления энергоресурсов и связанных с потреблением образований отходов, выбросов, сбросов, а также с увеличивающимися требованиями к энергетической эффективности во всём мире. В настоящее время провести анализ электроэнергетического комплекса весьма сложно. Статистическая информация различных официальных источников порой не совпадает. Достаточно трудно, а порой и невозможно в видах деятельности дифференцировать электроэнергию и тепловую энергию из общего объёма. Все это и многое другое осложняет анализ рынка электроэнергетики. Для эффективного функционирования электроэнергетики в России требуется решить ряд проблем и вопросов, также природоохранные задачи, прежде всего в рамках повышения экономичности энергопроизводства.


Результаты проведенной реформы электроэнергетики показали, что так и не создан конкурентный рынок электроэнергии (ЭЭ), не произошло снижения или хотя бы стабилизации цен на ЭЭ, не ликвидировано перекрестное субсидирование, не привлечены частные инвестиции в развитие отрасли, отсутствует четкая стратегия дальнейших преобразований, произошло значительное усложнение системы управления и регулирования.

В условиях зависимости экономики от электро- и энергоснабжения, а также социальной значимости ЭЭ требуется постоянное вмешательство органов государственного регулирования, так как рыночные силы, так и не смогли повысить эффективность энергетики, а привели к возникновению множества проблем, среди которых необходимо выделить:

- несовершенство существующей модели рынка, основанной на использовании маржинального тарифообразования, приводящего к необоснованной прибыли генерирующих компаний (ГК) и недостатку инвестиций в модернизацию сетевой инфраструктуры;

- отсутствие методик оценки эффективности внешних инвестиций;

- отсутствие нормативно-правовых актов вывода из эксплуатации неэффективной генерации и выделения адресной помощи населению, которое не в состоянии оплачивать рост тарифов;

- существенный рост задолженности участников оптового (ОРЭ) и розничных рынков ЭЭ (РРЭ) и появление неплатежей за услуги по передаче ЭЭ;

- отсутствие прозрачной системы управления и регулирования ОРЭ и РРЭ, а также четких и понятных всем целей дальнейших преобразований в электроэнергетике;

- рост неплатежей и стоимости ЭЭ для промышленных потребителей и населения;

- отсутствие стимулов к снижению стоимости ЭЭ у субъектов рынка ЭЭ;

- снижение региональными властями ответственности за надежное и качественное электроснабжение территорий;

- отсутствие системы долгосрочного регулирования;

- полная непрозрачность результатов работы отдельных субъектов рынка и т. д.

Для совершенствования и наиболее эффективного функционирования электроэнергетики в первую очередь необходимо принять конкретные меры по улучшению работы в данной отрасли. Прежде всего, ограничить использование устаревшего оборудования или вывести его из эксплуатации полностью, если оно не отвечают необходимым требованиям и понесло физический и моральный износ.

Необходимо проводить аудит состояния электросетевого комплекса и создать систему мониторинга распределительных электрических сетей.

В плане коммерческого учёта электроэнергии необходимо более усовершенствованное развитие интеллектуальных приборов учёта в организациях.